Туристские должности в группе. Взаимоотношения в группе и с местным населением

Залог успеха туристской группы — сплоченность и грамотность каждого. В любом мероприятии у каждого члена группы должно быть хоть маленькое дело, это позволяет каждому чувствовать свою причастность к общему делу.

Важным моментом в обучении детей, формировании у них чувства ответственности перед коллективом за порученное дело является выполнение обязанностей в туристской группе. Они могут быть постоянными — на весь поход; а могут быть временными — работа в качестве дежурного или дублера по какой-либо должности. Исполняя роль дублера, ребенок в одном походе сможет поработать и командиром, и ремонтным мастером, и проводником.

Распределение должностей логично производить, учитывая пожелания детей, их увлечения и наклонности. Авторитарное назначение не принесет много пользы. Окончательное решение следует принимать на собрании группы. При этом не следует думать, что ребенок, хорошо справляющийся с одной обязанностью, должен и в следующий поход идти в той же должности. Только пройдя все должности в туристской группе, юный турист сможет хорошо освоить туристские премудрости, научится самостоятельно, осознанно и ответственно выполнять любую работу в группе, а главное, принимать решения в любых ситуациях.

Основные должности юных туристов в группе:

1) командир группы;

2)  заместитель командира по питанию (завпит);

3)  заместитель командира группы по снаряжению;

4)  проводник (штурман, топограф);

5)  ремонтный мастер;

6)  санитар;

7)  краевед;

8)  фотограф;

9)  казначей;

10)  метеоролог.

Командир группы. Это важная и ответственная должность. Командир является первым помощником руководителя группы и его заместителя. Несомненно, что командир группы должен пользоваться авторитетом у своих товарищей, быть инициативным в разумных пределах, честным и принципиальным. Он должен подавать пример во всем.

До похода командир совместно с руководителем группы распределяет обязанности между членами группы, учитывая их пожелания. В период подготовки к походу и во время его проведения командир группы контролирует выполнение членами группы своих обязанностей, совместно с руководителем, топографом принимает участие в разработке маршрута, в оформлении походной документации, которую потом вместе с руководителем сдает в МКК. Командир группы составляет график дежурства в походе.

Во время похода на командире лежит обязанность по соблюдению режима дня. Он должен проконтролировать, чтобы все участники вовремя подготовились ко сну и не шумели после отбоя; в назначенное руководителем время поднять всех и добиться, чтобы к назначенному сроку все были готовы к выходу на маршрут. Он же следит за дисциплиной, соблюдением правил безопасности участниками на маршруте и на бивачных работах, отдыхе.

Вечером совместно с руководителем командир подводит итоги дня, по возвращении домой — всего похода. На нем же лежит и работа с ответственными по должностям при составлении отчета о походе. Вместе с руководителем он готовит характеристики на каждого участника похода.

Руководителю важно так построить свои взаимоотношения с командиром группы, чтобы он не был его тенью, транслятором его команд, а работал самостоятельно, вдумчиво. У командира группы еще одна важная задача — поддержание нормального микроклимата в группе.

Заместитель командира по питанию (завпит). Как правило, дети с большим уважением относятся к завпиту, ведь от его стараний зависит их благополучие и настроение. На стадии подготовки похода завпит составляет меню, согласовав перед этим с руководителем группы длительность цикла питания, учитывая продолжительность похода, степень его сложности и т.д. После этого он составляет список продуктов, необходимых на весь поход.

После получения сведений о возможности покупки продуктов на маршруте, завпит решает, какие продукты будут докупаться на месте проведения похода. Остальные продукты он с помощью своих товарищей закупает и расфасовывает. Перед этим он собирает у участников необходимые для фасовки мешочки и другую тару (термоса, бидоны).

Важно равномерно распределить продукты между всеми членами группы. Для этого завпит совместно с заместителем командира группы по снаряжению составляет таблицу, где учитываются выданные для транспортировки продукты и предметы общественного снаряжения (табл. 4). Как правило, общественное снаряжение несут мальчики. Вес продуктов изо дня в день убывает.

Во время похода завпит, руководствуясь меню, определяет, кто из участников какие продукты выдает для приготовления пищи. При этом завпит скрупулезно вносит поправки в таблицу, отмечая уменьшение веса продуктов у участников. Периодически, советуясь с командиром, он может производить перераспределение переносимых продуктов, разгружая слабых или больных участников. Задача завпита упрощается, если продукты расфасованы наборами для приготовления завтрака, обеда, ужина.

Иногда при организации перекуса некоторым участникам приходится разбирать практически весь рюкзак, чтобы достать нужные продукты. Этого можно избежать, если завпит утром объявит, какие продукты будут использованы на перекус. А еще лучше, если эти продукты будут отданы дежурным.

