Как правильно подать сигнал бедствия

Как правильно подать сигнал бедствияПиротехнические сигнальные средства

Дальность обнаружения одиночной фигуры человека, равно как и небольшой группы людей, при наблюдении в дневное время с самолета, пролетающего на высоте 200 м, составляет: летом — 1—1,5 км, зимой — 1,6—1,8 км. Для увеличения действенности визуального поиска потерпевшим необходимо использовать дополнительные технические средства, к которым в первую очередь относится различной мощности и назначения сигнальная светодымозвуковая пиротехника (парашютные ракеты, ракетницы, патроны-мортирки, ПСНД, фальшфейера, дымовые шашки и т. п.).

Мало найдется аварийных наборов, в комплект которых не входили бы одна или несколько сигнальных ракет. Существует множество типов сигнальных, осветительных и других ракет (одно- и многозвездочных, красных, белых, зеленых и т. д.), предназначенных для аварийной и прочей сигнализации, освещения, других узкоспециальных целей.

Сигналом бедствия принято считать одну или несколько ярко-красных или малиновых звездочек, выпускаемых поодиночке через короткие промежутки времени с помощью пистолета-ракетницы, или долгий красный свет планирующей парашютной ракеты (рис. 20).

Как сигнал бедствия могут быть истолкованы огни любых других ракет^ выпускаемые сериями по три штуки, с небольшими интервалами между выстрелами.

Малая сигнальная ракета имеет диаметр 32 мм, длину 230 мм, массу 190 г. Высота подъема звездочки — 150 м, время горения — 6—12 с.

enciklopedia-20.jpg

Рис. 20

Парашютная ракета бедствия (РПСП-40, ПРБ-40, РБ-40Ш) диаметром 44мм,длиной212мм, массой 390 г отличается более интенсивным и долгим свечением сигнальной звездочки и большей высотой ее подъема (вплоть до 300 м). Цвет звездочки —только красный. Продолжительность светового сигнала может составлять 30 с и более. Мощность сияния достигает 40 тыс. свечей. При благоприятных погодных условиях световой сигнал большой парашютной ракеты может быть замечен за 25—30 км от места подачи ночью и за несколько километров — днем (рис. 21).

Комбинированная сигнальная ракета, похожая на них внешне, но чуть большая по размеру (диаметр 41 мм, длина 255 мм, вес 450 г), дает на высоте 200 м светозвуковой сигнал: пять красных огней, горящих в течение 5 с, и воющий звук, длящийся 8 с.

enciklopedia-21.jpg

Приведу отрывок из инструкции по использованию сигнальных парашютных ракет:

1.               Взять ракету в левую руку так, чтобы пальцы плотно охватывали металлическую гильзу пуске вой трубки, а ладонь не закрывала колпачка.

2.              Правой рукой отвернуть колпачок, осторожно освободить вытяжной шнур с кольцом, взять кольцо в правую руку.

3.           Придать ракете требуемое направление: осветительныеракетыдержатьподуглом50—60°,сигнальные — под углом 70—90°. В зимнее время угол О’ стрела осветительных ракет рекомендуется увеличить.

4.                   Произвести правой рукой вдоль оси ракет резкий рывок вытяжного шнура на себя (рис. 22).

enciklopedia-22.jpg

5. Если необходимость использования ракеты отпала, то шнур с кольцом уложить внутрь ракеты и навернуть колпачок.

К недостаткам ракет можно отнести их значительные размеры и вес.

Сейчас вместо парашютных ракет иногда используются небольшие патроны-мортирки, запускаемые с помощью специального механизма, размерами чуть больше авторучки и, кстати, имеющего вид авторучки. При выстреле мортирка, взрываясь на высоте 50—80 м, образует яркую звездочку, которая горит в небе примерно 5 с и может быть замечена на расстоянии до 7—10 км (рис. 23).

enciklopedia-23.jpg

Рис. 23

Еще один тип мортирок, используемых в отечественных армейских комплектах, показан на рис 24.

Туристы, альпинисты и другие самодеятельньк путешественники чаще всего берут с собой в поход в качестве аварийного сигнального средства патрон к ракетнице. Правда, от самой ракетницы из-за её чрезмерной величины и веса они отказались и изготовляют из алюминиевого сплава самодельные короткоствольные ракетницы, вес которых не превышает 50 г. Чертежи таких ракетниц можно найти в специальной туристской литературе.

enciklopedia-24.jpg

Рис. 24

В охотничьих магазинах иногда продаются особые сигнальные патроны, которые могут отстреливаться из обыкновенного охотничьего ружья. Существуют также различные сигнальные пистолетные и винтовочные трассирующие патроны. Все они предназначены для подачи аварийного сигнала из боевого и охотничьего нарезного оружия.

