Аварийная радиосвязь в Пуэрто-Рико: Отчёт радиолюбителя

Аварийная радиосвязь в Пуэрто-Рико: Отчёт радиолюбителя

Хронология

  • 25 августа — ураган Харви выходит на сушу близ Рокпорта, штат Техас
  • 6 сентября — ураган Ирма проходит вблизи Пуэрто-Рико, задев часть Виргинских островов
  • 10 сентября — ураган Ирма выходит на сушу во Флориде
  • 14 сентября — записался добровольцем в SCF, Surge Capacity Force (формирование, курируемое FEMA и министерством гос.безопасности — прим. перев.)
  • 20 сентября — ураган Мария выходит на сушу на острове Пуэрто-Рико
  • 6 октября — получено извещение о развёртывании
  • 9 октября — выехал в Эннистон, штат Алабама (должен был выдвигаться 8-го, но FEMA отложила выезд в связи с тропическим штормом. Такая ирония)
  • 13 октября — прибыл в Сан-Хуан, Пуэрто-Рико
  • 20 октября — направлен в Понс, Пуэрто-Рико
  • 19 ноября — покинул Сан-Хуан в направлении дома

Справка

Сезон ураганов 2017 года поставил несколько новых рекордов в исполнении тайфунов с ласковыми именами, например, самая могучая буря в Атлантике, наибольшее количество крупных ураганов в Атлантике, и другие. Чрезвычайные ситуации в разное время были объявлены в Техасе, Луизиане, Джорджии, Алабаме, Пуэрто-Рико, и Виргинских островах, иногда не один раз (на Пуэрто-Рико для Ирмы и затем для Марии).

Пуэрто-Рико стал жертвой урагана пятой категории Ирма, оставившего без света 3,4 миллиона жителей. FEMA отправила на остров 3 200 сотрудников. Восстановительные работы уже успели начаться, когда двумя неделями позже на остров обрушился ураган четвёртой категории Мария. Скорость ветра по разным оценкам достигала 69 метров в секунду, с порывами до 90 м/сек. В скором времени после того, как это фото было снято, погодный радиолокатор в Сан-Хуане был полностью разрушен:

Аварийная радиосвязь в Пуэрто-Рико: Отчёт радиолюбителя

Последствия бури были наглядны, особенно из космоса:

Аварийная радиосвязь в Пуэрто-Рико: Отчёт радиолюбителя

Имейте в виду, что огни на втором снимке светятся исключительно благодаря генераторам.

По сути, 3,4 миллиона обитателей Пуэрто-Рико за час сменили статус с первого мира на третий мир. Электросеть на 100% отключилась, 85% линий электропитания были уничтожены или повреждены, сотовой связи не стало, проводные телефоны не работали, водопровод и канализация были отключены либо сломаны, большинство мостов и дорог были повреждены, уничтожены, либо завалены мусором до полной непроходимости. Пуэрто-Рико начал всё с нуля.

До развёртывания

Я предполагал, когда присоединялся к SCF (ещё до удара Марии), что меня отправят на Пуэрто-Рико, а может и нет. Так что я обзавёлся рядом вещей вроде аккумуляторной сборки на LiFePO4, пары солнечных панелей, портативной запитываемой с конца антенны и портативной телескопической мачты, предполагая, что я возьму с собой своё радио. Это было удачным решением, хотя на тот момент я и не представлял, куда отправлюсь и что именно буду там делать, когда доберусь. Но я подумал, что, если буду направлен в Техас или Флориду, то смогу оставить своё радио дома и использовать всё то, что приготовил, на Полевом Дне в следующем году. После прохода Марии по Пуэрто-Рико, стало вполне ясно, что направленным туда добровольцам нужно будет использовать своё собственное электропитание и свою «способность работать в жёстких условиях отсутствия электричества и водоснабжения, ночлега в палатках и т.д.» (цитируется по объявлению SCF для добровольцев). После того, как я прочитал, какими могут быть условия, я ещё раз подумал, а стоит ли участвовать.

Примерно за месяц до того, как это всё завертелось, я решил попробовать Винлинк. Со стороны это дело выглядело довольно сложным. Но когда я принялся возиться с ним, всё оказалось не так плохо. Так, я смог отправить себе почту и получить ответ через коротковолновый эфир за выходные до моего решения стать добровольцем. На выходных после получения извещения о развёртывании, я развернул мачту, закрепил на ней антенну и смог провести связь в PSK31 с Бельгией. Так что я решил, что это сгодится. Затем начался титанический процесс сборов в дорогу.

