Измерение расстояний на местности

С места ночлега группа должна пройти по дороге около километра и свернуть на тропу, которая уходит вправо. Начинаем движение, и вдруг через несколько минут вправо уходит одна тропа, потом — еще одна, потом — перекресток троп. Сразу же становится ясно, что карта устарела, появились новые тропы, так какая же наша? Как правило, тропы и дороги, обозначенные на карте, всегда сохраняются, и их можно найти на местности, а новые могут быть не обозначены на карте. И здесь без определения расстояния не обойтись.

Определение расстояний на местности производится следующими способами:

1) измерение шагами;

2)   измерение глазомерным способом;

3)   определение по времени движения.

Самым распространенным и наиболее точным из этих способов является измерение расстояния шагами. Для того чтобы уметь это делать, необходимо знать длину своего шага или пары шагов. На местности при помощи мерной ленты или веревки отмеряется отрезок длиной 50 или 100 м. Этот отрезок проходится несколько раз обычным шагом, при этом счет ведется на пары шагов под одну какую-нибудь ногу. После прохождения каждого отрезка рекомендуется записать количество полученных пар шагов. Пройденное количество метров делится на пары шагов и определяется длина одной пары в сантиметрах. При определении расстояний шагами на местности рекомендуется вести счет парами шагов, например двадцать пар, откладывая их на счетчике шагов или загибая пальцы, чтобы не сбиться. Обычно шагомер-ное определение расстояний проводится на средних отрезках, где требуется большая точность, так как при равном, хорошо выверенном шаге ошибки в среднем составляют только 2 — 4 % измеренного расстояния.

Меньшую точность имеет определение расстояния глазомерным способом. За основу берется сравнение расстояния с хорошо запомнившейся длиной какого-нибудь отрезка, например 60 м. При определении расстояния мерный отрезок мысленно укладывается несколько раз, пока не заполнит расстояние до нужного предмета. Для закрепления этого навыка необходимо проверять полученные данные измерением шагами. Достаточно точный глазомер приобретается только в результате систематической тренировки, проводимой в разнообразных условиях местности в различное время года и дня. На точность глазомерного определения расстояний оказывают влияние следующие факторы:

а) крупные предметы кажутся ближе мелких, находящихся на том же расстоянии;

б)  при наблюдении снизу вверх, от подошвы горы к вершине, предметы кажутся ближе, а при наблюдении сверху вниз —дальше;

в)  в том случае, когда между наблюдателем и наблюдаемым предметом меньше промежуточных предметов, наблюдаемый предмет кажется ближе; так, предметы на ровной местности на противоположном берегу обширного водного пространства кажутся ближе, чем на самом деле;

г)  предметы, видимые резче и отчетливее, кажутся расположенными ближе. Так, зимой на снежном поле все темные предметы кажутся ближе; ярко освещенные предметы кажутся ближе слабо освещенных, расположенных на том же расстоянии.

Ошибки при определении расстояний глазомерным способом у достаточно опытных наблюдателей на дистанции до 1000 м обычно не превышают 10— 15 %. В отдельных случаях при значительных расстояниях и необычных условиях они могут достигать 50 %.

Определение расстояний по времени движения обычно проводится в походе, исходя из того, что средняя скорость движения походным шагом составляет от 4,5 до 5 км/ч, если доля подъемов и спусков в пути не превышает 5 %. Определение расстояния по времени обычно проводится при движении на лыжах, ночью и в условиях плохой видимости. Рекомендуется при определении расстояния по времени сочетать его с определением расстояния шагами. Так, при движении ночью можно определить, какое расстояние будет пройдено за 10 мин, и в дальнейшем исходить из этой величины.

Другие способы определения расстояний (на слух, по звуку, по измеренным угловым размерам предметов) в туристском походе практически не используются.

При измерении расстояния по карте используется линейка, однако для измерения извилистых линий наиболее подходит курвиметр — прибор для измерения кривых линий. Основанием его служит колесико, вращение которого передается на стрелку, поворачивающуюся по шкале. Измеряя расстояние, стрелку нужно установить на нулевое деление, поставить колесико на начальную точку и аккуратно катить его по линии предполагаемого маршрута. Показание стрелки на шкале в сантиметрах переводят в расстояние в соответствии с масштабом карты.

Извилистую линию можно также замерить обычной ниткой, выкладывая ее строго вдоль линии и замерив полученную длину нитки линейкой с пересчетом в соответствии с масштабом.

Копирование карт. Копирование карты — дело кропотливое, не терпящее поспешности: малейший пропуск, сдвиг маленькой черточки позже могут обернуться большой потерей времени и сил.

Нельзя копировать карту шариковыми ручками или фломастером, надо это делать специальным тоненьким чертежным перышком. Копию чаще делают на кальке — тонкой, прозрачной, слегка кремового цвета глянцевой бумаге. Ее прозрачность можно значительно улучшить. Для этого ватным тампоном надо втереть подсолнечное или машинное масло в кальку с двух сторон, а затем другим, совершенно сухим клочком ваты удалить масло с поверхности кальки так тщательно, чтобы совершенно пропал масляный блеск на обеих сторонах.

Понадобится тушь трех цветов — черная, синяя и коричневая (для специальных обозначений применяют еще и красную тушь), грузики (гирьки, камни) для прижимания кальки, баночки для воды и туши, подставка (тарелочка) для баночек, цветные карандаши, линейка, рейсфедер и тряпочка для протирания перышка.

Место, где копируют, должно быть хорошо освещено с левой стороны. Прежде чем приступать к работе, надо наметить и скопировать на кальку в разных ее частях три контрольные точки, по которым проверяют, не сдвинулись ли карта и калька; карандашом наметить и очертить зону копирования — узкую ленту вдоль маршрута шириной 3 — 5 см. В тех местах, где намечаются запасные варианты участков маршрута, зону копирования надо расширить.

Набирать на перышко тушь из флаконов неудобно и небезопасно (можно уронить каплю, опрокинуть флакон), поэтому перед началом работы ее наливают в маленькие баночки. Перышко надо почаще обмывать в баночке с водой или протирать влажной тряпочкой. Эту процедуру необходимо выполнять, так как тушь быстро сохнет и толстым слоем налипает на кончике перышка. Сначала копируют все, что изображено каким-либо одним цветом, а потом переходят к другому. Не следует начинать с черной туши, лучше — с коричневой (рельеф, горизонтали) или с синей (гидрография). Копировать надо последовательно сверху вниз и слева направо, по квадратам, начиная с мелких деталей. Названия населенных пунктов под номерами выносят на поля: это освобождает пространство карты для внесения дополнений в пути. Закраску площадей (леса, озера, широкие реки, огороды, шоссе и т.п.) на кальке надо производить только остро заточенными цветными карандашами. Тушь — краситель непрозрачный (кроющий), и под ней не будут видны другие контуры и знаки. Кроме того, она, как и акварель, «поведет» кальку — она покоробится.

В конце работы надо скопировать масштаб карты, год ее создания и отрезок ориентирующей линии — стрелку север —юг. Полезно указать и фамилию исполнителя работы.

Похожие статьи по выживанию:

541
Метки: , , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 20 | 0,309 сек. | 10.62 МБ