Почему исчезают «тургеневские» охотники?

Предлагаем читателям статью от 19 мая 2010 года, которая вышла на страницах РОГ. Возможно, она покажется интересной и актуальной и сейчас.

Почему исчезают «тургеневские» охотники?

В средствах массовой информации, так или иначе связанных с охотой и охотничьим хозяйством, с новой силой развернулось обсуждение происходящих в отрасли перемен…

Поводы для этого более чем весомые. Действительно, принятие Закона об охоте и перевод охотничьего хозяйства в ведение Министерства экологии и природных ресурсов обещают революционные изменения в жизни российских охотников.

Увы, с уверенностью можно констатировать, что на сегодняшний день от всех непрекращающихся реструктуризаций, преобразований, переподчинений и прочих реформ охотничьего хозяйства вреда было куда больше, чем пользы. Как это ни печально, но, судя по всему, и от грядущих перемен рядовым российским охотникам ничего хорошего ждать не приходится.

Но я хотел сказать о другом. Самым серьезным последствием всего, что произошло с нашей охотой за последние годы, на мой взгляд, стало снижение морали и нравственности в охотничьем сообществе. К великому сожалению, уходят в прошлое нравственные нормы и принципы, веками соблюдавшиеся многими поколениями охотников, забываются традиции и обычаи русской охоты. И если положение дел в самом охотничьем хозяйстве еще можно выправить с помощью указов и постановлений, то с моралью дело обстоит намного сложнее: этой проблеме уделяется намного меньше внимания, чем тем же указам и постановлениям.

Повальная мода на охоту как на элитное развлечение и «крутое» времяпрепровождение, стали причиной массового притока в охотничьи ряды людей, чьи принципы далеки не только от охотничьей, но и от общечеловеческой морали. В угодья хлынули толпы разношерстных любителей выпить на природе и пострелять, которые, не задумываясь, открывают пальбу по любой живности.

Если же ничего живого в поле зрения не оказывается, то в ход идут бутылки, дорожные знаки, аншлаги и прочие «цели». Какие там сроки охоты или нормы отстрела! Тем более что в большинстве своем такие охотники не только не знают охотминимума, но и понятия не имеют о том, что это такое. Ряженные в амуницию «а ля спецназ», вооруженные до зубов, они не утруждают себя соблюдением каких- либо норм или правил.

Среди охотников все меньше становится тех, кто смотрит на охоту глазами И.С. Тургенева, С.Т. Аксакова, М.М. Пришвина и других наших классиков, в чьем понимании охотник — это прежде всего человек, беззаветно любящий природу, следопыт, знаток повадок зверей и птиц, для которого общение с природой, умение найти и выследить зверя не менее важно, чем результат хорошего выстрела.

Зато все больше становится тех, кто без тени сомнения поднимается на комфортабельную вышку рядом с подкормочной площадкой, чтобы чуть ли не в упор выстрелить в стоящего у корыта полудомашнего кабана. Или тех, кто, покормив с рук вольерных оленей, через пару часов стреляет в них же. При этом все они гордо называют себя охотниками. Вот только в моем понимании они скорее относятся к мясникам, нежели к охотникам (да простят меня представители сей достойной профессии!)

Я отнюдь не против высокоорганизованного охотничьего хозяйства. Понимаю, что без воспроизводства и полувольного содержания и разведения охотничьих животных в перспективе не обойтись. Но я категорически против варварских расстрелов животных на подкормочных площадках или в вольерах. Тем более против представления такой охоты как «культурной» или «правильной». Да и охота ли это? А может, правильнее сказать — стрельба по живым мишеням?

На мой взгляд, не многим отличаются от подобных стрелков и любители всевозможных сафари, усердно рекламируемых некоторыми охотничьими и околоохотничьими изданиями. Нередко участники таких сафари представляются охотниками высшей квалификации. Но хотелось бы посмотреть на них в саванне или тундре, оставив их на пару дней одних, — без комфортабельного лагеря, профессионального инструктора «пи-эйча», следопытов, носильщиков, транспорта и прочего сервиса.

И стоит ли вообще считать охотником того, чье участие в охоте сводится лишь к выстрелу, за кого остальную работу, начиная с поиска и выслеживания дичи и заканчивая транспортировкой оружия и прочей амуниции, выполняют другие? Не потому ли в большинстве статей, написанных российскими любителями сафари, бытовым условиям, разнообразию меню, винной карте и кулинарным изыскам принимающей стороны уделяется куда больше внимания, чем самому процессу охоты? А уж искать в этих статьях что-либо интересное о биологии или повадках животных — вовсе пустая затея.

