В перестрелках, взрывах, криках: «Приведите медика!». Из специального пакета достают волшебную таблетку, и боец снова готов защищать свои идеалы… Но нет, такой волшебной таблетки не существует, но первая помощь всегда приходит быстро, даже в самом пекле сражения. Так, на что же полагаются спецназовцы, когда им нужна медицинская помощь? Что содержится в их аптечке?
Аптечка большая и маленькая
Постарайтесь понять, что будь то SAS, «Альфа», GSG-9 или любое другое противотеррористическое подразделение, никто не играет в Рэмбо, работа всегда проводится коллективом. В зависимости от размера команды в ней есть стандартный медик и его помощники: бойцы, получившие дополнительное медицинское образование, чтобы оказать первую помощь на поле боя. Кроме своего боевого снаряжения, они также несут «большую» аптечку команды. Это обычно рюкзак, наполненный специальным медицинским оборудованием, позволяющим вытащить раненого солдата из иномирья.
Тем не менее, каждый боец обязан носить с собой индивидуальную аптечку, чтобы оказать первую помощь на поле боя. Такой набор для оказания первой помощи (ПМП) поможет бойцу выжить в первые минуты после ранения, дать себе помощь и дождаться эвакуации в безопасное место, где его будут ожидать квалифицированные врачи со всем необходимым оборудованием.
Что есть в аптечке?
Самое важное — кровоостанавливающий жгут-турникет. Пуля, конечно, дура, но отверстие в теле приводит к проблемам. Это шок, боль, кровотечение и другие факторы, из-за которых боец превращается в труп в ближайшее время.
В реальной жизни нет «воскрешения», поэтому нужно СПАСАТЬСЯ САМОМУ.
Жгуты могут иметь различные названия: СОФТ, RATS, CAT и так далее. Каждый боец обязан носить не менее двух таких жгутов на себе так, чтобы они могли быть мгновенно использованы. Они обычно помещаются в карман рубашки или брюк, или крепятся к бронежилету. Если ваш товарищ ранен, вам нужно будет остановить кровотечение с его же помощью.
Шина SOF (фото: U.S. Army)
Однако, как уже упоминалось, пуля не всегда попадает в конечность, поэтому невозможно использовать жгут. В таких случаях для остановки кровотечения используются гемостатические средства в виде порошка или специальных бинтов и повязок («Гемостоп», «Z-medica», «Firstcare», «Celox» и т.д.), которые просто вталкиваются в рану в качестве тампона. Затем сверху их прикрепляют обычными бинтами, пакетами первой помощи или специальными одноразовыми повязками, к которым уже прикреплены тампонирующая прокладка и быстрое крепление.
Первая помощь при взрыве
В войне не только стреляют, но и взрывают, поэтому вероятность получения ожогов или переломов очень велика. В таких случаях в поле боя мало что можно сделать, и солдату потребуется немедленная эвакуация. В этом случае ваш максимум — очищающие салфетки, гидрогелевые повязки и двухстороннее терморегулирующее одеяло (для согрева или охлаждения бойца).
(Фото: U.S. Army)
При переломах применяется компактная шина (типа SAM или аналогичная), которая примет форму поврежденной конечности и надежно закрепится бинтом. В любом из этих случаев боец иммобилизуется с помощью собираемого носилок, входящих в групповой комплект снаряжения, и готовится к эвакуации.
(Фото: U.S. Army)
Не забывайте, что спецназ работает на острие боевых действий, поэтому каждая личная аптечка специально спроектирована для оказания первой помощи на поле боя, и только после — для «домашней» помощи.
Аспирин и пластырь
Включение различных таблеток в набор медицинских препаратов стандартно для бойцов. В СССР и России основной набор для личной аптечки бойца был АИ-2 (сейчас АИ-4).
Да, это та самая «оранжевая коробочка с разноцветными тюбиками».
Состав этих таблеток в целом идентичен: противобактериальные, противорвотные средства, препараты для защиты от радиации, химических или других воздействий. Чтобы не запутаться в смятении с головной болью или тремя похмельными признаками, таблетки имеют различные цвета: противорвотные, например, имеют синий цвет.
Из набора предыдущего поколения были исключены таблетки, используемые при поражении фосфором. В конце 1990-х годов данную препарацию включили в список сильнодействующих психотропных веществ. Eё использование запрещено.
Внешний вид индивидуальной аптечки АИ-4.
Для обезболивания раненого бойца используется кеторол или промедол (в предыдущей версии); такого должно хватить в любом столкновении или при воздействии на спецназовца. Но, как известно, «плохая подготовка ведет к плохим результатам», поэтому каждая команда закупает различные гражданские лекарства, которые могут спасти жизнь или являются аналогами военных таблеток. Естественно, руководство серьезно смотрит на это и регулярно проводит совещания о неприемлемости и прекращении, но, на практике, они закрывают глаза на это в угоду эффективности.
На случай поражения солдата пулей, осколками, огнем, контузией или переломом в аптечке находится специально подготовленный микроупакованный набор таблеток, который нужно просто вставить в раненого и заставить его запить водой.
Индивидуальная аптечка АИ-Н-2 (фото: Виталий Кузьмин)
Кроме всего прочего, спецназовец — это человек.
Поверьте или нет, но у «современных Рэмбо» тоже может болеть голова.
Вы же не будете лечить головные боли стандартным кеторолом, который принимается при обширных ранениях, или бороться с тошнотой сульфадиметоксином? Поэтому в индивидуальную аптечку бойца входят обычный аспирин, анальгин, активированный уголь, ренни и другие таблетки, которые мы используем в повседневной жизни. И, секретно можно сказать, там даже есть пластыри и детский крем от натирания. Мозоли не выбирают — спецназовец или обычный человек.
Гриб-пластырь На сенокосе или на уборке хлебов, далеко от деревни, случается поранить руку или ногу… Приходится идти в амбулаторию… И вот...