Передвижение по скалам и страховка (индивидуальная техника и связки)

Форма одежды — штормовой костюм, рукавицы, головной убор, защитная каска (шлем), высокогорные ботинки.

Снаряжение личное — ИСС, 2 карабина, репшнур (5 м), петля для страховки.

Снаряжение групповое — веревка основная (3 x 30 м), веревка вспомогательная (1×30 м), скальные крючья — 6, карабины — 6, скальный молоток — 3, рюкзак на двоих, аптечка.

Приемы передвижения по скалам. Отрабатываются приемы лазания вверх и вниз, организация страховки снизу и сверху. Проводится на крутых скалах с различным рельефом, высотой до 15 м. До начала отработки конкретных приемов лазанья инструктор проводит участников отделения по всем точкам, откуда в процессе занятий может быть организована страховка. Объяснив все эти точки, инструктор дает задания каждому по организации того или иного пункта страховки. Проводит разбор, выясняя у самих участников допущенные их товарищами ошибки при налаживании страховки. Каждый участник должен таким образом обработать не менее 2 — 3 точек страховки.

После этого отделение переходит к лазанью с верхней страховкой на маршрутах 2 — 4 к. с., разнообразного микрорельефа, обращая основное внимание на выполнение правил скалолазания:

— определение маршрута, точек изменения направления пути, мест отдыха, страховки, сложных участков;

—  соблюдение трех точек опоры как основы равновесия и устойчивости:;

—  последовательность перемещения конечностей в зависимости от характера рельефа;

—  опробование любых точек опоры до их использования при лазании: последовательное и многократное использование — захват, упор, распор;

—  распределение нагрузки при лазании: ноги сильнее рук, и они несут основную нагрузку, руки поддерживают тело в равновесии; передвигаться за счет силы ног;

— правильное использование трения, что дает значительную экономию сил;

— использование распоров при преодолении таких форм скальной поверхности, которые нельзя пройти, применяя другие приемы;

—  плавность движения для экономии сил и повышения устойчивости;

—  резко не нагружать точку опоры;

—  выбор кратчайшего пути (вертикаль), выбор простейшего пути.

Указать на существенную разницу между внешним и внутренним лазаньем. Если первые приемы свободны и естественны и их быстрее усваивают, то приемы внутреннего лазанья более напряженные и быстро приводят к усталости. Объяснить применение приемов в зависимости от форм рельефа. На данных занятиях не касаться приемов искусственного лазанья и приемов работы на лесенках.

Лазанье с нижней страховкой. Маршруты не выше 3 к.с. Дать первые навыки взаимодействия партнеров в связке. Страхующий организует свою самостраховку и нижнюю страховку партнеру применительно к условиям маршрута. Обратить внимание первого на правильный выбор пути и прокладывание страховочной цепи по забитым крючьям.

В ходе занятий познакомиться с приемами передвижения по сложному скальному рельефу. На примере перехода с простого на сложный рельеф показать необходимость совершенствования индивидуальных качеств скалолаза, соблюдения правил передвижения по скалам, и в особенности мер безопасности.

Для полной отработки всех приемов чаще менять страхующих и лазающих.

Приемы спуска но закрепленной веревке. Отрабатываются приемы спуска дюльфером и спортивным способом. Сочетания дюльфера с переходом на спортивный и наоборот. Проводится на скалах крутизной до 70° и высотой до 15 м или в небольшом кулуаре (проверить его верхнюю часть — нет ли там сборника камней). Организацию движения спортивным способом отработать вверх и вниз. Все точки закрепления веревок должны быть оборудованы петлями (карабинами) для перестежек. Инструктор, объяснив организацию схемы занятий, снимает все веревки, и участники под его наблюдением повторяют прием налаживания точки спуска или подъема.

До начала движения по веревке показать работу узла Бахмана (карабинный узел) при подъеме и спуске и положение рук на веревке.

При отработке спуска показать спуск с положением веревки на корпусе (сванский способ). При этом узел Бахмана (карабинный узел) идет под верхней рукой. Не переводить его под нижнюю руку: при потере равновесия может произойти разворот и удар телом о скалы. Объяснить преимущества сванского способа перед обычным, но подчеркнуть, что он может быть применен только после уверенного овладения классическим спортивным способом спуска.

При подъеме не допускать зависания на веревке и руках, корпус не отбрасывать назад. Идти вверх по рельефу на ногах и не подтягивать себя на веревке. Не требовать положения веревки между ступнями ног: веревка также идет по рельефу, слева или справа от корпуса.