Радиооборудование для аварийной радиосвязи было относительно просто собрать, поскольку я недавно брал его с собой в поездку. На этот раз, однако, мне было предписано быть более-менее автономным, так что я решил рассматривать это как полевой день в квадрате. Перечень по части радио был следующим:

  • трансивер Yaesu FT-991
  • тюнер MFJ-939Y
  • аккумуляторный блок Samlex 1235M 13.8V 35Amp
  • два метровых кабеля-соединителя LMR-400 для включения между радио и тюнером и между антенной и ВЧ изолятором
  • 7,5 метров кабеля LMR-400
  • запитываемая с конца антенна Chameleon EMCOMM-II
  • четыре десятиметровых радиала для EMCOMM-II
  • телескопическая мачта MFJ-1913 длиной 8,4 м (1,16 м в сложенном виде)
  • мобильная антенна Comet UHV-6 с катушками на 40 и 20 метров
  • магнитный кронштейн MFJ-335BS 5″ с пятью метрами кабеля
  • портативная антенна MFJ-1699S (просто шутки ради)
  • ВЧ изолятор MFJ-915
  • антенный анализатор RigExpert AA-1400
  • карабины (порядка шести, чтоб хватило для лазания и закрепления антенных оттяжек)
  • один 30-метровый моток 550го паракорда
  • два 15-метровых мотка 1100го паракорда
  • аккумуляторный блок Bioenno PowerPack 400 (35Ah аккумулятор LiFePO4, инвертер на 300W, выход 12V, встроенный контроллер заряда от солнечной панели, выход переменного тока на 70W)
  • два адаптера CigBuddy 12V с прикуривателя на PowerPole
  • два трёхметровых удлинителя с разъёмом PowerPole
  • один переходник с прикуривателя на USB
  • один переходник с PowerPole на 12V прикуриватель
  • солнечная панель ACO Power 105W (включая зарядник для автоаккумулятора и шнур с разъёмом PowerPole для подключения к Bioenno)
  • моток Gorilla tape шириной 5 см
  • моток Gorilla tape шириной 2,5 см
  • моток однооборотной текстильной липучки шириной 5 см
  • моток однооборотной текстильной липучки шириной 2,5 см
  • пачка обмоток с липучкой для кабелей
  • бутылочка цианакрилатного клея
  • паяльник на 30W
  • моток припоя
  • коробка разной термоусадки
  • небольшой набор инструмента, включая плоскогубцы, зачистку, небольшой разводной ключ, кусачки, отвёртку с набором бит
  • тент 2,5х3 м
  • 12 колышков для тента
  • разные подсумки под оборудование (защищённые под радио и питание, неопреновый под тюнер, сетчатые под антенны и инструменты)
  • ворох кабельных разъёмов SO/PL-239
  • ноутбук Gateway 17″ с блоком питания и мышью под ОС Win 7, с установленными HRD, fldigi, RMSExpress
  • мультиметр

В дополнение к радиооборудованию, я уложил ворох других вещей, предполагая, что это будет нечто вроде месячного турпохода:

  • 7 смен белья, носков, футболок с длинным рукавом
  • 3 пары длинных брюк
  • 1 запасная пара ботинок
  • гигиенические принадлежности на месяц
  • большую бутыль с раствором для контактных линз
  • походное мыло для стирки
  • 2 баллона репеллента
  • 3 баллона состава от солнца
  • коврик-самонадувастик
  • походный паёк Mountain House на 5 дней
  • походную подушку
  • противомоскитную сетку на койку/спальный мешок
  • складное ведро

Когда я прибыл в аэропорт 9 октября, со мной было три места багажа – два баула на колёсиках и один жёсткий портфель с радиооборудованием. Каждый баул весил по 23 кг, а портфель весил около 22-х. В ручной клади у меня был чехол для удочки с мачтой и антенной, мой рюкзак «для выживания» и ранец для аккумулятора, в котором лежал аппарат для ИВЛ. Уложив аппарат для ИВЛ вместе с аккумулятором, я заставил всех думать, что акум — комплектная часть для аппарата. Пару раз сотрудники аэропорта говорили мне, что у меня слишком много вещей, разрешено только две единицы ручной клади. Когда я обозначал тот факт, что ода из вещей — аппарат для ИВЛ, проблема решалась, поскольку медоборудование в подсчёт ручной клади не входит. Было непросто перетащить это всё (под сотню кило) от машины к стойке багажа.