В последнее время широкое распространение получило газовое оружие, которое, кроме общеизвестных патронов слезоточивого и шумового действия, способно отстреливать и светосигнальные заряды. Надо только позаботиться, чтобы в снаряженной обойме находилось хотя бы несколько подобных патронов, потому что слезоточивой начинкой ведущим поиск спасателям о себе сообщить мудрено. Разве только вдосталь поплакать по поводу забытых дома в тумбочке сигнальных зарядов.

Следует учитывать, что световая мощность подобных вспомогательных боеприпасов, высота выброса заряда и время горения сигнальной звездочки много ниже, чем парашютных осветительных ракет. Поэтому лучше иметь их больше и отстреливать только тогда, когда есть вероятность, что их заметят.

Патроны сигнальные ночного и дневного действия (ПСНД), имеющие цилиндрический корпус длиной 172 мм, диаметром 35 мм и весом 190 г (рис. 25), пользуются заслуженным признанием у путешественников. Принцип действия у них тот же, что и у ракет. Патрон приводится в действие выдергиванием запального шнура. Только необходимо помнить:

enciklopedia-25.jpg

Рис. 25

расположение пускового шнура в сигнальном патроне противоположно ракете! То есть сигнал срабатывает в ту же сторону, куда дергается шнур! Если i этом забыть и выдернуть шнур не от себя, а по раке ной привычке—к себе, можно сильно опалить ли] (рис. 26)1

Пусковой шнур у ПСНД расположен там же, ку, смотрит сигнальное сопло!!!

Предел обнаружения ночного сигнала ПСЫ (ярко-оранжевое или малиновое пламя) достигает в темное время суток 15—20 км, если наблюдать его с самолета, летящего на высоте 500 м. Дневш сигнал (малиновый дым) с той же высоты можно быть замечен на расстоянии до 5—8 км. При наблюдении с мостика корабля предел обнаружен!

enciklopedia-26.jpg

Рис. 26

ночных и дневных сигналов уменьшается на 20—30%. Лучше всего дневной дымовой сигнал читается на фоне снега, льда, воды, а вот в песках пустыни или в густолесье его можно не заметить в трех сотнях шагов. Действие сигнального патрона кратковременно — не более 10—20 с. Для того чтобы не перепутать в темноте стороны сигнального патрона, надо помнить, что крышка дневного сигнала плоская и ровная, а «ночная» имеет углубление.

Кроме того, существуют специальные фальшфейеры, факел-свечи, дымовые шашки и тому подобные пиротехнические средства, которые способны гореть дольше, иногда до 10 мин и более. Обычно они используются для аварийно-поисковой сигнализации в транспортных, природоохранных и прочих ведомствах.

Сигнальное зеркало

Как его называют в специальной литературе гелиограф в дословном переводе обозначает «пишущий солнцем», что объясняет его назначение.

Обычно человек, впервые увидевший сигнальное зеркало, вертит его в руках, хмыкает и качает головой, всячески выражая свое к нему недоверие.

— Мне всучили какую-то железку и пытают» убедить, что с ее помощью можно подать сигнал бедствия. Да надо мной просто-напросто издеваются! — негодует он.

А зря. Инженеры подсчитали, что яркость светового сигнального зайчика при угле стояния солнца в 90° составляет без малого 7 000 000 свече Вспышка сигнального зеркала в безоблачный, солнечный день обнаруживается с самолета, летящее на высоте 1—2 км, на расстоянии в 20—25 км, а в hi которых случаях—до 40 км! Воттак «железка»! Ку; до нее ракетам и пиропатронам! Кстати, сигналным зеркалом можно давать аварийный сигнал t только днем, но и ночью в полнолуние и даже в т] манной дымке.

Известно много типов сигнальных зеркал, в то числе и недавно появившиеся и ставшие доступнь ми нашему путешественнику образцы, предсш ленные в каталогах туристического снаряжени многих западных стран. К примеру, новая модел сигнального зеркала «Maudau» обеспечивает то1 ность подачи светового сигнала на расстояние свьше 30 км. Еще одним его достоинством является то, что оно не тонет в воде.

Двойное сигнальное зеркало (рис. 27) состоит из двух соединенных другсдругом с помощью небольших петель зеркальной и матовой створок. Размер наиболее часто используемого в индивидуальных аварийных комплектах малого сигнального зеркала составляет 5×8 см. Принято считать, что дальность обнаружения его сигнала может достигать 14 км. Большое сигнальное зеркало имеет размеры сторон 12,5×8 см и может быть замечено на расстоянии, превышающем 30 км.

