Статус. Вид со снижающейся численностью и сокращающимся ареалом.
Распространение. Обитание связано с открытыми ландшафтами европейских равнин и Казахстана, где распространен, видимо, с плейстоцена. Изменения ландшафтов в сторону большего опустынивания или остепнения приводили к неоднократным изменениям границ ареалов малого и крапчатого сусликов. Наиболее древние, раннеголоценовые поселения малого суслика известны на Среднерусской возвышенности, Ергенях, Жигулях и на Общем Сырте. Равнинные степи этот грызун заселил только в позднем голоцене (Громов, Ербаева, 1995). Современный ареал в границах бывшего СССР на западе охватывает полупустыни и степи левобережного Приднепровья, на юге — степи Предкавказья и Н. Поволжья, на востоке распространен до Бетпак-Дала в Казахстане, северные границы проходят по правому берегу р. Урал в пределах Башкирии, степям и агроценозам Самарской и Саратовской областей (Громов, Ербаева, 1995).Процесс расширения ареала малого суслика к северу, отмечавшийся до 1970-х гг., привлекал внимание многих исследователей. Северная граница распространения этого вида достигала в Правобережье широты г. Саратова (Денисов, 1963). От областного центра она простиралась на запад приблизительно по линии 53°20′ с.ш. через села Александровка, Буркин, Отрада, Поповка и далее по правому берегу р. Латрык. Суслик обитал вблизи сел Быковка, Золотая Гора, Двоенки. Кроме того, ареал узким мысом вдавался на северо-запад и достигал с. Ключи. Колонии грызуна встречались на правом берегу р. Кара-мыш, в окрестностях с. Большая Дмитриевка. Затем граница направлялась на запад до с. Широкий Карамыш и спускалась к югу до г. Жирновска Волгоградской области через села Большие Копены и Медведица.
В Заволжье к началу 80-х гг. прошлого века граница ареала малого суслика достигала по левому берегу р. Волги широты г. Вольска, поворачивала на восток, проходила по левому берегу р. Б. Иргиз, затем у с. Березово Пугачевского района граница переходила на правый берег, и суслик заселял междуречье рек Б. и М. Иргизов, где он отсутствовал в 1960-е гг. (Ермаков, 1996). Далее северная граница ареала малого суслика доходила до с. Подъем-Михай-ловка Самарской области и простиралась по р. Самаре, являющейся естественной преградой, на восток. Южнее этой границы малый суслик заселял все саратовское Заволжье.
Однако с середины 80-х гг. XX в. отмечается депрессия численности и сокращение ареала малого суслика. Причиной этого, по-видимому, является общее увлажнение климата средних широт, отрицательно сказывающееся на малом суслике как ксерофильном виде (Ермаков, 1996). Негативную роль играет и снижение пастбищной нагрузки вследствие резкого сокращения поголовья скота и соответственно восстановления высокого травостоя. В таких условиях популяции сусликов наиболее уязвимы для хищников (Удовиков и др., 2005). Данное предположение подтверждается результатами исследований, проведенных в 1997, 2002 и 2004 гг. вдоль бывшей северной границы ареала вида в Правобережье. Всего обследовано 73 точки, более половины из которых были ранее отмечены в литературе как места обитания сусликов. Лишь в 1997 г. в 6 точках вблизи р. Волги были обнаружены малочисленные поселения. При повторном посещении этих колоний в 2002 г. малый суслик был найден только у с. Поповка Саратовского района (Быстракова и др., 2005; Ермаков и др., 2005). Отступление границы ареала к югу отмечено и в саратовском Заволжье, где вид не был обнаружен в результате специальных исследований на территории Заиргизья — Духовницкого, Ивантеевского и западной части Пере-любского районов (Опарин и др., 2002).
Численность. На территории Саратовской области малый суслик являлся многочисленным и широко распространенным грызуном. Обилие суслика в Заволжье во второй половине прошлого века было достаточно высоким; в 1960-х гг. в юго-восточных районах плотность достигала 85-90 особей/га. Сейчас наблюдается резкое снижение численности этого вида; обилие убывает в направлении с юга на север и с востока на запад. В Перелюбском, Озинском, Дергачевском районах, на границе с Казахстаном плотность населения грызуна в среднем не превышает 10-12 особей/га. В наиболее благоприятных местообитаниях это значение повышается до 15-18 особей/га. В центральных и западных районах Заволжья относительная численность малого суслика значительно ниже, где его обилие составляет в среднем 5-7 особей/га. В подзоне сухих степей количественные показатели этого вида еще ниже (Опарин и др., 2002).