В рюкзаке были фильтры и таблетки для воды, кухонный набор, трёхдневный запас одежды и гигиены, комплект для постройки укрытия, 15 метров 550-го и 15 метров 1100-го паракорда, средства разведения огня, полуторалитровая фляга, два походных пайка, перекус, маленький бинокль, четыре карабина, разные другие вещи и портативка Yaesu VX-8DR.

Я полагался на предположение, что мне может понадобиться собственное электропитание (особенно ночью для ИВЛ), собственный способ получения питьевой воды, что я буду спать на выданной кушетке в предоставленной палатке (поэтому и отправился без спального мешка, только коврик), и что будет слишком жарко, чтобы потребовалось одеяло. Если бы мне предстояло размещаться в более близких к природе условиях, я бы взял палатку, а также спальник для тёплой погоды или покрывало.

Развёртывание

Девятого октября, через три дня после получения извещения, я прилетел в Атланту и встретил ребят из FEMA у багажной стойки. Мы набились в автобус и через два часа были в Эннистоне:Аварийная радиосвязь в Пуэрто-Рико: Отчёт радиолюбителя

Нас высадили в гостевом центре, где до нас довели сведения о том, что будет происходить ближайшие 3-4 дня. Я был в числе участников тринадцатой «волны», состоявшей из сотрудников различных организаций. Нас перегоняли с места на место, проводили некоторое «обучение», потом выдали синие жилеты, FEMA’овские телефоны и ноутбуки:Аварийная радиосвязь в Пуэрто-Рико: Отчёт радиолюбителя

Все их мероприятия, наверное, хороши, если вы обрабатываете человек 25-50. С численностью в 500 всё превратилось в неуправляемый кошмар. Я встретил здесь одного знакомого из Калифорнии, мы немного поговорили о том, что нам, по нашему мнению, предстоит делать. Я упомянул, что я радиолюбитель и взял с собой своё оборудование для аварийного радиовещания. Он переслал мне письмо от госслужащего, искавшего радиооператоров для отправки на Пуэрто-Рико. Я связался с этим сотрудником, и он воспользовался случаем, чтобы заполучить меня. Я был предварительно распределён на логистические работы, поскольку никто в конторе не озаботился заглянуть в мою анкету, где ясно значилось, что я радиооператор. И вот этот госслужащий изменил мой маршрут за считанные минуты до отправки, и внезапно я оказался на автобусе обратно в Атланту, где ждал, пока будет подготовлен авиарейс на Пуэрто-Рико.

13го октября я прилетел в Сан-Хуан.

В аэропорту не было света. Терминал был жарким, влажным и тёмным. У багажной стойки не было экранов, чтобы я узнал, где взять мой багаж. Наконец я увидел одну из своих сумок на транспортёре. Подождав, нашёл ещё одну. Третья не появлялась. Я начал копаться в куче и нашёл третью. Всё хорошо. А теперь как же мне добраться до сборного центра? Я загрузил свои пожитки в такси и, заплатив 21 бак, прибыл на место. Прибился к людям, с которыми предположительно должен был работать. Распределение было каким-то нездоровым, так что мне пришлось провести три ночи в раскладушечном лагере:Аварийная радиосвязь в Пуэрто-Рико: Отчёт радиолюбителя

Мой коврик-самонадувастик сделал сон на этой койке достаточно терпимым. Свет отключался в 22 часа и включался в 6. Шум стоял всю ночь, люди приходили и уходили. После трёх ночёвок, я поднялся на борт судна La Suprema:Аварийная радиосвязь в Пуэрто-Рико: Отчёт радиолюбителя

В комнате, размером с сортир-переросток, размещалось два пассажира, на верхних полках мы пристроили багаж, а на нижних спали. Санузел был меньше, чем обычно в туристических фургонах. Я несколько раз ушиб локоть в душевой. Мой сосед по комнате каждое утро вставал в полпятого, чтобы попасть на совещание своей команды. К этому времени у меня кончился запас чистой одежды, так что я занялся постирушкой.

Во время моего пребывания в Сан-Хуане легко можно было определить, где электросеть уже починена, а где ещё нет. Большинство коммерческих точек освещалось от генераторов. Электрики решили в первую очередь подать свет в банки, магазины и госучреждения. FEMA сфокусировалась на поставке генераторов в такие места, как больницы.