На данном этапе обучения, прием спуска чистым дюльфером отрабатывается как ознакомление с правилами его организации, посадки на веревку — положения рук и ног при спуске. Все эти положения отрабатываются на крутом травянистом склоне или на пологих ступенчатых скалах. Отметить психологический момент: переход через кант (границу) площадки на стену (крутизну) так, чтобы ноги не находились выше корпуса (при этом неизбежно опрокидывание) и предупреждение попадания рук под спусковую веревку при этом переходе.

Подробное описание приема посадки на дюльфер дано в разделе «Спортивная подготовка» (частичное выполнение норм II спортивного разряда).

Приемы передвижения по скалам в связках, организация страховки и взаимодействия связок, спуски. Занятия проводят на крепких скалах гребневого характера с площадками для страховки и спусков. До выхода на маршрут дать каждому участнику отделения забить по 5-8 раз скальный крюк, чтобы они получили начальные навыки в правильном выполнении этого приема. При передвижении в связках им придется организовывать реальную страховку на крючьях. Поэтому такая предварительная тренировка просто необходима.

Объяснить характер маршрутов, строение скал, расположение площадок, их особенности, которые могут помочь при отработке технических приемов передвижения в связках. Объяснить порядок движения в связке. Напомнить основные требования по организации страховки. Отметить особенности передвижения нескольких связок на маршруте и меры безопасности при этом способе передвижения, которые сводятся к следующим основным правилам:

— первый в связке не должен работать над страхующим, так как при срыве он может сбить его;

-подъем производить немного наискось; тогда при срыве верхнего падение будет «полумаятником» и можно организовать страховку и остановить падение.

Во время движения организовать взаимодействие связок «челнок», объяснив, когда этот прием применяется на восхождениях, его преимущества перед чистым приемом (перила). Особое внимание обратить на то, чтобы участники в момент перестежек с веревки на веревку не остались без страховки.

Большое количество вводных задач, даваемых инструктором своим ученикам во время движения по маршруту, поможет быстрее понять особенности работы связок на маршруте, даст возможность принять самостоятельные решения и найти лучшие варианты выполнения задач. Больше внимания следует обращать на тщательную обработку технических приемов, а не на скоростное прохождение намеченного маршрута или наибольший набор высоты маршрута, даже если в вводной задаче не было дано ограничения конечной точки маршрута на день занятий. Можно считать нормальным, если за день занятий отделение проходит 300 м маршрута и организует 2 спуска с пересадкой: спортивным способом и коротким дюльфером с выходом на травянистые склоны или полки.

При отработке приемов забивания крючьев показать различные их сочетания и применение для того или иного характера трещин. Рассказать о допустимых пределах выхода первого по связке вверх от последней точки страховки в зависимости от крутизны и характера рельефа.

В учебных целях каждому участнику забить по 15-20 крючьев в ходе занятия, сократив для этого расстояние между крючьями до 1,5-2 м.

Здесь вполне уместно напомнить об основах динамической страховки, о которых речь шла, когда мы говорили о работе на страховочном стенде. В том случае, когда инструктор считает, что его ученики непроизвольно усложнили маршрут или вышли на очень сложный участок, он обязан прекратить движение группы по маршруту, произвести разбор ситуации, предложить самим ученикам найти выход из создавшейся обстановки и прохождение первым по новому пути поручить автору данного решения.

Организация спуска связок. Здесь в первую очередь должно быть повышенное внимание самостраховке. Собственно организацию одного или двух подряд спортивных спусков (а там, где рельеф позволяет, то сочетание спортивного с дюльфером) проводит сам инструктор. Без проверки правильной посадки на веревку, закрепления страховочной веревки на грудной обвязке и проверки организации верхней страховки участников на спуск не выпускать.

Особенно следить за тем, чтобы участники не подходили к краю площадки без заранее организованной страховки (перила, петли, крючья и т. д.). Тщательно контролировать положение веревки при спуске дюльфером, следить, чтобы она находилась ниже узла верхней страховки: это исключает ее сползание на шею и переворачивание участника при спуске.

Замыкающим в связке при свободном лазании вниз должен быть альпинист, показавший на всех занятиях отличные результаты, отличающийся силой, внимательностью и аккуратностью на страховке. Объяснить порядок спуска, возможные варианты организации промежуточных точек страховки применительно к рельефу, недопустимость сбрасывания вниз камней не только самим альпинистом, но и по

небрежности при работе с веревкой. Каждый спускавшийся вниз обязан найти укрытие или отойти в сторону от линии спуска, чтобы избежать возможного удара падающим камнем.

Основная задача данного занятия — добиться наиболее полного и четкого понимания особенностей работы связок на маршруте, правильного выбора направления пути, умения читать микрорельеф, определять места для страховки и забивания крючьев. Условия работы на скалах в связках должны максимально приближаться к условиям восхождения.

Добавить комментарий

Метки: , , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 8 | 0,420 сек. | 9.48 МБ