Зато с каким гордым видом эти господа, запечатленные на фоне различных трофеев, а то и в собственных трофейных комнатах, взирают на нас с глянцевых страниц журналов. Вот только есть ли чем гордиться? Ведь хорошо известно, что и количество, и размеры трофеев на подобных охотах определяются отнюдь не мастерством охотника, а толщиной его кошелька! Да и кому по праву должны принадлежать эти трофеи: тому, кто нажал на спуск, или тому, кто сделал всю остальную работу, — большой вопрос.

К сожалению, такая трофейная охота, когда охотник (а правильнее сказать, «клиент») не добывает трофей, а просто покупает право убить подготовленное для него профессионалами трофейное животное, приобретает все большие масштабы. Не потому ли в охотничьей среде все чаще вместо привычных «добыл» или «взял» звучит режущее слух «убил» или «застрелил»?

Все бы ничего, да вот только такая охота превращает охотника из любителя и знатока природы в ее врага, старательно уничтожающего наиболее ценных носителей генофонда охотничьих животных. Меня волнует не только уничтожение африканских львов или буйволов, но и истребление носителей генофонда отечественных видов животных, что особенно опасно для нашей фауны.

Конечно, сторонники подобной охоты гневно возразят мне, что трофеи испокон веков были предметом гордости охотников и свидетельством их мастерства и что в странах с высокоразвитым охотничьим хозяйством процветание трофейной охоты абсолютно не сказывается на состоянии популяций охотничьих видов.

Все верно. Если не считать того, что высокоразвитое охотничье хозяйство нам еще только предстоит построить, а наиболее ценные производители старательно уничтожаются уже сейчас. Причем основная масса трофейных животных добывается в угодьях тех охотпользователей, которые и не помышляют об их воспроизводстве или разведении, а попросту делают деньги из того, что создано природой. (Как же были правы наши государственные мужи, передав охоту в ведение Министерства природных ресурсов!) Вот только наши лоси, медведи, олени и кабаны могут закончиться значительно раньше, чем нефть или газ!

Говоря о падении морали среди российских охотников, надо признать, что некоторые представители властных структур способствуют этому процессу, так сказать, личным примером. Элитные охоты для чиновников различных уровней зачастую являются браконьерством в самом варварском виде. Стрельба с вертолетов, автомобилей, снегоходов и моторных лодок — уже скорее норма, чем исключение. А количество истребляемой дичи иногда превышает все разумные пределы. Такое поведение сильных мира сего провоцирует браконьерство среди рядовых охотников. «Если можно им, то почему нельзя мне?» — стало оправданием многих, дотоле законопослушных охотников, переквалифицировавшихся в браконьеров.

Как это ни печально, но нередко попустительствуют, а то и вовсе прикрывают браконьеров те, кто по долгу службы должен с ними бороться. И хотя сложно в чем-то винить «безнадзорные» до сего дня органы охотнадзора, к тому же практически лишенные какой-либо моральной и материальной поддержки, ущерб от такой работы «стражей природы» трудно переоценить.

Следует сказать и о том, что периодические охотничьи издания также не всегда способствуют воспитанию морали в рядах охотников. На страницах некоторых из них можно встретить красочные описания сомнительных способов охоты, а то и рекламу запрещенных к применению орудий, приспособлений и устройств. Зато найти материалы, посвященные исконно русским способам охоты, традициям и обычаям отечественных охотников можно далеко не всегда. Не потому ли в последнее время для многих русская охота ассоциируется прежде всего с героями известной кинокомедии.

Перечень проблем морального и нравственного характера, возникших или обострившихся в российском охотничьем сообществе за последние годы, можно продолжать до бесконечности. Однако должного внимания им не уделяется, и решать их никто не пытается. На сегодняшний день все преобразования в отрасли сводятся к различным организационным изменениям, перераспределению угодий и финансов и попыткам построить все на зарубежный манер.

Но, внедряя в нашу российскую действительность передовые методы ведения охотничьего хозяйства из-за рубежа, нельзя забывать и о так называемом человеческом факторе. Кто охотился за границей, прекрасно знает, с каким почтением к природе относятся те же венгерские или немецкие охотники. Как щепетильны они в соблюдении охотничьих традиций и ритуалов. Как законопослушны и непримиримо настроены по отношению к браконьерству.

И все это возникло не вдруг, а благодаря хорошо организованной и активной воспитательной работе и пропаганде охотничьей культуры, правильной охоты и бережного отношения к родной природе. В отличие от нас, там и охотники, и чиновники от охоты думают не только о сегодняшнем дне, но и о том, что останется после них детям и внукам. А главное, уже сейчас воспитывают этих детей и внуков, в том числе в школах юных егерей и охотников.