Остальной состав моей будущей команды аварийной радиосвязи прибыл в течение последующих шести дней. В течение этого времени я помогал местным аварийным связистам, встретился с координатором АРРЛ Оскаром Ресто, посидел на всех утренних совещаниях, а также тщательно перебрал своё снаряжение в ожидании настоящего назначения. Я был готов отправиться на остров Вьекес с группой военных, но в последний момент это было отменено. Организация была далека от идеальной, главный здесь считал, что задача номер один — это взаимодействие федералов с другими федералами (конкретно FEMA), всё остальное было на втором плане. Поскольку коротковолновая связь не укладывалась в мировоззрение FEMA, они не знали и не понимали, что с нами делать. То, что три недели здесь пробыли наши предшественники, группа радиолюбителей, никак не поправило ситуацию. Коммуникационные потребности больниц обеспечивались радиолюбителями, связанными с Красным Крестом и АРРЛ. FEMA пришла к выводу, что выдача больнице спутникового телефона в достаточной мере обеспечивает связь. Ничего страшного, что

  1. их нужно использовать вне помещений
  2. внутри помещений звонки не проходят
  3. никто не знал никаких телефонных номеров, и когда больница А хотела получить лекарства или передать пациента в госпиталь Б, они не знали, какой номер набирать.

Когда группа аварийной радиосвязи собралась вместе (всего 10), мы разбились на двойки, чтобы быть разосланными в представительства FEMA на острове. 20-го октября меня отправили в Понс, крупный город на южном побережье.

По пути мы провели эпизодическую оценку ущерба. Попробуйте отыскать, что не так, на этих двух фото:Аварийная радиосвязь в Пуэрто-Рико: Отчёт радиолюбителя Аварийная радиосвязь в Пуэрто-Рико: Отчёт радиолюбителя

В Понсе предполагалось разместиться в каком-то спортивном сооружении. Google Maps не смог нам помочь, но у кого-то были координаты, по которым мы добрались до нужного места. Сперва мы развернулись рядом с погрузочными воротами, поскольку нам нужен был доступ на крышу, а это было возможно только через люк с лесенкой в самом углу здания. Что касается антенн, нам пришлось повесить на мою мачту обе наших антенны, мою и моего напарника. Поскольку у меня было только 7,5 метров коаксиала, нам пришлось использовать один из его 15-метровых кабелей, чтобы дотянуться до крыши. Люк плохо сочетался с кабелями, его нельзя было прикрыть. В конце концов, мы примотали мою мачту к углу кондиционера липкой лентой, так как другого способа закрепить её не было (и не было возможности закрепить оттяжки). С земли это выглядело так:Аварийная радиосвязь в Пуэрто-Рико: Отчёт радиолюбителя

В конце концов мы убрались от ворот, поскольку нужно было использовать погрузчики, а мы этому мешали. Мне пришлось заказать тридцать метров кабеля, разъёмов, адаптеров и кое-чего ещё, и оплатить ускоренную доставку. Оказалось, что присланную FEMA УКВ-антенну нельзя использовать, поскольку её рабочие частоты были на 140-144 Мгц, что слишком низко для использования в ретрансляторе. Расположившись в основных помещениях вместо погрузочного узла, мы пришли к такому виду нашей радиорубки:Аварийная радиосвязь в Пуэрто-Рико: Отчёт радиолюбителя

Мой товарищ по команде в Понсе убедил меня приобрести QRP-трансивер, CS-108G+. Я заказал его и получил там же, в Пуэрто-Рико. Это приятный маленький прибор. Также заказал ещё один тюнер MFJ 939 и интерфейс Signalink USB. Теперь я мог работать цифровыми режимами, и установил связь голосом с Джорджией на 20 метрах, получив одобрительный отзыв о качестве сигнала. Неплохо для 20 Ватт и мобильной антенны на крыше авто. Одна только проблема, у шнура питания не было ни предохранителя, ни разъёмов PowerPole. Я вытащил свой модный паяльник и приступил к исправлению ситуации. Крупный провал. Хренов паяльник был декоративным, припой не прилипал к жалу. Жара едва хватало, чтоб растопить припой. Сгонял в хозмаг и вернулся оттуда с обновкой.

Извлечённый урок: не берите новое оборудование в аварийную ситуацию. Убедитесь, что всё работает, до того, как отправляться.

