При длительном путешествии в безлесье обычно берут с собой примусы (типа “Шмель” или “Турист”) с запасом бензина в канистрах на 5 или 10 л. Бензиновые примусы получили наибольшее распространение среди туристов и альпинистов. Примусы типа “Шмель” имеют вертикальную, а типа “Турист” — горизонтальную компоновку.
Примусы типа “Шмель” имеют несколько модификаций:
• “Шмель” с объемом бачка 0,65 л и весом 1 кг;
• “Шмель-2” весит 1,5 кг, имеет бачок объемом 0,74 л, несколько большую мощность и большую устойчивость (большая площадь дна и меньшая высота);
• “Шмель-3” имеет две горелки, объем бачка 1,5 л, весит 3 кг;
• “Шмель-4” с объемом бачка 0,95 л обеспечивает непрерывное горение в течение 4,4—б часов, надежно работает при температурах от -30°до +40°; масса незаправленного примуса без футляра 1,2 кг.
Малогабаритный примус “Турист” (вес 0,65 кг, объем бачка 0,125 л) используют чаще всего в качестве запасного или вспомогательного. У него простая надежная горелка.
Примус “Шмель-4” (рис. 58) состоит из бачка 1, в который ввернуты насос 15, предохранительный клапан 2, горелка 3 через прокладку штуцера 14. В горелку ввинчен ниппель 5, закрывающий конус 4. Этот конус перекрывает в нижнем положении отверстие горелки и перемещается при повороте шпинделя 12 с помощью ключа управления 13. Уплотнение шпинделя 12 поджимается гайкой 11. В раструбе горелки находятся колпачок 8 и отражатель 7. На горелку надет ветрозащитный кожух 9. Насос 15 имеет шток с шайбами 16 и резиновым кольцом 11. К торцу насоса привернут обратный клапан 10.
Рис. 58. Схема примуса “Шмель-4. |
Перед разжиганием примуса отворачивают насос и заливают в бачок бензин через отверстие для насоса, пользуясь воронкой. После этого плотно заворачивают насос, предварительно проверив затяжку крышки насоса относительно его корпуса 15. Далее надо перекрыть отверстие горелки, повернув ключ 13 вправо или влево до упора, проверить герметичность, перевернув примус.
Затем накачивают воздух насосом 15 (15—20 энергичных качков) и прогревают горелку, поджигая горючее (бензин, сухой спирт) в углублении 14. Кожух 9 надо снять или приподнять. Допускается прогрев бензином, слитым из горелки после накачивания примуса: для этого надо на короткое время повернуть ключ влево или вправо, следя, чтобы бензин не перелился через край углубления. Прогрев бензином надо делать только на открытом воздухе. Иногда может понадобиться повторный прогрев (при недостатке горючего или на морозе). Зажигая примус, не наклоняйтесь над ним, держите лицо подальше.
Зажигают примус после прогрева медленным поворотом ключа 13 от крайнего (левого или правого) положения к среднему. Надо открыть горелку и поджечь пары бензина у отверстия отражателя 7. Языки пламени у отверстия отражателя должны быть бледно-синими, а вокруг отражателя — прозрачная оранжевая корона. Если пламя вспыхнуло факелом, погасите примус поворотом ключа в любое крайнее положение и повторите прогрев горелки. Если языки пламени не образуются, а отражатель раскаляется и слышится гудящий шум, погасите примус и еще раз зажгите его. Если ситуация повторяется, надо почистить ниппель. Чистят ниппель несколькими поворотами ключа в обе стороны. При этом может потребоваться не только повторное зажигание, но и повторное накачивание. При воспламенении примуса погасить пламя можно, накрыв примус плотной тканью. Для регулирования пламени надо медленно поворачивать ключ 13 в сторону крайнего положения. Не надо убавлять пламя поворотом в сторону среднего положения, так как при этом портится игла. После гашения примуса поворотом ключа в ближайшее крайнее положение дайте ему остыть и сбросьте давление вывинчиванием насоса.
Даже новый примус надо для предварительной проверки разобрать, а затем опробовать. Проверяют работу насоса: при резких качках обратный клапан должен срабатывать (о чем свидетельствует щелчок). Шпиндель 12 и предохранительный клапан не разбирают. Проверяют свободное движение шпинделя и запирание канала горелки клапаном, а также прочистку ниппеля иглой.
Примус, бывший в употреблении, надо осмотреть, разобрать, очистить горелку от нагара, собрать, опробовать и приготовить к работе.
В составе походного набора для ремонта примусов нужно иметь: пассатижи, пинцет, маленькие плоскогубцы, кусачки-бокорезы, отвертку, шило, надфили, резину бензостойкую толщиной 2—3 мм, ножницы, смазку типа солидол, воронку с сеткой.
Если группа отправляется в поход с одном примусом, то нужно иметь запасную горелку и насос в сборе. Желательно все же иметь запасной примус типа “Турист”.
Один из участников должен досконально изучить примусы, следить за их техническим состоянием, при необходимости ремонтировать.
Расход бензина зимой на 9—10 человек составляет около 1 л в день, летом — около 0,7 л. Для экономии бензина котлы-кастрюли накрывают чехлом из асбо- или стекловолокна. Котлы или кастрюли должны иметь плотно прилегающие крышки. Еще лучше, если они сделаны по типу автоклавов с клапаном, открывающимся при меньшем, чем допускает посуда, давлении пара. В этом случае расход бензина можно значительно уменьшить.
Канистры для перевозки или переноски и хранения бензина лучше иметь металлические, с хорошо притертыми, плотно прилегающими пробками и замками. Объем канистр 10, 5 и 2 л.