Вступление в охотничье общество они не превращают в банальную продажу «корочки», а охотники популярны у них не менее чем известные спортсмены. В общем, то, что называется работой с людьми, организовано на высочайшем уровне, в то время как у нас такой работы практически нет.

Так может, стоит поучиться у зарубежных коллег и этому?

В любом случае реформирование охотничьего хозяйства нельзя сводить лишь к превращению охоты в доходный бизнес. Тем более нельзя делать этот бизнес аморальным и безнравственным. Такой подход неминуемо приведет к нанесению невосполнимого ущерба охотничьим ресурсам страны и моральной деградации и охотников, и тех, кто работает в охотничьем хозяйстве.

Поэтому решать проблемы охотничьей отрасли необходимо только в комплексе с активной работой по воспитанию культуры, морали и нравственности в российском охотничьем сообществе. В противном случае все реформы закончатся привычным уже результатом: хотели как лучше, а получилось как всегда.

От редакции

 Вопросы, поднятые автором статьи, действительно очень болезненны для охотничьего сообщества и требуют самого пристального внимания. Но, что бы мы ни предлагали, что бы ни делали для исправления создавшейся ситуации, это не приведет к искоренению уродливых явлений в охотничьем хозяйстве в частности, пока в корне не изменится общий социальный, общественный и культурный фон в стране.

Горько сознавать, но заразные болезни, как бы нам ни хотелось избавить от них охотничий мир, будут вновь и вновь проявлять себя и поражать нас, потому что ими больно все наше общество. Наивно предполагать, что мерзавец и хам чудесно преобразятся в лесу или что взяточник и растратчик будут болеть душой за недобранных подранков. Однако это не значит, что мы обречены на поражение в нескончаемой борьбе двух начал человеческой природы.

Выход есть — он в нас и зависит от нас самих. И первое, что мы предлагаем, — это прекратить бессмысленную борьбу мнений и пристрастных высказываний о том, кто есть «истинный охотник», а также поношение друг друга на страницах газеты. Да, мы все разные. Кто-то считает охотой тропление зайца за околицей деревни или скитания по тайге с ружьем и рюкзаком. Кто-то в силу недостатка здоровья, времени или сил рад вырваться из городской суеты на пару дней на загонную охоту, а вечером (чего греха таить?) и посидеть на вышке. Но разве от этого он перестает быть охотником? Разве он хуже нас, опытных и бывалых? Д

авайте прекратим винить людей, которым посчастливилось исполнить детскую мечту и поохотиться в Африке. Да, они охотятся не в одиночку, а с дюжиной сопровождающих их помощников и с профессиональным охотником. А знают ли их критики, что законодательством абсолютно всех африканских стран, организующих охотничьи сафари, запрещена самостоятельная, неорганизованная охота, охота без тех самых помощников и проводников?

Разве наш соотечественник, стрелявший и положивший атакующего слона с пяти метров, не охотник? (К слову сказать, в тот момент с ним были только пи-эйч и один безоружный следопыт, а слона, раненного первым выстрелом, им сообща пришлось потом выслеживать в буше 6 часов без остановки).

И давайте прекратим считать деньги, потраченные известным московским банкиром на охоту на льва или пустынного толсторога, а вместо этого подумаем, чем мы можем помочь друг другу. Давайте вспомним, что далеко не все из нас и раньше читали Пришвина, Тургенева, Арамилева или что не каждый, начитавшись Майн-Рида, стал мечтать об Африке.

Но уж если мы с вами читали классиков, можем внятно изложить свои мысли и написать о наших проблемах и болезнях, так давайте вместе разъяснять богатым неофитам, что наша «национальная охота» неизмеримо больше сквернословия, водки и стрельбы по бутылкам. Давайте отторгать из своих охотничьих компаний принципиальных браконьеров и губителей живого. Ведь охота — коллективное занятие, оставшись в одиночестве, агрессивный неофит либо бросит охоту, либо потянется к нам — «старикам».

Нет ни одного из «хозяев жизни», который бы не мечтал заслужить уважительную похвалу за благородный поступок от знающих, чтущих и продолжающих традиции русской школы охоты. Нет ни одного сноба или «барина», не желающего поделиться рвущейся из него радостью от красоты охоты с подружейной собакой или гончей.

Давайте попробуем напомнить им, не сдававшим «охотминимума», что охота, доброе отношение к животным, дичи, природе возвышает и делает каждого из нас, больных охотничьей страстью, лучше! Давайте дадим им этот шанс, и тогда они станут нашими по духу и вернут нам долг сторицей.

Валерий Клименко20 июля 2015 в 11:50

Похожие статьи по выживанию:

Добавить комментарий

464
Метки: , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 22 | 0,733 сек. | 11.52 МБ