Одним из наших «разведывательных» заданий была попытка встретиться с нашими сокомандниками, находившимися в окрестностях Ринкон/Аквадилла. Там были большие разрушения, сильнее, чем в Понсе или Сан-Хуане. На одной из основных дорог провода электросети нависали над дорогой на высоте считанных футов. Мне буквально пришлось зигзагами пробираться между ними. Улицы были очень узкими, а вдоль обеих сторон были припаркованы автомобили. Мне пришлось следовать указаниям напарника, который оценивал, смогу ли я протиснуться между запаркованными машинами. В плане снабжения это означало, что даже для «Хаммеров» улицы были непроходимы, не говоря о грузовиках с припасами. У наших сокомандников был мини-вэн, и они помогали Красному Кресту развозить сухие пайки и воду.

Одним из наших последних дел был семинар для подразделения национальной гвардии Пуэрто-Рико. Это было введение в коротковолновую связь, свойства ионосферы и выбор частот в разное время дня, краткий обзор антенн, обычных и зенитного излучения. Мы также помогли им изготовить антенну (поскольку их антенна была не только сломана, но и заржавела). Их радио, хранившееся на полке, и сломанная антенна, выглядели так, будто ими не пользовались долгие годы. Но они научились от нас достаточно, чтобы сделать и установить свою антенну и провести связь со штабом в Сан-Хуане, получив рапорт «громко и чётко»:Аварийная радиосвязь в Пуэрто-Рико: Отчёт радиолюбителя

Когда я регистрировался в гостинице, служащая спросила меня, есть ли у меня ненужные коробки. У меня было 3-4 коробки от сухпайков, и я отдал их ей. Она сказала, что «переезжает». Она и её супруг жили в горах поблизости от Понса. У них не было электричества и водоснабжения. Им сказали, что ждать восстановления хотя бы одного из этих удобств придётся 3-6 месяцев. Она работала днём в гостинице, а ехала домой в полной темноте. Она сказала, что хватит это терпеть и она с мужем переедут куда-то ещё на острове. Она также рассказала, что многие вовсе покидают остров, потому, что здесь сейчас очень плохо и ждать улучшения слишком долго. В обратном самолёте был парень, владевший несколькими бензоколонками на острове. Он рассказал, что ему очень дорого обходится обеспечивать на его заправках питание от генераторов. Но, если бы он их закрыл, то люди не смогли бы разжиться у него топливом. На пути домой я испытывал смешанные чувства, мне было не по себе от того, что я оставляю остров в такой беде, когда стольким людям нужна помощь.

Заключение

Итак, что работало, хорошо или более-менее?

  • FT-991 оказался отличным трансивером. Он имел достаточно настроек, чтобы отфильтровать много шума, но недостаточно, чтоб справиться с самыми высокими уровнями. Нужно будет сделать модификацию для MARS, я изучал, что нужно сделать, и решил не пробовать это в полевых условиях.
  • Антенна с запиткой с конца работала нормально. Если бы я установил её в виде наклонного луча вместо перевёрнутого V, она бы лучше справилась с DX-ингом. Так, как было сделано, она послужила компромиссным вариантом для связей в пределах острова и некоторого радиообмена с материком.
  • CS-108G+ работал нормально, особенно если относиться к нему как к оборудованию малой мощности.
  • Yaesu VX-8DR работала хорошо. Пока я был на острове, я сделал модификацию для MARS. Несложно.
  • Bioenno PowerPack 400 — отлично. Батареи, инвертер, и солнечная зарядка — всё прекрасно. При полуразряженной батарее солнечная панель вливала в устройство около 80 Ватт под прямыми лучами Солнца.
  • коврик-надувастик — отлично. Не очень тяжёл, немного громоздкий, но отлично.
  • LMR-400 — хорошо, но мало.
  • RG8x был гораздо легче и его было проще пропустить через люк.
  • RigExpert был очень полезен. Я настраивал длину своей мобильной антенны и помог нацгвардии правильно выбрать длину антенны.
  • Фонарик был очень сподручной штукой и я носил свой на поясе. Каким-то образом я умудрился его потерять.
  • Иметь все радио-программы установленными, настроенными и опробованными было гораздо лучше, чем делать всё на лету.
  • Довелось использовать программы CHIRP и RTSystems SW для ввода частот, особенно на портативке. Рад, что имел их под рукой.
  • Comet UHV-6 оказалась отличной коротковолновой антенной, особенно когда я настроил её длину на нужные мне частоты.
  • Мачта MFJ прекрасно справилась, была не слишком тяжёлой, и умещалась в тот же чехол для удочек, что и мобильная Comet.
  • Загруженные заранее Google Maps оказались просто спасением. Сотовое покрытие было настолько эпизодическим, что мы бы не смогли ориентироваться, если бы не загрузили карты.
  • У моего напарника был модем Pactor. Он работал гораздо лучше, чем модем SW в Винлинк.
  • У меня было достаточное количество переходников в прикуриватель и удлинителей с разъёмами PowerPole, чтобы запитаться в любой конфигурации.
  • Солнечная панель работала хорошо. Впрочем, если было облачно, то она не успевала за потреблением приборов. (Ноутбук и FT-991, передающие вместе, потребляли около 300 Ватт. Мне нужен более экономичный ноутбук для QRP-трансивера.)

