Фальшпатрон представляет собой оружейное устройство, которое используется для безопасного и плавного снятия ударно-спускового механизма перед выстрелом. Фальшпатрон не является обязательным устройством для всех конструкций оружия, а потому многие ружья им просто не оснащены, соответственно о плавном спуске УСМ в таких моделях речи не идет. Имея такое ружье в руках, стрелок всегда задумывается, снять ли взведенный спусковой механизм или оставить его до выстрела взведенным, что одинаково негативно влияет на боевую пружину, либо она напряжена, либо происходит растяжение.
Когда снятие (нажатие спуска) происходит без патрона, то боек, не упираясь в капсюль, пролетает вперед и при каждом таком выстреле разбивается ограничитель хода бойка. А если часто оставлять боевую пружину во взведенном состоянии, то достаточно скоро ее качества ослабнут. Вот поэтому придуман был фальшпатрон, который многократно можно использовать, вставляя его в патронник.
Фальшпатроны существуют двух типов: с латунным стержнем и синтетической вкладкой. В первом случае латунный подвижный стержень выполняет роль капсюля, он принимает на себя удар и мягко подается вперед. Во втором варианте вместо капсюля стоит прочная, но эластичная прокладка из синтетики. Сам фальшпатрон по конструкции полностью похож на обычный патрон, его корпус бывает металлический и пластиковый. По сути, металлический корпус будет дольше жить, но дело в том, что быстрее происходит износ той части, которая представляет капсюль. Т.е. со временем от силы удара бойка в латунном стержне или в синтетической прокладке появится вмятина или отверстие. Но согласитесь, куда легче отремонтировать фальшпатрон или даже купить новый, чем проделывать то же самое со всем механизмом УСМ.
Нередко даже бывалые охотники без понимания в холостую щелкают спуском, при этом не подозревают, что для образования наклепа на ограничителях бойка нужно всего лишь 10-15 вот таких холостых щелчков. При холостом щелчке без фальшпатрона мощная пружина посылает весь вес бойка с усилением на встречную сталь ограничителя, в тех местах, где боек и ограничитель встречаются, отмечается усилие в несколько сот килограмм.
Ну механизм ладно, железка починится. Но ведь у стрелков есть и другая проблема с заряжанием и разряжением оружия, при этом, абсолютно не имея правильного и безопасного навыка. Многие, кто не имея навыков безопасного спуска УСМ, становятся калеками и попросту ежегодно погибают, это еще один аргумент в пользу безопасного устройства.
У фальшпатрона есть и еще одно предназначение — это учебно-тренировочный патрон, без которого крайне сложно отработать правильную вскидку, вкладку и выстрел. Без стрельбы охотник вянет, даже бывалый стрелок потеряет хватку и сноровку. Чем больше человек стреляет, тем больше его тело и мозг улавливают самый важный момент выстрела. Тело правильно принимает отдачу, палец плавно жмет на курок, все это сплетается в единое движение. Но когда выстрел не отработан, тело в момент выстрела не заметно чуть подается навстречу прикладу, при этом получается встречный эффект столкновения. Такой рефлекторный прием организма встречать удар, стрелки назвали «идти на отдачу». Было отмечено, что такое движение значительно влияет на качество выстрела, в худшую сторону конечно, при этом человек уже не контролирует этот момент, все происходит на подсознательном уровне за долю секунды.
Исправить это просто необходимо, тем более что есть действенные методы, ведь имея такой нездоровый рефлекс, вы никогда не доведете свой выстрел до точности. Исключением являются спортсмены, которые занимаются стендовой стрельбой, но у них движение на встречу отработано до тонкостей, для них такое движение сохраняет секунды и позволяет сделать еще один выстрел. Однако, любой спортсмен имеет постоянную тренировку и тысячи выстрелов, у них рука сливается воедино с ружьем.
В отличие от спортсмена, стрелок-охотник не имеет такой постоянной практики, кроме того, у него для выстрела большое разнообразие ситуаций, обстановка намного сложнее, зачастую приходится стрелять неожиданно, без подготовки. Если при стрельбе дробью промах может компенсироваться разбросом дроби, то при пулевой стрельбе процент промаха значительно возрастает. Многие стрелки-винтовочники, стреляя из автоматических ружей или двухстволок, стараются произвести выстрел за выстрелом, но такие дробовые дупли в этом случае не работают, как при выстреле с винтовки.