Ответственный за питание периодически внимательно проверяет сохранность продуктов, которые несут участники. В случае нарушения герметичности упаковки он с участником предпринимает меры по исправлению ситуации; напоминает о необходимости на биваках проветривать и смазывать подсолнечным или другим маслом колбасу и т.д. Проблемы с питанием обычно возникают еще до начала активной части похода — в поезде. Родители снабжают детей на дорогу бутербродами. Необходимо сразу же после посадки собрать их, проверить и предложить детям съесть скоропортящиеся в первую очередь. Остальные родительские продукты распределяются по степени сохранности.

При заходе в населенные пункты завпит организует закупку продуктов, приобретение овощей и фруктов. Здесь он работает совместно с казначеем. При завершении активной части маршрута завпит должен организовать приобретение продуктов на обратную дорогу.

После завершения похода завпит определяет остатки продуктов, организует их хранение до следующего похода. При составлении отчета о походе он представляет список продуктов, использованных во время похода, пишет рекомендации по добавлению или исключению каких-либо продуктов из рациона, их приобретению, хранению.

Заместитель командира группы по снаряжению в период подготовки похода составляет список личного, группового и специального снаряжения с учетом особенностей предстоящего похода. Список личного снаряжения должен быть у каждого участника Похода.

Затем заместитель командира по снаряжению выясняет наличие и сохранность имеющегося группового и специального снаряжения. Если есть необходимость, он организует ремонт или приобретение недостающего снаряжения. После этого при участии завпита он производит распределение снаряжения между членами группы для переноски в походе.

Перед выездом на маршрут на контрольной проверке снаряжения заместитель командира проверяет наличие выданного снаряжения участникам по своим записям, его упаковку и исправность; помогает руководителю группы проверить личное снаряжение участников и контролирует исправление замечаний.

Во время похода он следит за сохранностью и правильной эксплуатацией снаряжения. При необходимости, посоветовавшись с командиром и руководителем группы, может произвести перераспределение снаряжения (в случае болезни кого-то из членов группы). Если произошла поломка, то совместно с ремонтным мастером и виновником происшествия производит ремонт снаряжения. После завершения активной части похода, если позволяет погода и время, заместитель командира по снаряжению организует просушку группового снаряжения, так как мокрые палатки при длительном возвращении в поезде могут прийти в негодность. По возвращении домой под руководством заместителя командира по снаряжению дети производят контрольную просушку, чистку, ремонт снаряжения, определяют его на хранение в учреждении или у членов группы.

При подготовке отчета о походе заместитель командира по снаряжению сдает списки личного, группового и специального снаряжения и рекомендации по его использованию на данном маршруте.

Проводник (топограф, штурман) в период подготовки похода знакомится по отчетам, краеведческой литературе и топографическим картам с районом похода. Затем с командиром группы приступает к разработке нитки маршрута и графика движения по нему. Разработанные материалы представляются руководителю группы. После одобрения или внесения изменений, рекомендованных руководителем, он знакомит с маршрутом всех участников. Командир и проводник определяют участки, на которых участники похода будут работать как дежурные проводники, проводник организует более детальное изучение этих участков участниками.

К выходу на маршрут проводник готовит 2 — 3 комплекта карт, предусмотрев их защиту от дождя. Он помечает в своем рабочем блокноте необходимые рекомендации, взятые из изученных отчетов или бесед с участниками похода по этому маршруту.

Проводник готовит материалы для защиты маршрута в МКК.

На маршруте он выдает дежурным проводникам необходимый картографический материал, контролирует правильность ориентирования, ведения хронометража движения, составления технического описания маршрута, а также внесения на карту изменений и дополнений. Записи дежурные проводники производят на коротких привалах, во время обеденного привала. Вечером, до или после ужина, они приводят записи в порядок и сдают их проводнику.

Проводник во время движения дает рекомендации фотографу по съемке необходимых элементов маршрута.

После завершения похода он представляет в отчете общее описание района похода, откорректированное техническое описание маршрута, дополненные карты с нанесенным маршрутом, рекомендации по прохождению тех или иных участков маршрута.

Ремонтный мастер. Его главная задача — иметь при себе всегда готовый к использованию ремонтный набор, уметь исправлять все неполадки, какие могут возникнуть в походе.

Для этого он в период подготовки к походу комплектует ремонтный набор в соответствии с видом и сложностью похода. Вместе с заместителем командира по снаряжению проверяет групповое и специальное снаряжение и при необходимости принимает участие в его ремонте. Перед походом ремнабор надо упаковать в коробку или сделать специальный патронташ, который удобно и легко упаковывать и доставать из рюкзака. В рюкзаке ремнабор должен находиться недалеко, чтобы его можно было быстро достать.