Что складывалось не очень хорошо?

  • Много ВЧ-излучателей поблизости друг от друга — для всех для них нехорошо. В нашем случае, это сделало установление аварийной радиосвязи в некоторых ситуациях невозможной. В случае с армией и их спутниковой связью, им пришлось так поднять уровень мощности, что они сожгли прибор за пару недель. Когда уровень шумов составляет 9+20, работать на приём реально тяжело. Заведите себе «полицию крыши», которая будет предотвращать взаимные помехи.
  • Организационные меры FEMA в Эннистоне были просто аллес капут. Этим всё сказано.
  • Организация связи на острове имела ошибочные приоритеты и не владела пониманием коротковолновой связи. После разговора с должностными лицами, посещавшими нашу станцию аварийной радиосвязи, подозреваю, ситуация изменится.
  • Предоставленные FEMA ноутбуки были настолько закрыты для пользователя, что я не мог установить нужное мне для работы ПО. От команды IT-поддержки на месте помощи не было, даже если это означало, что дело не будет сделано. Я исправил ситуацию, сделав сброс к заводскому состоянию. После этого у меня не было проблем с установкой нужных программ и выполнением задач. Если бы я не знал, как это сделать, ноутбук бы был для меня бесполезен.
  • Винлинк с использованием модуля Винмор был проблемным в использовании, если только прохождение не было очень хорошим. Иногда синхронизация клиент-сервер стопорилась и соединение сбрасывалось.
  • Когда мы собирали мачту, лента «Gorilla tape» ободрала часть лакировки с мачты. Теперь буду искать, чем покрасить фиберглас.
  • Таскать такую кучу снаряжения в неудобных укладках было очень сложно. Соответствие багажа авиационным лимитам приводит к серьёзным трудностям. В следующий раз я наведу справки в грузовых службах авиакомпаний. Несколько моих знакомых успешно пользуется воздушными перевозками.
  • Нехватка шорт и футболок с коротким рукавом сделала условия работы довольно некомфортными. Когда жена мне прислала и то, и другое, работать стало гораздо легче. Хоть и стал более лёгкой мишенью для насекомых, но это приемлемый компромисс как расплата за защиту от сердечного приступа.
  • Радиостанция напарника не имела ВЧ-изоляторов на кабелях. Из-за этого много излучения проходило не туда, куда нужно. Настолько много, что мой ноутбук, подключённый к моему радио USB-кабелем, повисал каждый раз, как он включался на передачу. После того, как я повесил ферриты на оба конца USB-кабеля, проблема решилась. К сожалению, тачпад в моём ноутбуке поджарился и так не пришёл в себя.
  • Поскольку я получил много отправленного мне сюда барахла, мой багаж оказался гораздо объёмнее, чем по прибытии. Часть вещей мне пришлось отправить обратно почтой. Это стоило мне 180 баков, а доставка транспортной компанией удвоила бы этот счёт.
  • Баулы на колёсиках оказались слабоваты перед усилиями авиационных горилл. Один сломался в пути, за здоровье второго поднимаю бокал, что он вернулся в сохранности.
  • Защищённый подсумок ёрзал в жёстком портфеле и не уберёг одну из крутилок на моём FT-991. Авиационные гориллы снова нанесли удар. На обратном пути я обмотал его в целлофан с пузырьками, прежде, чем укладывать в портфель.
  • Провод антенны с запиткой с конца безнадёжно запутался при сворачивании. Мне придётся закрепить на ней новый, менее склонный путаться. Если бы нам пришлось разворачиваться заново, антенна была бы бесполезна.
  • Походная подушка сдувалась, не держала воздух. Опять же, надо было проверить перед отправкой.

