Не так давно окончились Олимпийские игры, которые омрачились множеством неприятных инцидентов из-за того, что бразильские власти не смогли обеспечить безопасность спортсменов и туристов. Это вызывает недоумение, особенно если принять во внимание опыт других стран.
В отличие от бразильских игр, австралийская олимпиада 2000 года прошла спокойно, а зимние Олимпийские игры в Сочи были почти без инцидентов. Одна из причин такого успеха заключается в активной роли спецслужб в подготовке и проведении мероприятий. Таким образом, в Бразилии, похоже, спецслужбы были не на высоте. И до недавнего времени Бразильское агентство разведки (ABIN) занималось другими задачами.
История
В Южной Америке трудно найти страну, где было бы тихо и спокойно, где преступность была бы на минимуме, и где не было бы попыток свержения власти различными путчистами, будь то радикальные правые или крайне левые. Весь двадцатый век был отмечен периодическими революциями, бунтами, террором, восхождением диктаторов и их свержением. Бразилия не является исключением.
В 1926 году к власти пришел законно избранный президент Вашингтон Луиз Перейра де Соза. Однако вскоре стало очевидно, что некоторым силам в стране это не выгодно, и они начали активно подрывать его режим. В результате, в 1927 году был создан Национальный совет обороны (ранний прообраз ABIN), который занимался сбором информации для поддержки исполнительной власти. Однако это не помогло, и в 1930 году к власти пришла военная хунта. Совет обороны начал работать уже в интересах хунты, сохраняя свои связи и схемы.
В 1946 году была создана Федеральная служба информации и контрразведки (SFICI), которая выполняла те же задачи — сбор и использование информации в интересах правящих лиц. В 1959 году ее сменил Совет координации информации (JCI). Итак, разведка Бразилии постоянно реформировалась, что не могло не отразиться на ее эффективности.
В 1964 году произошел военный переворот, и к власти пришел Кастелу Бранку. Спецслужбы были объединены и реформированы в Национальную разведывательную службу (SNI). Она стала не только политической полицией, но и получила контроль над разведывательными службами флота, армии и ВВС. Таким образом, в Бразилии было минимум 6 различных разведывательных служб, которые активно мешали друг другу. Однако, военная разведка была сконцентрирована в основном на внешнем враге, и единый координационный центр улучшил работу разведывательных служб.
Основной задачей SNI было устранение диссидентов и укрепление стабильности режима. Они активно сотрудничали с агентами ЦРУ, поскольку пребывание радикальных националистов у власти минимизировало возможность влияния СССР в регионе Южной Америки. Поэтому представители коммунистических и социалистических партий становились мишенями для агентов SNI. В период с 1970 по 1980 годы эта деятельность усилилась, и спецслужбы Бразилии и других стран с режимами, выгодными США, проводили операцию «Кондор» — организованное уничтожение «потенциальной опасности государственному строю». По оценкам, до 60 тысяч человек пострадали от этого в Южной Америке.
В 1990 году военное правление завершилось, и новый президент распустил Национальную разведывательную службу и другие военные разведывательные организации. Их заменил Секретариат стратегических вопросов (SAE) — гражданская организация, которая, однако, продолжала заниматься контролем над оппозиционными силами. В 1995 году произошла полная реорганизация спецслужб и основание ABIN, которая должна была изменить свои методы и задачи, сосредоточившись на деятельности в интересах страны, а не правящего режима. Однако старые привычки не исчезли.
В 2008 году стало известно, что ABIN прослушивает правительственные телефоны и собирает информацию о деятельности всех ведущих лиц. Произошел скандал, директор организации был уволен, и контроль за разведкой стал более строгим. Официально ABIN не сотрудничает с политическими партиями и действует в интересах государства и демократии. Однако в Южной Америке присутствуют коррупция и организованная преступность, поэтому ABIN продолжает искать «противников режима» более аккуратно, но все еще занимается этой задачей.
Структура и задачи
В настоящее время ABIN выполняет следующие задачи:
1. Выполнение «Плана разведки» под контролем Комитета внешних связей и Комитета национальной обороны Государственного совета.
2. Сбор и анализ данных, полезных для президента Республики.
3. Защита информации в интересах конституционного строя.
4. Анализ рисков и угроз государственному строю.
5. Развитие, обучение персонала, проведение исследовательской деятельности в интересах государства.
Задачи ABIN довольно общие, что позволяет им гибко адаптироваться и оправдывать слежку, борьбу с инакомыслящими и контакт с преступным миром. В итоге ABIN работает в интересах государства, а не народа. Проблемами обычных людей должны заниматься другие организации.
В каждом штате Бразилии есть представительство ABIN (26 штук), которое подчиняется главному центру в Бразилиа. Кроме того, в стране действует около 13 других организаций, занимающихся внутренней и внешней разведкой, подчиняющихся различным министерствам и представителям власти.
Несмотря на все сложности, существуют признаки снижения военного влияния и демократизации общества. Преступность перемещается в отдаленные регионы, и народ меньше боится властей. Вероятность путчей и насильственных мятежей сокращается. Однако обычные преступления, такие как ограбления и изнасилования, всё еще присутствуют. Несмотря на это, ABIN продолжает свою деятельность в интересах безопасности страны и борьбы с терроризмом. Но проблемы народа кажутся второстепенными.