В походе ремонтный мастер по просьбе участников выдает необходимые инструменты, помогает в ремонте. Обязательно после ремонта собирает инструмент. Вообще в группе должно быть обязательным правило — если что-то взял у товарища, верни эту вещь ему же.

После похода ремонтный мастер сдает набор на хранение, пишет в отчете рекомендации по его использованию.

Санитар — ответственный за медицинское обеспечение в походе. При подготовке похода он собирает у всех участников медицинские справки о допуске к походу или организует общий визит группы в детскую поликлинику или физкультурный диспансер. Затем, получив необходимые консультации у руководителя и медсестры школы, детского врача, санитар комплектует медицинскую аптечку в зависимости от особенностей похода. После этого все лекарственные препараты, перевязочный материал тщательно упаковываются, лучше — в твердую коробку. Санитар должен иметь и дежурный набор самых необходимых медикаментов для оказания первой помощи во время движения группы. Этот набор он хранит в кармане или верхнем клапане рюкзака, чтобы при Необходимости быстро его достать.

Санитар должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. До похода помимо занятий в группе он должен получить консультации у медсестры или детского врача школы, детской поликлиники. В процессе изучения района похода санитар знакомится с ядовитыми и съедобными растениями, ягодами, произрастающими в данном районе. При необходимости он готовит запрос на предмет санитарно-эпидемиологической обстановки в районе похода.

В походе санитар следит за состоянием здоровья участников, за соблюдением санитарно-гигиенических норм при приготовлении пищи, состоянием посуды, чистотой питьевой воды. На нем лежит контроль за ежедневным умыванием и мытьем ног участниками. Последнее немаловажно. Вымытые ноги — это, во-первых, эффективное средство для снятия усталости, во-вторых, профилактика натирания стопы во время движения.

Обо всех травмах, заболеваниях, нарушениях санитарно-гигиенических норм санитар докладывает руководителю группы. Все эти случаи и способы лечения он заносит в свой журнал. Лекарства при лечении заболевших членов группы санитар выдает только после консультации с руководителем или его заместителем.

При составлении отчета санитар указывает все случаи заболеваний, серьезных травм, дает рекомендации по составу аптечки. Остатки лекарств он сдает руководителю группы.

Краевед перед походом подбирает краеведческую литературу по району похода, изучает ее, знакомит с особенностями района всех участников. Если группа имеет какое-либо определенное краеведческое задание, то краевед работает по программе его выполнения. Для этого могут быть определены несколько краеведческих должностей: историк, этнограф, метеоролог, эколог, гидролог и др.

В период похода краеведы производят наблюдения, исследования, занося данные в тетрадь наблюдений, пополняют свои знания в государственных и школьных музеях на маршруте, в беседах с местными жителями.

После похода отредактированные наблюдения, исследования используются при составлении отчета. Туда же прилагается список литературы, по которому краеведы знакомились с районом похода. Собранные экспонаты, гербарии сдаются в предметные кабинеты и школьный краеведческий музей.

Фотограф выбирается из числа детей, имеющих фотоаппарат и умеющих фотографировать. В настоящее время большого умения обращаться с фотоаппаратом не надо. Прочно вошедшие в нашу жизнь «мыльницы» позволяют заниматься этим даже ребенку. Но все же для хороших и по качеству, и по композиции снимков для отчета нужен участник хотя бы с минимальным опытом обращения с фотоаппаратом.

До выезда фотограф закупает необходимое количество пленки, упаковывает ее (цветная пленка продается в надежной упаковке). Делает дневник фотосъемки, где записывает сведения об отснятых точках маршрута, событиях.

В походе у фотографа много работы, ведь надо вести съемку и при этом не отставать, а иногда и уходить вперед группы. Точки съемки для технического описания маршрута он согласовывает с проводником. Фотограф занимается и съемкой бытовых сцен группы. Начинающие фотографы делают снимки статические, когда вся группа сидит, принимает пищу или кто-то позирует. Ценность таких снимков невелика. Лучше заняться съемкой рабочих моментов, когда каждый член группы выполняет свои обязанности.

В походе бывают смешные ситуации, кратковременные природные явления и т.д. Фотограф должен быть всегда готов к съемке, иметь под рукой запасную пленку.

По возвращении домой он проявляет (или сдает в мастерскую) пленки, печатает фотографии, которые затем используются для оформления технического описания маршрута и фотогазеты о походе или для иных целей.

