Как известно, фортификация делится на долговременную, временную и полевую. Последний пункт – подготовка защитных сооружений перед боем. Окопы, брустверы, рвы, противотанковые и противопехотные заграждения – все это. Но для командного состава требовалось что-то более сложное, типа полноценных бункеров. Идея «передвижного бункера на колесах» родилась во время Холодной Войны и была усовершенствована в виде защищенной машины для пунктов управления «Редут».
Ранняя история «бункеров на колесах»
Передвижная фортификация началась с передвижного бункера «Аэлита». Его устанавливали на колеса, а по прибытии на место закапывали.
Экспериментальная модель «Редута» была создана в 1958 году, однако извлечение мобильного бункера из земли оказалось проблематичным. Позже была создана защищенная машина для командования «Стрела», которая также не была принята на вооружение из-за своих недостатков. Тем не менее, идея закапывающегося бункера на колесах не была заброшена.
Задачи конструкторов «передвижного бункера»
Передвижной бункер должен был обеспечивать максимальную защиту командному составу. Для этого машина могла закапываться в землю и обеспечивала защиту от различных факторов. Также она была достаточно мобильной, чтобы добраться до точки развертывания. Кроме того, «бункер на колесах» должен был быть автономным, обеспечивая команде электричество и системы жизнеобеспечения.
Конструкторы смогли соединить все эти требования в конструкции защищенной машины «Редут».
Для справки. Редут – укрепление сомкнутого типа, предназначенное для круговой обороны от наступающих сил врага. Однако скоро стало понятно, что в условиях активного развития артиллерии, высокие и хорошо заметные укрепления оказываются неэффективными.
Так что название «закапывающаяся боевая машина» оказалось ироничным.
Бункер на колёсах «Редут» — технические характеристики
Основой «Редута» послужило модернизированное шасси МАЗ-543В. Все колеса были ведущими и повышенной проходимости.
Машина оснащалась V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем Д12А-525А. Ее длина составляла почти 11,5 метров, а вес доходил до 40 тонн. Просвет составлял 440 мм, и машина могла подниматься под уклоном до 30 градусов и форсировать водные преграды глубиной до 1,1 метра.
Площадь внутри машины составляла 26 квадратных метров, а вместимость – 10 человек плюс 2 члена экипажа. Машина была оснащена столами, креслами, радиоаппаратурой, электронными дисплеями и осветительным оборудованием. Однако автономные возможности машины ограничивались, и она не могла обеспечить себя электричеством в режиме непрерывной работы.
Машина была уязвима на марше, так как ее основной режим функционирования – в закопанном виде.
Дальнейшая судьба защищенной машины «Редут»
Готовый «Редут» демонстрировался высшему командному составу, но не был принят на вооружение. После 1987 года «Редут» продолжал участвовать в парадах и показах военной техники. В настоящее время он находится в Подмосковье, где было планировано открытие музея военной техники.
Впоследствии идея самозакапывающихся мобильных бункеров не заинтересовала наших потенциальных противников, и акцент был сделан на более мобильных и бронированных командных машинах. Но «Редут» остается интересным экспериментом в области военной техники.