В аварийной ситуации матовую створку двойного сигнального зеркала можно изготовить из куска фанеры, пластмассы и даже толстого картона.

enciklopedia-27.jpg

Рис. 27

Петли можно сделать из свернутой в кольца тонко металлической проволоки или «сшить» створки помощью крепкой нити. Чтобы подать сигнал, рас кройте створки до упора (примерно под угло 60—70°) и через отверстие, проделанное в центр зеркала, следите за целью. Видимое с обратной стс роны зеркала солнечное пятно, упавшее на матову] створку, совместите с отверстием. Следите за дви жущейся целью, непрерывно совмещая пятно с от верстием.

Сигнальное зеркало в работе — достаточна сложный инструмент (по крайней мере, сложне ракеты, где для подачи сигнала достаточно дернут за пусковой шнурок), поэтому научиться с ним об ращаться желательно заранее. Вникать в инструк цию в тот момент, когда над головой слышен ryj самолета, поздно. Чтобы понять принцип работь зеркала, необходимо потренироваться в подач< сигнала, используя в качестве объекта слеженю близкорасположенный предмет, на котором буде-хорошо различим сигнальный «зайчик».

Подавать световой сигнал зеркалом имеет смысл не только непосредственно заметив самолет или судно, но и на всякий напоминающий гул моторов звук В отличие от ракет, зеркалу от этого не убудет. Оно. если с ним правильно обращаться, — «вечное».

Более того, некоторые памятки рекомендую! периодически пробегаться световым «зайчиком» вдоль линии горизонта, так как известны случаи, когда пилоты поисковых самолетов замечали этот посланный наугад сигнал много раньше, чем потерпевшие были способны увидеть или услышать сам самолет. Кстати, по статистике самый безопасный вид транспорта — самолет, а купить дешевые авиабилеты можно заранее перед путешествием.

Обычное одностороннее зеркало, не имеющее отверстия, тоже можно применять для направленной подачи сигнала бедствия. Для этого надо, удерживая зеркало одной рукой близко от лица или даже прижимая задней стенкой к щеке, повернуть его таким образом, чтобы отраженный луч («зайчик») был направлен в нужную сторону. Затем вытянуть другую руку в направлении объекта визирования и «посадить» его на кончик отведенногобольшого пальца. Поворачивая плоскость зеркала, добиться, чтобы отраженный блик попал на большой палец. Продолжая удерживать большой палец на объекте и одновременно в луче «зайчика», поворачиваться в направлении движения самолета или судна (рис. 28).

enciklopedia-28.jpg

Для постоянной и, так сказать, автоматическс подачи светового сигнала бедствия импровизирс ванное зеркало можно попытаться закрепить с п< мощью простейших вязок или резинок на лбу ил на головном уборе, по возможности параллелью плоскости глаз. И идти куда требуется, стараяс чтобы световой «зайчик» бегал вдоль линии гор* зонта. Прослеживать направление блика можно ь близких предметах—земле, листве кустов и дерев! ев. Постепенно у человека вырабатывается «чувст во луча», и он посылает зайчик куда нужно, не зад; мываясь, одним-единственным поворотом головь

Самодельное сигнальное зеркало можно изгс товить из жести, металлической фольги, обертки с шоколада и конфет, нескольких обычных карман ных зеркал, сколов слюды, осколков настенног зеркала, висевшего в туалете потерпевшего катает рофу самолета, или зеркала заднего вида автомоби ля и т. д. Далеко виден блеск широкого лезвия ножг дна консервной банки, полотна пилы-ножовки и пр

Чтобыубедитьскептически настроенного чита теля в действенности подобных импровизирован ных зеркал, сошлюсь на один исторический преце дент. «…Чечони, который раньше обещал, что по кажет всем остальным, как надо сигнализировать решил использовать зеркало: тонкую деревянну* дощечку оклеил блестящими листочками станио ля. Ему посчастливилось — солнечный зайчик, от раженный от его примитивного зеркала, попал Мад даленте прямо в глаза и был (если не считать радио

единственным сигналом, который летчик своевременно заметил»,—так писал в своих воспоминаниях Бегоунек, один из участников трагедии, случившейся в 1928 году с дирижаблем «Италия». Станиоль от плитки шоколада, обычная золотинка, спасла людям жизнь!

