Изготовление необходимого снаряжения и средств передвижения

Передвижение на лодке или плоту по рекам, озерам и вдоль морских побережий представляют большие преимущества с точки зрения скорости и перемещения значительного количества груза (продукты питания, снаряжения, травмированных или заболевших членов группы). Кроме того, при сплаве по рекам лодка или плот позволяют быстро проходить те участки, где передвижение по берегу невозможно или сильно затруднено из-за каньонообразной речной долины, скальных утесов, густых прибрежных зарослей и бурелома. Немаловажным обстоятельством в пользу сплава является и экономия сил, передвижение в более удобных условиях.

Естественно, возникает вопрос, где взять лодку при попадании в экстремальную ситуацию одного человека или группы людей вдалеке от человеческого жилья? Во-первых, при аварии воздушного или морского (речного) судна на борту имеются резиновые спасательные плоты и лодки, во-вторых, при передвижении вдоль рек, даже далеко от населенных пунктов, можно обнаружить спрятанные в небольших заводях и прибрежном кустарнике лодки охотников, геологов и т. д. Такие лодки изготавливаются в разных частях света и разных странах по-разному и из разных пород деревьев (в Северном полушарии, на территории таежной зоны Старого и Нового Света это — осина, тополь, реже липа и ветла). Изготавливаются они из цельного ствола дерева, который затем распаривается и «разводится».

После выдалбливания ствол оставляют цилиндрическим. Такие долбленки имеют малую грузоподъемность и очень неустойчивы. Но если долбленка имеет тонкие стенки и овальное поперечное сечение, то они приобретают значительно большую устойчивость. Размеры долбленок зависят от размера взятого дерева и могут поднять от одного до четырех человек.

В маленьких долбленках гребут одним кормовым веслом — двухлопастным длинным с узкими и прямыми лопастями и поперечной рукояткой. Долбленые лодки очень легки и свободно допускают подъем против течения с одной парой весел или даже с одним кормовым веслом. Вес их незначителен и при необходимости маленькая долбленка может быть перенесена на руках в обход порога даже одним человеком.

Изготовление необходимого снаряжения и средств передвижения

Но все же из-за большой неустойчивости и возможности опрокидывания использование долбленок требует большой осторожности и определенных навыков. На серьезных порогах и при сильном ветре в низовьях больших рек они могут быть залиты высокими волнами.

Долбленые лодки встречаются повсеместно и имеют самые разнообразные названия. Так, например, на Оби это обласок, на Енисее и северо-востоке — ветка, на Ангаре и Сухоне — стружок, на Дальнем Востоке — оморонка, в Юго-Восточной Азии — джонка, в Северной Америке — пирога и т. д.

Во время движения вдоль реки или берега большого озера можно обнаружить спрятанные в кустах или тихих заводях охотничьи лодки. Их можно в случае особой необходимости использовать для сплава к населенному пункту или для переправы на другой берег. Однако лодку после использования необходимо привязать на видном месте (желательно с запиской, обращенной к хозяину с объяснением причин использования лодки) или при сплаве к населенному пункту разыскать хозяина.

Берестяные лодки. Изготавливаются из березовой коры, натянутой на легкий остов. Весят еще меньше долбленок — примерно 6—8 кг. Делают берестянки длиной от 3,5 до 6 м, шириной 55-60 см, и поднимает такая лодка от одного до трех человек.

Изготовление берестянки неслозрю. Две полосы бересты сшиваются вареными кедровыми корнями и шов обмазывается лиственичной смолой (живицей). Смола накладывается на шов и затем прогревается раскаленными углями. Если береста широкая, лодка делается из одной ее полосы. Остов состоит из тонких шпангоутов и лежащих на них продольных планок — рыбин. И те и другие лучше всего делать из черемухи. Верхняя, бортовая планка (привальный брус) и соединяющие ее перекладины — сосновые. Садятся в берестянку прямо на дно, скрестив ноги, и гребут маленькими тонкими двухлопасными веслами. Если в лодке один человек, то он садится на середину, если двое, то сидят один за другим. Преимущества берестянки — быстрота и легкость. При плавании вдвоем без особых усилий можно достичь скорости до 10 км/ч. Недостатки берестянки — ее хрупкость и малая остойчивость. Ее дно можно легко пробить о камни на перекатах или при подходе к берегу. Садиться в берестянку необходимо очень осторожно, только поставив ее у берега в воде, над мягким грунтом и соблюдая равновесие.

Плот. В условиях слабопересеченной местности и наличии реки без порогов наиболее рационален сплав на плоту. В этом случае можно самому соорудить примитивный плот из легких бревен, длиной 3—4 м и толщиной 20—25 см. Такой плот называется саликом.

Изготовление необходимого снаряжения и средств передвижения

Связывать плот лучше всего прямо в воде, но на мелком месте, так, чтобы потом без особого труда столкнуть его на глубокую воду. Если это невозможно, то собирают его на берегу (желательно покатом в сторону реки) и затем при помощи палки-рычага из сырого дерева сталкивают в воду.

Изготовление необходимого снаряжения и средств передвижения

 

Бревна, а их на одного человека можно взять два-три, скрепляются обвязками. Обвязка производится так называемыми «вицами», свитыми из ветвей ивы, черемухи, березы или стволиков ели длиной от 2 до 3 м без сучков, толщиной у комля 2—3 см.

На стволе дерева выжиганием или острым камнем делают выемку, в которую вставляют тонкий конец ветки и крутят ее вокруг оси, в то же время обвивая ее вокруг дерева. Изготовленные таким образом вицы складывают попарно, комлем к вершине, и сплетают в кольцо (хомут) такого диаметра, чтобы легко можно было надеть на два соседних бревна.

Поверх продольных бревен плота, по его концам в 40—45 см от торцов кладутся два поперечных бревна — ронжины (поворотины) из сырого леса толщиной 10—15 см. Чтобы вицы не скользили, ронжину оставляют в коре. Край хомута, охватывающего концы двух соседних бревен, при помощи кола перегибают через ронжину и придавливают к бревнам по другую ее сторону. Затем, встав ногами на хомут, вынимают кол и вбивают вместо него между двумя бревнами и ронжиной клин

Изготовление необходимого снаряжения и средств передвижения

длиной 50—55 см и шириной в головке 10 см, толщиной 5—8 см, одновременно скрепляющий оба бревна и ронжину. Клинья лучше всего делать из осины или ели, но можно и из других деревьев.

Поскольку изготовить направляющее весло без соответствующих инструментов очень сложно, то лучше всего управлять плотом при помощи шеста, но тогда выход на стремнину не рекомендуется из-за невозможности управлять движением. При помощи шеста двигаться надо вдоль берега и там, где не очень быстрое течение. Шест лучше всего делать длиной около 3-х м из сырой лесины толщиной 3—5 см.

На порогах очень опасна посадка на камни, так как в этом случае плот, связанный вицами, может разорваться, а снять плот с камней в одиночку просто невозможно. Лучше всего на порогах использовать проводку плота вдоль берега на бичеве.

Похожие статьи по выживанию:

1038
Метки: , , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 23 | 0,370 сек. | 10.89 МБ