Как и чему учат охотоведов

Недавно в руки мне попал учебный план по подготовке для присвоения квалификации (степени) бакалавр по направлению 02 400 «Биология». Сроки обучения три и пять лет. План предусматривает три профиля обучения: биоэкология, охотоведение и кинология.

Как и чему учат охотоведов

Михаил Перовский на весенней охоте.
Фото Сегрея Плановского

На слове «биоэкология» мой компьютер сразу «возмутился», видя в этом вопиющую нелепицу, и потребовал заменить это слово. Экология — всего лишь часть науки биологии, и нельзя писать масло масляное. Или как вам нравится биофизиология, биогенетика?

Прежде чем давать название кафедре, а тем более факультету, автору этого плана профессору Е. К. Еськову следовало бы ознакомиться с фундаментальным трудом Ю. Одума (1975 г.) «Экология», где он буквально на первых страницах «препарирует» понятие и место экологии в науке БИОЛОГИЯ.

Более разумным и грамотным было бы название факультета «Агроэкология и охотоведение». Это название соответствует и профилю университета, в данном случае РГАЗУ. Количество учебных дисциплин при сроке обучения три года — 83, а при пятилетнем сроке — 86.

Глянув на эти цифры, я вспомнил свое студенческое прошлое. Достал два диплома о высшем образовании, полученных при очной и заочной формах обучения. В них лежали выписки из зачетной ведомости. В первой выписке (МВА — очное образование) насчитал 43 дисциплины, которые я изучал пять лет.

Во второй — (ВСХИЗО, ныне РГАЗУ — заочное образование) 46 дисциплин. Их полагалось изучать шесть лет. Не обладая большими математическими способностями, можно сразу установить, что учебных дисциплин в современном РГАЗУ ввели вдвое больше. При этом в первом случае сократили вдвое срок обучения. Вместо шести лет — три года. Чем руководствовались в данном случае составители упомянутого учебного плана, мне неизвестно.

Какой же самой главной дисциплиной является при подготовке в РГАЗУ биологов? Оказывается, это физика! Почти 300 часов, а если быть точным, 288 следует изучать всем биологам, включая, экологов, охотоведов и кинологов. Ни одной другой дисциплине не отдается такого предпочтения.

Я против физики ничего не имею, уважаю. Важная и нужная дисциплина, без нее, как говорится, шагу не ступишь. Да если бы здесь готовили космонавтов… Но выпускникам-«биоэкологам» до них очень далеко. Когда еще раз я прочитал рабочие учебные планы, к ужасу своему увидел, что самое большое время у заочников должна занимать физкультура: всего 400 учебных часов. Просто Китай какой-то при Мао.

Сразу возникает вопрос: как можно у заочника проконтролировать занятия физкультурой? Видимо, студенты на первом курсе сдают зачет на значок БГТО, а на втором — ГТО. Нормы не выполнил — отчислят из университета. Согласно учебному плану заниматься физкультурой положено только два первых курса, а затем эта дисциплина больше не преподается. Студентов же зарядили на всю оставшуюся жизнь.

Первой по списку дисциплин значится история. История чего: науки, древнего мира или КПСС? Две пары лекций неизвестно о чем и практические занятия — три пары (шесть часов). Вот и вся история.
Для чего и кому нужна эта общеобразовательная дисциплина, которая изучается в средней школе, совершенно непонятно.

В перечне дисциплин также находим, что бакалавры на первом курсе будут изучать географию, но не сказано какую: экономическую или физическую. География достаточно полно преподается в средней школе. Надеюсь, что, окончив школу, ученик запомнил, что Волга впадает в Каспийское море…

Я думал, студенты Российской Федерации наконец освободились от изучения марксизма, истории КПСС и прочей политической дребедени. Ан нет. Вот вам социология и политология да еще культурология с религиоведением.

Мне могут возразить, что это повышает эрудицию университетского выпускника. А что, университет готовит не специалистов, а всезнаек для игры «Что? Где? Когда?». Кстати, РГАЗУ — сельскохозяйственный вуз, и не агитаторов для партий готовит, а агрономов и зооинженеров, сельхозмехаников и экономистов для сельского хозяйства.