Светоотражающие свойства металлической фольги можно с успехом использовать не только в сигнальных зеркалах. Например, в непосредственной близости от лагеря будет полезно развесить полоски фольги на ветках одиноко стоящего дерева. Блестя на солнце, они будут издалека привлекать внимание (рис. 29).

С той же целью можно раскладывать на склонах холмов листы фольги, предварительно несильно их

enciklopedia-29.jpg

Рис. 29

смяв для образования множества отражающих плоскостей.

Наконец, можно прикрепить фольгу к куску фанеры, доске или раздвоенной на конце ветке и полученную блестящую пластину свободно подвесить на открытом месте на верхушке вбитого в землю высокого шеста. Пластина, постоянно вращаясь на ветру, будет давать хорошо заметные световые сигналы (рис. 30).

Кроме фольги и лучше, чем фольгу, использовать для аварийной сигнализации металлизированные пленки. Упрощенно говоря, это тот же полиэтилен, но с нанесенным на его поверхность тонким металлическим слоем белого, золотистого или иного цвета. Такая пленка легче и компактней фольги и за счет тягучести более прочна.

enciklopedia-30.jpg

Рис. 30

Сигнальный костер

Костер — самый простой и, наверное, самый древний способ сигнализации. С незапамятных времен воины на дальних заставах при приближении врага поджигали заранее заготовленные вязанки хвороста, и яркий огонь на вершине холма или столб дыма, поднявшийся в небо, сигнализировали об опасности.

Эффективность сигнального костра зависит от места его разведения. Понятно, что, если спрятать костер в лесную чащобу или на дно ущелья, толку от него будет немного. И наоборот, костер, разложенный на открытой, хорошо просматривающейся с земли и воздуха местности — высоком голом холме, опушке леса, большой поляне, безлесном островке посреди водоема, возвышающейся над лесным массивом скале, — виден издалека. Отмечены случаи, когда вясные, безветренные дни вертикальные дымовые столбы были различимы на расстоянии, превышающем 50 км! Правда, и костры эти были соответствующего масштаба (рис. 31).

Лучше приготовить не один костер, так как его наблюдатель может принять за случайный, а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры. Например, три костра, расположенные друг от друга в трехстах метрах и образующие треугольник, или те же три костра, вытянутые по прямой линии, являются международным сигналом бедствия. А пять костров, расположенных в форме

enciklopedia-31.jpg

Рис. 31

буквы «Т», указывают на место безопасной посадки. Этой буквой размечали посадочные полосы еще партизаны во время Отечественной войны.

В любом случае расстояние между кострами должно быть не меньше 30—50 м. Возле каждого ко-стровища необходимо сложить дополнительный запас дров. В данном случае экономить силы и время не стоит. Пусть лучше пропадут впустую несколько кубов заготовленных дров, чем в самый ответственный момент для поддержания огня не отыщется сухого полена. Во время сильного снегопада или дождя костровища и запасные дрова необходимо защитить от намокания, накрыв куском полиэтиленовой пленки, тканью или толстым слоем елового лапника.

При устройстве сигнального костра в дождливую, ненастную погоду его лучше сделать двойным.

На нижнем ярусе, на высоком дровяном настиле, приготовить растопку и сухие поленья, а верхний, который должен образовать влагозащитную крышу, выложить из сухого лапника или из веток деревьев лиственных пород с подсохшими листьями. При необходимости растопка поджигается и, в свою очередь, поджигает «крышу».

На переувлажненной почве, тем более на болоте, необходимо соорудить высокий помост, изолирующий топливо костра от влаги (рис. 32).

Особенно хорошо заметны костры, разложенные на плотах, стоящих на якорях посреди водоема. Для того, чтобы бревна плотов не загорелись, их сверху надо выложить камнями или подушкой из земли, дерна, песка. В густолесье, где почти отсутствуют свободные от деревьев и кустарника простран —

enciklopedia-32.jpg

ства, такой способ костровой сигнализации бывает единственно возможным (рис. 33).

На больших незалесенных полянах допустимо сооружать сигнальные факелы-костры. Для этого отдельно стоящее, желательно хвойных пород, дерево под нижними ветками обкладывается со всех сторон растопкой, которая в момент прохождения самолета поджигается. Вспыхнувшая крона дерева дает очень мощный, далеко заметный световой факел. Применяя такой способ аварийной сигнализации, следует самым тщательным образом соблюдать противопожарную безопасность — очистить пространство возле дерева от сухой травы и валежника, убедиться, что даже при самом сильном ветре подхваченные им искры не достигнут лесного массива. Удобнее всего, когда с подветренной стороны

enciklopedia-33.jpg

Рис. 33

такого дерева-факела расположен крупный водоем, идеально—если оно растет на лишенном растительности острове.