Метеоролог знакомится с климатическими условиями района похода и готовит к походу несложные метеоприборы: термометр, барометр, анемометр. Они должны быть в жестких футлярах. Затем метеоролог знакомится с признаками изменения погоды в районе похода, старается получить долгосрочный прогноз Гидрометцентра на время похода. Для записей в походе он готовит таблицу метеонаблюдений, куда трижды в день в одно и то же время заносит показания приборов, визуальные наблюдения. На основе этих наблюдений и местных признаков метеоролог может довольно точно предсказать погоду на следующий день. Это очень важно с точки зрения обеспечения безопасности группы в походе. Свои наблюдения он докладывает руководителю группы и командиру перед тем, как они будут уточнять план действий на следующий день.

При встречах с местными жителями он уточняет признаки изменения погоды в данной местности, отбирает наиболее характерные и верные.

После похода он сдает таблицу метеонаблюдений и перечень характерных признаков изменения погоды для оформления отчета.

Казначей при подготовке похода участвует в составлении сметы на его проведение, собирает сдаваемые участниками на поход деньги, делая запись в журнале. Там же он делает записи о выдаче денег на различные нужды, связанные с подготовкой похода (приобретение билетов, продуктов, недостающего общественного снаряжения и т.д.).

То же самое он делает и в походе, контролируя исполнение сметы и оставшуюся часть денежных средств. При возвращении Домой казначей составляет отчет об использовании полученной суммы, выдает рекомендации по более рациональному использованию средств. Оставшуюся сумму он сдает руководителю или раздает участникам.

В группе существуют и временные должности, которые участники исполняют, например, в течение одного дня. В первую очередь это дежурство по кухне. Основная обязанность дежурных — приготовление пищи, мытье посуды. Об этом мы уже говорили. Могут также назначаться дежурные командиры, проводники (дублеры). Эти назначения делаются с целью разностороннего обучения детей в период похода, расширения сферы их деятельности.

Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод, что выполнение любых обязанностей заставляет детей взаимодействовать. А иначе и быть не может. Ведь группа в походе — это группа в автономном существовании, где полагаться можно только на себя и своих друзей. Успех проведения похода зависит от сплоченности и дружбы и, конечно, от знаний и умений каждого. Вот почему при комплектовании группы, при подготовке похода, которая является начальным периодом жизни группы, руководителю важно создать ровные, дружеские отношения между ее членами.

Каждый ребенок индивидуален (со своими способностями, недостатками, сложностями в семье и в учебе). При этом следует учесть, что большая часть юных туристов — это дети с далеко не лучшей репутацией послушных и отличников в учебе. Одни идут в туристскую группу для самоутверждения, другие — в поисках коллектива, третьи — за романтикой, четвертые бегут от излишней опеки родителей. Не все дети склонны подчиняться равным себе по возрасту. Задача руководителя группы — разъяснить детям, что научиться командовать может только тот, кто умеет подчиняться.

Роль руководителя группы велика и ответственна в воспитании коллектива, она непомерно возрастает при выходе этого коллектива в поход. Поэтому в поход должна выйти группа, на которую (или большую часть которой) руководитель может положиться.

Еще один важный аспект — взаимоотношения с местным населением района проведения похода. Довольно часто дети искренни и непосредственны в своих высказываниях. Порой они даже не подозревают, что своими высказываниями, возгласами удивления могут обидеть местного жителя.

В деревне принято здороваться со встречными, в городе такого обычая нет. Дети должны это знать, иначе — еще одна конфликтная ситуация. Не следует смеяться, делать громкие восклицания вслед местным жителям, пусть даже к ним не относящиеся. Ведь жители могут воспринять это в свой адрес. При нахождении в незнакомой местности надо вести себя скромно и приветливо. Такое поведение располагает к ответному радушию.

В различных регионах существуют свои национальные особенности, с которыми следует познакомиться в период подготовки к походу и продолжить знакомство непосредственно в походе.

В настоящее время криминальная ситуация в молодежной среде значительно обострилась. Следует иметь в виду, что на дачах, садовых участках, которые окружают наши города, летом отдыхает, изнывая от безделья, много молодежи. Появление туристской группы вызывает у них естественное стремление проявить себя, как правило, не с лучшей стороны. Поэтому не следует афишировать появление группы в таких местах, лучше их обойти. В этих же целях не стоит делать привал, тем более становиться на ночлег возле дачных поселков, деревень. В противном случае, возможно, всю ночь придется руководителям оберегать своих подопечных от посягательств местной молодежи.

Похожие статьи по выживанию:

2095
Метки: , , , , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 25 | 0,302 сек. | 10.6 МБ