История о том, как процветающие регионы с райской природой превратились в руины. О том, как природа пожирает города. О том, к чему приводит война…
Ткуарчал
Началась все с того, что мы не успели на автобус до Ткуарчала. Узнав о нашем «несчастье», водитель автобуса до Очамчиры сказал, что может нам помочь. Он обгонит автобус и мы сможем в него сесть перед поворотом с основной трассы. Сказано- сделано. И вот мы мчим 120 км/час по трассе, обгоняя машины и объезжая коров на дороге, а где-то на заднем сидении креститься бабулька и кричит водителю- поубиваешь нас!
Пересели на нужный автобус. На горизонте появились горы, над нами сгустились тучи, похолодало. Климат здесь заметно отличается от побережья. За окном показались разрушенные здания и дымовые трубы. Добро пожаловать в город-призрак Ткуарчал.
Ткварчели был основан как индустриальный центр Абхазии в 1942 году. Основу промышленности составляла добыча и обогащение угля. В советское время город назывался Ткварчели и входил в состав Абхазской автономной республики, которая была частью Грузинской ССР.
Административного деления в городе, как такового, не было, однако в состав Ткварчели входили близлежащие поселки, такие как Акармара, Джантуха, Поляна и др. Сам город четко разделен географически (благодаря местному рельефу) на верхнюю и нижнюю часть, которые назывались верхней и нижней площадками и связаны между собой кольцевой дорогой, канатной дорогой и длинной лестницей, насчитывающей сотни ступенек. Ткварчели уникальное место — это город, который полностью окольцован горами и только одна дорога ведет на въезд и выезд (включая ЖД). Интересной и по своему уникальной является архитектура города. Большинство административных и общественных зданий, а также жилой фонд в центральной части Ткварчели были построены пленными немецкими солдатами (после 1943-44 гг). В проектировке зданий участвовали немецкие архитекторы и инженеры. Это наложило на город неповторимый отпечаток и сделало его непохожим на все остальные малые города СССР. Война 1992—1993 гг нанесла городу непоправимый урон. Многие здания были разрушены, другие просто пришли в упадок без надлежащего ремонта.
Население города до войны- 40 тыс. человек, сейчас — 5 тыс. человек.
В городе работала ГРЭС которая снабжала электроэнергией предприятия и дома в городе и далеко за его окрестностями.
Опора канатной дороги соединяющей верхний и нижний город.
Вагончик застрявший где-то посредине. Но он стал домом для изгоев этого города.
Здание вокзала очень красивое, но в ужасном состоянии. Там не было машин от слова совсем.
Административный корпус ГРЭС находится в плачевном состоянии.
Заброшенная мотриса в кустах. Странно, что никто не украл ее.
Увидев нас из далека, сторож электростанции пригласил нас к себе в гости. Да еще и разрешил самостоятельно прогуляться по территории. В наших краях такого гостеприимства не встретишь.
Во время войны ГРЭС подверглась обстрелам и до сих пор не восстановлена.
За разрушенным зданием на станции производится перевалка угля добываемого абхазо-турецкой фирмой «Ткуарчалуголь» в горах открытым способом. После вагоны с углем отправляют в порт Очамчиры и на кораблях- в Турцию.
В доме, где мы остановились, ночует немец. Коля. Выйдя помочь нам с нашим багажом, его жена Алла вручила нам горсть абхазских орехов и попросила донести его машину (она с детьми и собачкой) домой. Собираясь уезжать, мы набрали Колю в автомобиль и поехали за его машиной. Отвезли его до его дома и поспешили дальше. Сразу видно наш «Таварич». Попав в образовавшуюся радикулитную пробку, Коля бросил за руль свою Lancia- очень редкий автомобиль в наших краях. Оказывается Коля добывает мед. Алла рассказала нам про грезы Коли. Мечта такая: уехать на Кубу с женой и чтобы там рожали дети. Удивительные люди…
Вот такие города Абхазии. Красивые, пустые и несчастные…
Фото: zorge_richard