Значение туристской подготовки в обеспечении безопасности жизнедеятельности при автономном существовании в природной среде

В последние годы определилась весьма актуальная педагогическая задача — формирование психосоциальной компетентности подрастающего поколения, а именно: способности эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям, т.е. сохранять высокий уровень мыслительной деятельности и адекватно взаимодействовать с окружающими людьми в различных, в том числе и экстремальных, ситуациях.

Для решения этой задачи необходимо сформировать и развить у детей жизненно важные умения. К их числу необходимо отнести умения:

ставить цели;

принимать решения и решать проблемные ситуации; критически мыслить; творчески мыслить;

ставить себя на место другого человека; справляться со стрессами и эмоциями; позитивно общаться с окружающими; осознавать себя как личность.

Выработке этих умений способствует формирование адекватной самооценки ребенка, системы собственных этических ценностей, а также воспитание у него чувства ответственности за свои дела и поступки.

Формирование и развитие вышеперечисленных умений возможно лишь в процессе какой-либо практической деятельности детей. Такой вид деятельности должен помочь педагогу и ребенку проявлять и закреплять вышеперечисленные качества и умения в практической деятельности и общении детей в коллективе.

Наиболее универсальным видом деятельности в этом случае выступает обучение детей безопасному поведению.

Учитывая тот факт, что туристская деятельность является наиболее эффективной в вопросе комплексного воспитания детей, логично остановиться на обучении детей безопасному поведению в природной среде. Начинать обучение лучше с освоения детьми туристских умений и навыков как основного гаранта безопасного поведения; затем, по мере совершенствования этих навыков, можно переходить к изучению поведения в экстремальной ситуации.

В зависимости от вида деятельности, привычек и образа жизни возможно несколько вариантов экстремальных природных ситуаций, угрожающих человеку в современных условиях. Прежде всего такая опасность возможна для людей, чья профессия непосредственно связана с пребыванием в природной среде: это не только геологи, археологи, охотники, промысловики, но и водители дальних рейсов, военнослужащие, работники сельского хозяйства и др. Постоянный прямой контакт с природой, с одной стороны, оказывает благотворное влияние на человека как закаливающий и общеоздоравливающий фактор, а с другой стороны, порождает привыкание к природному окружению, которое начинает восприниматься как безопасное.

Риск оказаться в экстремальной ситуации возрастает для людей, вынужденных изменить привычное место проживания. Изменение климатогеографических условий ведет прежде всего к изменениям в жизнедеятельности организма, связанным с нарушением суточного режима, привычного рациона питания, качества воды и т.п. Эти изменения значительно усиливаются в случае недостаточной подготовленности или плохой экипировки. Причем это относится не только к людям, чья профессия связана с частыми переездами (военнослужащим, строителям), но и к людям, отправляющимся отдыхать с севера страны на юг, с равнины в горы или другие, непривычные для них районы.

Так, путешественник или турист, пользующийся водой из непроверенного источника, рискует получить отравление настолько серьезное, что оно может составить угрозу его жизни, тем более если это происходит в отдаленном от жилья районе, где надежда на оказание квалифицированной помощи практически равна нулю.

Возможны ситуации, когда воздействие человека на природу приводит к нарушению экологического равновесия. Но наиболее опасной является ситуация автономии, вынужденной или добровольной. Человек, оставшийся с природой один на один, испытывает на себе воздействие не только природных (температура, влажность воздуха, солнечная радиация и т.д.), но и психогенных факторов (страх, одиночество, порождающие состояние стресса, наиболее опасное для человека, которому необходимо в такой ситуации быть собранным, действовать быстро и решительно).

Особенность ситуаций вынужденной автономии заключается в том, что в них может оказаться любой человек, как в случае аварии транспортного средства в удаленном районе, так и в самой прозаической ситуации потери ориентировки в пригородном лесу, если под рукой не оказалось ни спичек, ни компаса, ни запаса продуктов.

Автономное существование в природной среде — один из распространенных видов экстремальных ситуаций. Главная сложность, возникающая при этом, — отсутствие помощи извне, даже если в такой ситуации оказался не один человек, а группа. Ведь может случиться так, что ни один человек из группы, попавшей в условия вынужденной автономии, не имеет достаточных навыков выживания. А если на это наложится еще и отсутствие коммуникативных навыков, неумение действовать в коллективе, то ситуация может обостриться до опасного предела.

Занятия туризмом лучше, чем любой другой целенаправленный вид учебной деятельности, способны подготовить детей к адекватному поведению и правильным действиям в условиях автономного существования.

Во-первых, занятия туризмом позволяют детям получить и развить навыки самообслуживания. При этом осознается тот факт, что в походе их благополучие зависит от них самих: от умений правильно подобрать одежду, уложить вещи в рюкзак, приготовить пищу, сохранить одежду и обувь в порядке.

Во-вторых, в походах дети знакомятся с теми факторами, которые воздействуют на человека, находящегося в природной среде, и учатся грамотно им противостоять и использовать их.

В-третьих, при подготовке походов, во время их совершения дети знакомятся с особенностями природы родного края, учатся различать съедобные и несъедобные (ядовитые) растения, грибы, получают сведения о рельефе местности, основных транспортных магистралях, гидросети и т.д.

В-четвертых, в походах дети учатся преодолевать сложности длительных переходов, продолжительные физические нагрузки, неудобство походного быта.

В-пятых, в походе быстрее, чем в какой-либо другой обстановке, дети постигают цену дружбы, взаимовыручки. Они осознанно подходят к выполнения любого поручения, зная, что это сказывается на благополучии всех членов группы. Здесь девиз «Один за всех и все за одного» вполне понятен и оправдан.

И наконец, в-шестых, ребенок, овладевший навыками туризма, имеет меньше шансов попасть в ситуацию потери ориентировки. Он знает, как себя вести до и во время прогулки, не пойдет один в незнакомый лес, не предупредив родителей.

Вот почему обучение вопросам выживания в экстремальных ситуациях природной среды мы начинаем с обучения основам туристского быта, техники преодоления препятствий, ориентирования на местности. Овладение этими навыками позволит студенту полнее представить себе особенности нахождения в природной среде, вооружит его умениями и навыками, необходимыми для обучения детей.

Предполагается, что концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процессов будет направлена на решение четырех основных задач.

1. Создание благоприятных условий для развития самодеятельности воспитанников: инициативы, творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности при достижении общественно ценных и личностно значимых целей.

2.  Морально-волевая подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом группы, преодоления специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях.

3.  Формирование разносторонне развитой личности.

4.  Физическое воспитание и образование средствами туризма.

Для эффективного усвоения учебного материала, развития жизненных навыков необходимо организовывать практическую деятельность обучающихся преимущественно на местности, в непосредственном контакте с природной средой во время учебно-тренировочных походов, сборов, соревнований, экспедиций и путешествий. Следует учитывать интеллектуальный аспект туристско-спортивного образования, тесную связь между физическим и умственным развитием, их взаимообусловленность.

Процесс успешного развития жизненных навыков неразрывно связан с активной умственной и физической деятельностью обучающихся, индивидуальной и коллективной работой в группе в период подготовки и проведения походов, соревнований. Воспитанники должны быть призваны активно соучаствовать в выработке, анализе и реализации действий по решению тактических и технических задач поведения, действий в экстремальных ситуациях.

 

Похожие статьи по выживанию:

735
Метки: , , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 16 | 0,274 сек. | 10.95 МБ