Энциклопедия выживания на море. Введение

Мореплавание с каждым годом становится безопаснее. Это обусловлено созданием более современных конструкций кораблей и судов, новых систем навигации, надежных средств борьбы за живучесть и т. п. Тем не менее статистика показывает, что потери мирового флота пока все же велики. По данным страховых компаний и Регистра «Ллойда», ежегодно гибнет около 150 — 200 судов и получают повреждения в среднем 7300 судов [9]. Доля России — около 40 аварий в год [7]. При этом оказывается в воде и тонет огромное количество людей.

Вот хронология крупнейших кораблекрушений, происшедших только в XX веке:

1912 год, 15 апреля: затонул британский лайнер «Титаник», погибло 1489 человек.

1914  год, 29 мая: канадский пассажирский лайнер « Эм- пресс оф айленд» столкнулся с норвежским судном «Сторстад», погибло 1012 человек.

1915  год, 7 мая: английский пароход «Лузитания» торпедирован немецкой подводной лодкой, погибло 1198 человек.

1916  год, 26 февраля: затонул французский крейсер «Прованс», погибло 3100 человек.

1949 год, 27 января: китайские пароходы «Тайпин» и «Цзинь-Юань» столкнулись в Тайванском проливе, погибло 1500 человек.

1954 год, 26 сентября: японский паром «Тойя Мару» унес в пучину 1172 человеческие жизни.

1986  год, 31 августа: потерпело крушение советское пассажирское судно «Адмирал Нахимов», погибло 398 человек.

1987  год, 20 декабря: близ острова Миндоро филиппинский грузопассажирский паром «Дона Пас» столкнулся с филиппинским танкером «Виктор». Оба судна загорелись и затонули. По официальным данным, на борту «Дона Пас» находилось 1562 пассажира и 58 членов экипажа [12], но фактически на нем могло быть до 4000 человек. Экипаж танкера состоял из 11 человек. Все они погибли. Это самая крупная катастрофа на море в мирное время.

1994 год, 28 сентября: в Балтийском море перевернулся и затонул автопаром «Эстония» компании «Эстлайн», погиб 931 человек [6].

Множество аварий происходит и на подводных лодках. В 1961 г. произошла ядерная авария на советской атомной подводной лодке К-19 класса «Отель-П». Весь личный состав получил значительные дозы радиации, 8 человек погибло. Экипаж был спасен подоспевшей на помощь дизельной подводной лодкой. В 1963 году затонула американская атомная подводная лодка «Трешер» с экипажем 129 человек. В 1965 году несколько членов экипажа советской АПЛ К-11 класса «Ноябрь» погибло при перегрузке активной зоны судна на заводе в Северодвинске, когда произошел выброс из ядерного реактора. Через два года из-за возгорания гидравлики на другой советской подводной лодке К-3 того же класса погибло 39 человек. 1968 год принес потерю американской АПЛ «Скорпион» класса «Скипджек»; наиболее вероятной причиной гибели считают столкновение с собственной торпедой. В 1970 году погибла советская подводная лодка К-8 класса «Ноябрь» с 86 членами экипажа. С 1970 по 1980 годы СССР и США потеряли еще по две ядерные подлодки. После этого аварии атомных подводных кораблей стали довольно частым явлением.

1980 год, 21 августа: возник пожар на советской подводной лодке класса «Эхо-1».

1983  год, 1 июня: советская подводная лодка класса «Чарли-I» затонула из-за технической неисправности. На борту ее находилось 100 человек.

1984  год, 21 марта: советская подводная лодка класса «Виктор-I» была повреждена в результате столкновения с авианосцем США «Китти Хок».

1984год, 18 апреля: на АПЛК-131 класса «Эхо-П» возник пожар, во время которого погибло 13 человек.

1984  год, 18 сентября: лодка класса «Виктор-I» столкнулась с советским танкером.

1985  год, 10 августа: при перезарядке реакторов на отечественной АПЛ К-314 класса «Виктор-I» произошла катастрофа с выбросом радиоактивного шлейфа длиной 5,5 км на побережье Уссурийского залива с дальнейшим распространением аэрозольных частиц на площади 30 кв. км.

1986  год, 6 октября: советская стратегическая ядерная субмарина типа «Янки-I» затонула в результате пожара, погибло 4 члена экипажа. Причиной трагедии, предположительно, могло стать столкновение К-219 с американской подлодкой.

1989 год, 7 апреля: в результате пожара затонула советская атомная подводная лодка К-278 класса «Майк» — «Комсомолец», погибло 42 человека. Точная причина гибели неизвестна.

Классификация подводных лодок СССР и США приводится по системе, принятой в странах НАТО. Примеры аварий атомных ПЛ приведены по материалам открытой отечественной и зарубежной прессы.

1989 год, 26 июня: советская атомная подводная лодка класса «Эхо-Н» вынуждена была всплыть из-за аварии главной энергетической установки [47].

2000 год, 12 августа: во время учений в Баренцевом море затонула АПЛ К-141 «Курск» класса «Оскар-Н», погибло 118 моряков.

Основными причинами аварий являются: навигационные — 40 %, пожары и взрывы — 30 %, выход из строя энергетической установки — 20 %, прочие — 10 %.

Независимо от причин аварии кораблей и подводных лодок сопровождаются значительными потерями людей. И особенно большими они могут стать, если моря превратятся в театры военных действий, где будут разрешаться международные конфликты.

В связи с вышеизложенным в настоящее время важное место занимает проблема сохранения здоровья и жизни людей, которые в силу обстоятельств оказались в положении потерпевших бедствие на море.

Выживаемость потерпевших кораблекрушение имеет очень важное практическое и научное значение и зависит прежде всего от трех условий:

•  обеспеченности потерпевших бедствие снаряжением и оборудованием для спасения на море;

•  знания биологических и психологических аспектов выживаемости человека в условиях автономного плавания;

•  подготовленности личного состава кораблей и судов к использованию индивидуальных и коллективных спасательных средств.

Похожие статьи по выживанию:

Добавить комментарий

602
Метки: , , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 22 | 0,675 сек. | 11.31 МБ