Коснемся языковой проблемы. Конечно, изучение хотя бы одного иностранного языка в высшей школе необходимо. Но в том виде и в том количестве аудиторных учебных часов, как это преподнесено в учебном плане, все это выглядит профанацией. Итак, составитель упомянутого учебного плана полагает, что вполне достаточно 10 аудиторных часов для изучения собственно иностранного языка и 10 часов для профильного иностранного языка, а остальные 240 часов перекладываются на самостоятельную работу.

Могу поделиться опытом, как изучали иностранный язык на курсах в 1-м ИнЯзе им. Мориса Тореза для специалистов, направляемых для работы в зарубежные страны. Учили два года по 16 часов в неделю, практически без отрыва от основной работы.

Группы на каждого преподавателя не более 7-8 человек, а лучше — 5-6. Домашние задания выдавались обязательно и проверялись у каждого студента. Преподаватели разговаривали с учащимися, вставляя при этом как можно больше фраз на английском языке. Экзамены сдавались только на иностранном языке. «Don’t talk Russian. Only English». Преподаватели нас поправляли постоянно. Работа в ларингофонных кабинетах, просмотр кинофильмов на иностранном языке, чтение газет и специальной литературы охотоведческой направленности только на английском языке, и так далее.

Более 1000 часов занятий было потрачено на то, чтобы мы могли более или менее разговаривать нормально («спикать» — на нашем студенческом сленге) на английском языке.

В данном учебном плане «надерганы» дисциплины из агрономии и зоотехнии, биологии человека и животных, а заодно и медицины. Как вам нравится дисциплина: физиология человека и животных, высшей нервной деятельности. Смешались в кучу кони, люди…, как говорится, все в одном флаконе.

Далее читаем: биология человека. Не шутка познать биологию человека за 72 часа, из которых аудиторных лекций две пары (4 часа) и практических занятий четыре пары (8 часов), и человек «готов» с его биологией. Оставьте все вопросы по биологии человека врачам. «Биоэкологов» из РГАЗУ никогда в поликлинику или не дай Бог в больницу на работу не возьмут.

На должность медсестры с дипломом этого университета переучиваться заставляют и на работу сразу не берут. Наряду со сложными дисциплинами в плане можно встретить чисто зоотехнические «водства»: кролиководство, пчеловодство, звероводство, которые можно было без всякого ущерба исключить из чрезмерно перегруженного учебного плана.

В списке общеобразовательных предметов нахожу дисциплину — учет животных. Тут же возникает вопрос — каких животных: диких, домашних, позвоночных, беспозвоночных и так далее. Учет диких животных, например, сложнейшая дисциплина. Если можно так выразиться, это высшая математика охотоведения.

Ученые составили сотни методик учета различных животных, приспосабливая их к биологии вида. Для охотоведов это вообще отдельная самостоятельная дисциплина. Но наши простаки из РГАЗУ взяли и, особо не задумываясь, написали: учет животных, коротко и ясно. И на всю эту дисциплину отвели 8 аудиторных часов, из которых две лекции и два практических занятия у студентов с пятилетним сроком обучения и одна лекция и два практических занятия у трехгодичников.

Эту дисциплину следует читать на последнем курсе, а не на третьем у пятикурсников. В то же время показатель численности вида является важнейшим элементом его экологии, хозяйственной и природоохранной деятельности человека. А в плане обучения учету охотничьих животных уделяется времени меньше, чем культурологии и религиоведению.

В обширном списке дисциплин в рабочем учебном плане на степень «бакалавр» с 3-х и 5-годичными сроками обучения при практическом равенстве заслушиваемых предметов не нашлось места для такого предмета, как этология животных, а также охотустройства для охотоведов. В советские времена в РСФСР одновременно вели работу не менее пяти охотустроительных экспедиций, в которых работали более 300 охотоведов.

Помимо охотничьих хозяйств, они устраивали заказники и заповедники, выдавали продукцию в виде паспортов или проектов внутрихозяйственных и межхозяйственных устройств конкретных территорий с соответствующими картами, экономическими обоснованиями и расчетами, а также планами развития.