В непосредственной близости от костровищ надо оборудовать круглосуточный наблюдательный пост, где разжечь и поддерживать постоянный огонь в небольшом запальном костре.

При появлении самолета, проплывающего по реке или морю судна, любого другого транспортного средства или людей с помощью углей и горящих поленьев, вытащенных из запального костра, быстро разжигаются большие сигнальные костры. Сам запальный костер в этот момент заваливать дополнительным топливом не следует, а надо попытаться раздуть пламя или несколькими ударами по горящим дровам поднять сноп искр.

Одиночный костер рекомендуется периодически прикрывать куском ткани или пучком лапника, в крайнем случае загораживать своим телом. Прерывистый сигнал обращает на себя больше внимания, чем постоянный. Таким же способом можно передавать сигнал бедствия с помощью азбуки

Морзе.

В ясную, солнечную погоду хорошо заметен белый клубящийся дым. Для его получения в разго-ревшийся костер подбрасываются сырые ветки, мох, трава. В пасмурную погоду лучше виден темный дым — в огонь добавляются зеленые листья, куски резины, покрышки и камеры от колес автотранспорта, пластик, еловый лапник, сырой мох, промасленные тряпки. В сомнительных случаях лучше давать комбинированный сигнал — белый и темный дым от двух близко расположенных друг к другу костров.

В пустынной местности для подачи дымового сигнала можно использовать емкости, наполовину наполненные песком, пропитанным смазочными материалами, соляркой, бензином. Ночью можно поджигать собранную и связанную в пучки сухую траву, кустарник.

Ярко горящий в ночи костер пилот пролетающего самолета или вертолета может заметить за 20км. При наблюдении с земли костер виден за 8 км. Надо сказать, неплохая результативность у столь архаичного сигнального средства. Но и тут свой изъян имеется. Всем хорош сигнальный костер, вот только с собой его не унесешь. А жаль! Самолет быстро летит, ему не крикнешь: «Эй! Погоди маленько! Я только дров нарублю да костер разожгу!»

Услышишь шум моторов, начнешь хворост ломать, а самолета уже нет. Что же делать?

На этот случай предусмотрительный потерпевший, прежде чем отправиться в путь, заготовит несколько факелов. Кстати, они и от зверя уберечься помогут, и костер поддождем развести. Чтобы изготовить сигнальный факел, надо с нестарой, лучше погибшей, березы надрать побольше сухой бересты. Свернуть ее в свободный свиток и насадить на длинную палку. Такой берестяной факел будет гореть очень долго, давая вокруг себя яркий, ровный свет. Если им размахивать над головой или периодически закрывать пламя, сигнал будет более заметен. Продолжительность горения факела и интенсивность свечения зависят от количества бересты, толщины и плотности свитка.

В крайнем случае в качестве примитивного факела можно использовать пучок из двух-трех заранее припасенных сухих еловых лап.

В пустыне факел изготовляется из пустой консервной банки, привязанной к палке и наполненной песком, пропитанным бензином или соляркой. Днем для получения густого дыма в банку надо дополнительно плеснуть масла или бросить несколько небольших кусков резины. Ночью — использовать чистый бензин или другое горючее, дающее яркое пламя.

Сигналы привлечения внимания (рис. 34):

•                   оранжевый дым ПСНД, дымовых шашек;

•             малиновый огонь ПСНД, фальшфейеров, факел-свечей, дымовых шашек;

•                звездочки и вспышки ракет, патронов-мортирок, трассирующих пуль;

•                   блики сигнальных зеркал;

•                   знаки-сигналы на местности;

•                   оранжевые цветовые пятна на воде;

•                   свет и дым костров;

enciklopedia-34.jpg

Рис. 34

•                яркая одежда;

•                    блики самодельных зеркал, фольги;

•               радиобуи и радиостанции;

•                   звуковые сигналы;

•                    световые сигналы азбукой Морзе;

•                    флаги-сигналы;

•                    сигнальные туры;

•                    воздушные шары и змеи;

•                  затесы и другие импровизированные метки.

Похожие статьи по выживанию:

Комментарии

  1. Миха

    27 Апрель 2012 в 19:00

    Статья интересная, но много текстовых ошибок. Просьба исправить, а то в некоторых местах читать трудно.

     

Добавить комментарий

3270
Метки: , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 26 | 0,898 сек. | 14.61 МБ