Что я взял из того, что не пригодилось?

Некоторые предметы я имел при себе потому, что мне заранее о них говорили. Поскольку обстановка складывалась иначе, нежели ожидалось, некоторые из них мне не довелось использовать.

  • Как оказалось, мне не нужно было брать паёк на три дня. Я однажды съел порцию Mountain House, когда не хотел идти на ужин. Остальное привёз домой.
  • Не пригодились противомоскитные химикаты для одежды. Не было приемлемого способа обработать ими мои вещи. Это надо было сделать до отправления.
  • К счастью, мне не пригодились средства от поноса, изжоги, запора, и ряд других. Но, лучше иметь и не нуждаться, чем нуждаться и не иметь.
  • Не нужно было столько паракорда и карабинов. Хотя если бы место расположения станции было другим, они бы все пригодились.
  • Не использовал четыре радиала для моей антенны с запиткой с конца. Причина — в том, что крыша здания была железной, так что от радиалов пользы бы не было.
  • У меня была складная удочка с грузиком на леске для забрасывания антенны. В итоге она не потребовалась. Но мы и не были в по-настоящему полевых условиях.
  • Москитная сетка-навес. Поскольку я не спал в палатке в полевых условиях, то и не нужно было её использовать.

Что мне потребовалось, чего я не взял с собой при отбытии?

  • Соединительные разъёмы. Если вам нужно соединить два коаксиала, чтобы получить нужную длину, вам нужны эти разъёмы. Другие наши сокомандники поделились с нами одним, но я в итоге заказал кучку в магазине.
  • Переходники с UHF на всякие другие стандарты. Нам выдали антенну с N-разъёмом. Мне пришлось использовать адаптер, шедший в комплекте с RigExpert, чтобы её хотя бы опробовать. На станции PRC-150 нац.гвардии был разъём BNC. Ни у кого не было к нему переходника. У меня было несколько штук дома, но я и не подумал взять их с собой.
  • Больше коаксиального кабеля, лёгкого. LMR-400 — замечательный кабель, но он тяжёлый, и у меня с собой его было всего 7,5 метров. Всё было бы нормально, если бы мы разместились в палатке и мачта была бы поблизости. Как это всё оказалось, у нас не хватало кабеля, чтоб дотянуться до двух антенн на крыше.
  • Разъёмы PowerPole. Я не взял ни одного. К счастью, мой напарник взял.
  • Большой паяльник. Мы пытались починить один из кабелей нац.гвардии, с плохо насаженным разъёмом. Мы не смогли расплавить припой на оплётке. Если бы это было решающим делом, мы бы попали впросак.
  • Больше наличных. Очень мало было мест, обрабатывавших карточки. Наличные в зоне бедствия — незаменимый ресурс.
  • Я не брал с собой запасной ноутбук, поскольку считал, что лишний вес не стоит того. Хотя мой основной ноутбук не отказал, за исключением сломавшегося тачпада, если бы это случилось, то меня бы ожидал крах.
  • Бесперебойник, стабилизатор напряжения. Два наших сокомандника потеряли оборудование от скачков напряжения в электросети. У меня был сетевой фильтр, но не знаю, как бы он повёл себя в сложных условиях. И у него было очень небольшое число розеток.
  • Разветвители и удлинители. К счастью, у парней из FEMA они были, и все они пошли в дело. Даже в гостинице розетки были заняты под освещение, очень немного оставалось свободными.
  • Больше одежды. Только потому, что других способов стирки, кроме как вручную, не было. Одежда для тёплой погоды обычно довольно лёгкая, поэтому, наверное, стоило взять побольше. Постираться особой проблемой не было, поскольку я это предусмотрел.
  • Возможность изготовить антенну. Мне на самом деле стоило быть в полной готовности сделать горизонтальную рамочную антенну. Это, вероятно, разрешило бы нашу проблему с ВЧ-шумом, или хотя бы понизило его до уровня, позволяющего принимать радиосигналы.
  • Способ спутниковой связи пригодился бы на то время, когда другие методы связи не работали. Спутниковый телефон хорош, но дорог. Я обыгрывал мысль обзавестись чем-то вроде устройства InReach, чтобы хотя бы иметь возможность отправлять текстовые сообщения через спутники. При цене всего в четыре сотни баков, мне нужно было купить его и проверить работу, до отбытия. Было бы гораздо спокойнее на душе.
  • Растворитель клея. Лента «Gorilla tape» оставила мерзкий налёт на мачте. Надо было применить химикаты, прежде, чем складывать мачту.
  • Ферриты. Много ферритов. Ферриты на обоих концах каждого коаксиала, на всех USB-шнурах, ферриты на проводах C.A.T. и тюнера, ВЧ-изоляторы в местах запитки антенны.
  • Грозоразрядники. Несколько раз проходили грозы, а мы постоянно оставляли антенны на мачте. Попади молния в металлическую крышу или наши замечательно проводящие ток антенны, повреждений радиостанций было бы не избежать. Один из наших сокомандников схлопотал близкое попадание молнии и отделался поджаренным соединителем на одном из концов кабеля.