Охот­устроители проводили первичный учет зверей и птиц, определяли их численность различными методами. Потребность охотоведов, компетентных в охотустройстве, и ныне достаточно высока и будет еще выше, если коренным образом переделают квалифицированные специалисты-охотоведы нынешний совершенно неприемлемый Закон «Об охоте и охотничьем хозяйстве в РФ».

Еще одна обязательная дисциплина — экотоксикология. Я перелистал пяток словарей, справочников и энциклопедий совсем еще не старых и определения не нашел. Понимаю, что что-то с ядами связано, но что это за экологические, а может, экономические яды, понять не могу Составитель плана профессор Еськов Е.К. явно не понимает сущности расписываемых им дисциплин. Например, на 3-4 курсах бакалавриата вводится дисциплина биотехния и дичеразведение. Хорошо. Типично охотоведческая дисциплина.

Но вот в перечне дисциплин охотоведческого профиля читаем: «Методы воспроизводства промысловых животных», что практически одно и то же. Промысловые — это те же охотничьи животные: бобры и лоси, белки и косули, ондатры и дикие северные олени… А разница лишь в том, что в одном случае на этих зверей ведется любительская охота ради отдыха и развлечения и полученная продукция используется лично охотником для своих целей, а в другом случае охотниками являются люди, занимающиеся промысловой охотой, промыслом.

Они поставляют товарную продукцию в массовом количестве на рынок, что и является источником их существования полностью или частично. Очень часто характер промысла и любительской охоты зависит от обилия, количества дичи. Много, например, ондатры в угодьях. Есть возможность добыть от 100 до 1000 зверьков. Это уже промысел, промысловая охота.

А если охотник поймал 5-6 ондатр и сшил себе шапку и носит ее на здоровье, что же, относить все это к промысловой охоте? Опыты профессора С. С. Фолитарека на западносибирских озерах по борьбе со сплавинами (сплошь заросшими ковровыми тростниковыми покрытиями) с помощью камышекосилок и даже бомбометания дали интересные результаты. Это делалось с целью разрыва ковровых тростниковых зарослей и образования плесов с чистой водой.

Указанные действия немедленно повышали продуктивность угодий за счет активного заселения ондатрой и водоплавающей птицей. Тем самым создавали хорошо известный «эффект опушки» в тростниковых зарослях, а не в лесу. Охотники-любители на таких озерах стреляли уток, а промысловики ловили ондатру.

Я спрашиваю, как разделить эти плесы между промысловыми и любительскими методами воспроизводства дичи? Делить здесь ничего не надо. Это чистая биотехния. Надуманность и некомпетентность в вопросах охотоведения составителя плана привела к чрезмерному перечню дисциплин охотоведческой и кинологической направленности.

Незнание, невежество проявляется на каждом шагу в этом «чудном» учебном плане. Вот в профиль «кинология» на последних курсах (третьем и пятом) введена дисциплина — биология и систематика зверей. А где же птицы, спросите вы. Но составитель и автор этого учебного плана решил, что знать птиц кинологи не должны.

В то же время более половины охотничьих собак — это легавые, которые работают в основном только по птице. Но есть еще собаки-универсалы типа наших знаменитых лаек, которые и многие из них работают по глухарю и уткам и, кстати, получают дипломы.

Можно и дальше распинаться по поводу этого учебного плана РГАЗУ по подготовке бакалавров с различными сроками обучения. Могу сказать только, что здравый, знающий человек составить такой учебный план просто не мог. Количество дисциплин безумно велико, и приходится только пожалеть бедных студентов, ставших жертвами профессорского произвола.

Скоро студенты факультета биоэкология (странное все-таки название) РГАЗУ будут говорить: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»… И вместо квалифицированных и знающих специалистов университет будет выпускать явный «брак».

Михаил Перовский26 декабря 2014 в 00:00

Похожие статьи по выживанию:

50
Метки: , , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

Protected by Copyscape DMCA Violation Checker
52 - SQL
8,182538 - time