Теперь об отдачах. Если сравнить мощную отдачу дробовика с отдачей пулевой винтовки крупного калибра, то у последней отдача будет еще мощнее. Поэтому, когда молодые охотники переходят на стрельбу пулей, у них возникают проблемы, а на тренировки пулевой стрельбой нужны достаточно серьезные затраты.
Да и сами тренировки зачастую проходят бесполезно, это хорошо заметно на стрельбах охотников в тире. Они стреляют так, как им удобнее, не создавая ситуацию, приближенную к реальной. Т.е. делают по несколько выстрелов с упора, стволы крепко лежат на мешке, сам охотник прочно и удобно сидит, в итоге выстрел получается довольно точным. Но ведь это самообман, если его поставить и без всякой подготовки дать выстрелить навскидку, то многие даже рядом с мишенью не выстрелят. Но дело не в том, что он не умеет вскидывать и целиться (хотя и это не исключено), а именно в том, что происходит все то же ожидание и затем встреча плечом.
Представьте, молодой стрелок приготовился, занял позицию, упор, прицелился, но при этом забыл снять ружье с предохранителя. В момент нажатия спуска он всем своим организмом готов встретить отдачу и в самый момент нажатия его тело легким рывком подается навстречу прикладу, а выстрела не произошло, и вот этот рывок ярко заметен со стороны. То же самое происходит с ним во время стрельбы на охоте, просто на фоне отдачи и грохота этого незаметно.
Сегодняшние молодые охотники пустые выстрелы даже не считают, они принимаются как положенное, даже если на пролете стаи происходит 5-10 выстрелов мимо. Возможно это потому что охотятся с дробовиком на уток, а вот в охоте с винтовкой и на серьезного зверя, такое отношение неприемлемо и не безопасно. Да и на десятки и сотни пулевых патронов пущенных в воздух тратиться, наверное, не захочется.
Каким же образом отдалить от себя эту привычку, как вылечить тело от этого нездорового рефлекса? Для этого нужно усвоить и теорию и практику по этому вопросу, но самое важное, необходим будет фальшпатрон.
Установите его в патронник и имитируйте выстрел, в движении стволом останавливайте прицел на месте мишени, фиксируйте точку перекрестия мишени и прицела и производите выстрел. При этом у вас все будет происходить максимально точно, вы будете жать курок, тело будет ожидать отдачи, но не получать ее при выстреле. В итоге тело научится принимать момент нажатия (выстрела) без встречи плечом и самое главное автоматически фиксировать место выстрела. На это понадобится много времени, вам необходимо будет произвести сотни таких учебных выстрелов, именно здесь вам понадобится фальшпатрон. Две основные задачи в этой тренировке — отучить тело от ожидания отдачи, а мозг приучить концентрироваться на фиксации цели для попадания.
Теперь, когда вы отточили выстрел и прицеливание на фальшпатронах, можете пробовать стрелять настоящим патроном. Здесь важно следить за своим телом, не начало ли оно снова идти на встречу, а также не контролируйте сам результат попадания и не ориентируйтесь на пробитые отверстия. Для этого накрутите прицел так, чтобы он не давал вам возможность точного попадания, и вы на подсознательном уровне будете знать, что вы все равно не попадете. Таким образом, вы научитесь в момент настоящего выстрела с отдачей и шумом видеть точку попадания и отмечать сам выстрел. В итоге, стреляя, вы не будете ждать точности, ваш мозг не станет ловить момент выстрела и отдачи, палец не станет нервно дергать спуск. Только отработав это упражнение, можно начинать полный комплекс с точным прицеливанием.
Как долго вам придется отрабатывать эти упражнения сказать трудно, все зависит от особенностей человека, кому-то достаточно 50-100 выстрелов, кому-то нужно несколько сотен.
Не забывайте, что после каждого фальшивого выстрела нужно производить точные действия перезарядки с извлечением и обратной вставкой патрона.