Обвалы льда, фирна, карнизов

Массы льда под действием силы тяжести текут по наклонной поверхности дна горных долин. Скорость течения ледников может колебаться от нескольких метров в год до 300 метров в сутки.

Ледники никогда не останавливаются в своем движении.

Часто туристы в восхищении застывают перед волшебными картинами, которые представляют собой ледопады, висячие ледники, скопления причудливых сераков над зияющими чернотой трещинами. Но голубовато-зеленый лед таит в себе большую опасность. Поскольку движение ледника происходит в любое время суток, в любое время года, нередко можно наблюдать, как на ледопадах и с висячих ледников совершенно неожиданно, без всяких видимых причин от основных масс откалываются громадные ледяные глыбы и летят вниз с большой скоростью, увлекая за собой тучи снежной и ледовой пыли. Такие глыбы выносятся далеко на поверхность расположенного ниже ледника или долины.

Особенно быстро разрушаются крутые висячие ледники, а также ступени и сераки на ледопадах, имеющих южную экспозицию. Здесь, помимо движения ледника, главными причинами обвала льда являются процессы морозного выветривания и таяния льда.

Встречаемые группой при движении по леднику или долине недавно упавшие глыбы льда или их осколки — явный признак грозящей опасности. Следует иметь в виду, что, падая вниз и дробясь о скалы или лед, глыбы льда превращаются иногда в мельчайшую ледяную пыль, которая, равномерным слоем осаждаясь на леднике, не оставляет почти никаких следов. Единственный признак опасности в таких случаях — свежие, хорошо заметные сколы льда на вышерасположенных формах ледопада или висячего ледника.

Снежные карнизы (надувы) представляют собой одну из форм горного рельефа и образуются в результате воздействия господствующих в данном районе ветров. Встречая на своем пути препятствие в виде гребня, воздушный поток изменяет свое направление и движется вдоль склона вверх (рис. 9). Плотность воздушного потока при этом возрастает, возрастает и его скорость. Сильный поток оказывает давление на наветренный склон, вовлекая в свое движение снежинки и их частицы из верхнего слоя снежного покрова. В процессе движения снежинок вверх вдоль склона из-за многочисленных столкновений между собой и с поверхностью склона форма их изменяется, снежинки превращаются в снежную пыль.

http://skitalets.ru/books/metod/opas_vgorah2/02_09.jpg
Рис. 9

Так как около гребня поток воздуха с наветренной стороны склона увлекает в свое движение и воздушные массы с подветренной стороны, то за счет такого "подсоса" на этой стороне склона у самого гребня образуется зона разряжения. Движение части воздушного потока на этом участке получает форму завихрений, приобретая турбулентный (беспорядочный) характер. Скорость потока при этом резко падает, снежная пыль начинает оседать на склон. Если этот подветренный склон достаточно пологий, то оседающий снег в результате многократного воздействия господствующих ветров образует ниже гребня снежную подушку. Если же склон крутой, то помимо снежной подушки образуется еще и снежный карниз, нависающий вдоль гребня над подветренным склоном (рис. 10). Длина таких карнизов может достигать сотен метров, а ширина нависающей над склоном части — до 15-20 метров. Поскольку карнизы образуются не из снежинок, а из снежной пыли, плотность их очень высока и вес этих снежных образований доходит до нескольких сотен тонн. Особенно быстро происходит рост карнизов ранней весной, в период теплых ветров (фенов).

Под влиянием изменений температуры, ветра, собственной тяжести эти карнизы либо затвердевают и в течение ряда лет превращаются в фирновый лед (так называемые постоянные карнизы, на которых отчетливо различаются границы многолетних наслоений), либо, не выдерживая собственной тяжести рушатся вниз уже в весенний или в летний период (временные карнизы). В период сильных ветров и обильных снегопадов можно наблюдать падение карнизов и в зимнее время.

http://skitalets.ru/books/metod/opas_vgorah2/02_10.jpg
Рис. 10

Опасность падения карнизов заключается не только в прямом поражении глыбами плотного снега туристов, находящихся под карнизом, но, самое главное, в том, что падающие глыбы нарушают равновесие снежных масс подветренного склона и это приводит, как правило, к немедленному сходу лавины.

Падение карниза может быть вызвано также и неправильными действиями самих туристов: перегрузка карниза из-за скапливания на нем большой группы людей (иногда достаточно и одного-двух человек) или подрезание снежной массы карниза у его основания группой, идущей вдоль гребня.

Движение вдоль карниза следует осуществлять только в связках (при одновременном движении — на полностью выданной веревке без слабины). Линия движения должна проходить несколько ниже предполагаемой линии отрыва карниза, которая в летнее время иногда просматривается в виде неглубокой канавки, идущей параллельно карнизу.

В горнолыжном путешествии перед спуском с перевала в сторону сравнительно небольшого нависающего карниза (в случае отсутствия других путей) иногда целесообразно предварительно подрубить его лыжами — 50-60% по ширине вдоль всего карниза. При значительных размерах обработка его крайне затрудняется, а в летнее время при наличии у группы только ледорубов просто невозможна. В этом случае после разведки (при тщательной страховке) и определения участка дальнейшего спуска по склону в стороне от этого участка в теле карниза ближе к его основанию группа вырубает проход (отверстие). Выбор для этих работ участка, удаленного от намеченного пути спуска, обусловлен тем, что такой проход может ослабить силы сцепления, удерживающие карниз от падения. Но возможный отрыв и падение карниза произойдет в стороне от трассы движения туристов вниз.

При подъеме с подветренной стороны на перевал, имеющий карниз, обработка последнего, а при необходимости и пробивка прохода ведется по одному с тщательной страховкой со стороны группы, расположенной в безопасном месте. При смене работающих выход следующего участника производить только после возвращения сменяемого. Прохождение группы через подготовленный участок — также по одному. Следующий выходит только после того, как предыдущий участник прошел карниз и закрепился на наветренном склоне.

В случае невозможности обхода участков, грозящих обвалом льда, фирна или карнизов, движение группы под опасным участком следует организовывать по одному, с выставлением наблюдателя для своевременного предупреждения участников о возникшей опасности. Ни в коем случае не следует останавливаться под такими формами рельефа даже для того, чтобы, например, устранить какую-нибудь неисправность у лыжного крепления при совершении горнолыжного путешествия. Тем более не следует устраивать ночлег на склоне под висячим ледником или карнизом, на ледопаде под сравнительно тонкой стенкой или сераком, а также ниже их по леднику или долине, куда могут скатиться обломки льда, фирна, карниза или дойти снежная лавина.

Похожие статьи по выживанию:

729
Метки: , , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 24 | 0,269 сек. | 10.8 МБ