Какие уроки я извлёк:

  • Аварийная ситуация — это такая вечеринка, на которую попадаешь в чём был. Если у тебя чего-то нет до чрезвычайной ситуации, то, скорее всего, у тебя этого чего-то не будет, когда всё завертится.
  • Все мои радиостанции должны быть модифицированы для работы в сетях MARS/SHARES. (Речь идёт о расширении диапазонов приёма/передачи за пределы собственно радиолюбительских — прим. перев.)
  • Национальная гвардия, которая всегда призывается на помощь при катастрофах, может иметь возможность взаимодействовать на КВ, а может и нет. Не полагайтесь на то, что они будут проинформированы или сорганизованы, особенно сразу после происшествия.
  • Проверьте работоспобность и взаимо-согласованность всего вашего оборудования до отправки и ещё раз после прибытия на место работ.
  • Располагайте запасным планом. Нашей команде приходилось проявлять чудеса гибкости, приспосабливаясь к меняющимся условиям.
  • Не делайте слишком много предположений о месте размещения своей станции.
  • Информация становится большим дефицитом во время и после катастрофы. Одной из задач, навязанных нашим командам аварийной радиосвязи, было возвращение в строй достаточного количества теле- и особенно радиостанций, чтобы люди знали, куда обращаться за помощью, и имели доступ к новостям о том, что вообще происходит. Иначе, все эти центры распределения гуманитарной помощи пустовали бы, ведь люди не знали бы о них.
  • Нам нужно больше радиолюбителей в большем числе населённых пунктов. Нужно, чтоб они могли выйти в эфир как можно скорее после того, как стихнет буря. Нужно, чтобы часть из них присутствовала в больницах, на пожарных станциях, в полицейских участках и т.д. для обеспечения аварийной радиосвязи. Нужно, чтобы радиолюбители могли сообщить соседям, что происходит, и помочь им передать весточку родным, что с ними всё в порядке. Нужно, чтобы радиолюбители знали свои окрестности и своих соседей достаточно, чтобы передавать важные сообщения конкретным людям. Нужно, чтобы радиолюбители смогли сообщать об обстановке в своей местности людям, координирующим работы по устранению последствий бедствия. И нужно, чтобы радиолюбители передавали важную информацию от официальных лиц, которая иным способом не дойдёт до людей, которым она нужна. Нужно, чтобы радиолюбители могли выйти в эфир и держать связь до нескольких недель. Очевидно, не круглые сутки без выходных, но со своим источником электропитания, чтобы они могли помогать обществу в условиях крупного бедствия.
  • Мне нужен модем по стандарту Pactor. Они стоят дурных денег, но парни, пользовавшиеся ими, были способны передавать сообщения в условиях, когда Winmor не работал. Все серверы SHARES работают на Pactor.
  • Мне, наверное, нужен усилитель. Был ряд случаев, когда из-за внешних условий сто ватт и провод просто не справлялись. Запитка усилителя дело непростое, особенно если вы превышаете разрешённую вашей категорией мощность.

Самым большим уроком для меня было вот что:

 Вы на самом деле не понимаете, насколько у вас всё хорошо, пока не столкнётесь с людьми, у которых и того нет.

Оригинальная статья

Примечание редакции. Конкретный опыт выживания и работы в экстремальной ситуации — бесценная штука. Пусть даже этот опыт во многом узкоспецифический.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 71 | 0,191 сек. | 15.3 МБ