В Правобережье численность выше, но и здесь она значительно понизилась в последние десятилетия. В пойме рек Медведицы, Карамыша, в долине р. Волги на севере Волгоградской области в ассоциациях Artemisia maritima -Stipa ioannis его обилие достигало 40 особей/га (Елпатьевский и др., 1950). Наиболее высокая плотность нор малого суслика отмечалась в Красноармейском районе в аналогичных ассоциациях — 108 вертикальных и 374 наклонных жилых норы на 1 га. В районе с. Нижняя Банновка были наиболее заселены ассоциации Festuca sulcata — A. maritima — до 124 вертикальных и до 268 наклонных жилых нор на 1 га. В настоящее время по Приволжским венцам от с. Ревино Красноармейского района Саратовской области до с. Щербаковка
Камышинского района Волгоградской области плотность населения малого суслика крайне низкая и не превышает 3-5 особей/га в самых благоприятных местообитаниях. Сплошного ареала здесь не формируется, существующие жилые поселения изолированы друг от друга. Интересно отметить наличие сохранившихся многочисленных нор, которые сейчас остаются незаселенными. Редкие немногочисленные поселения суслика приурочены к долинам рек Широкого Карамыша, Латрыка, Иловли, где обилие колеблется от 5-7 до 18— 20 особей/га.
Таким образом, на современном этапе произошел значительный спад численности малого суслика в изучаемом регионе, состояние популяций и границы распространения вида в пределах области нуждаются в постоянном контроле. Внесен в Приложение 3 «Аннотированный перечень таксонов и популяций животных, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде» (Беляченко, Завьялов, 2006 а) к Красной книге Саратовской области (2006).
Известны гибриды с крапчатым сусликом. Например, между малым и рыжеватым сусликами существует спорадическая гибридизация в зоне сим-патрии, причем доля гибридов составляет менее 1% от общей численности двух видов (Ермаков, 1996). Наиболее часто совместные поселения этих двух видов встречаются в приволжских и центральных районах саратовского Заволжья. К северу и югу от этих территорий смешанные поселения встречаются реже. В подобных поселениях наблюдается некоторая биотопическая разобщенность между видами. Например, в сыртовых районах Заволжья рыжеватый суслик занимает влажные места с мезофитными растительными ассоциациями, а малый — высокие участки с ксерофитной растительностью. Антагонистических взаимоотношений между этими двумя видами нет. В середине 1980-х гг. зона симпатрии достигала 200-240 км в широтном направлении.
Краткое описание. Мелкий суслик имеет длину тела до 26 см, хвоста -до 4 см, масса до 460 г. Окраска спины варьирует от серо-буроватой на севере ареала до серо-палево-желтоватой у южных форм. Пятнистость в виде мелких крапинок или ряби выражена в различной степени — от довольно отчетливой до полного отсутствия. Верх головы часто заметно темнее спины и с более развитыми охристыми тонами. Пятна под глазами выражены слабо и не имеют красноватых тонов в окраске. Брюшная поверхность сероватая, горло и голова снизу белесые. Бока и область конечностей тускло-серые с желтой примесью. Хвост со светлым окаймлением, на конце хвоста иногда имеется темная предвершинная полоса.
Число описанных современных подвидов достигает 13-14, однако большинством исследователей признается существование лишь 9-10, так как все подвидовые формы малого суслика различаются между собой весьма слабо и зачастую описывались по особенностям окраски. Наиболее выражены морфологические различия между восточной и западной группами подвидов. Подобная дифференциация восточных и западных форм показана также и на молекулярном уровне при анализе первичной структуры мтДНК (Ермаков и др., 2006). В нашем регионе обитает подвид S. p.septentrionalis, который обычен также в соседних Самарской и Оренбургской областях и, возможно, в некоторых районах Волгоградской области. В кариотипе 36 хромосом.
Местообитания. По своему образу жизни — это характерный обитатель подзоны южных пустынных степей и полупустынь, включая закрепленные песчаные и глинисто-песчаные территории. По солонцеватым участкам заходит в южную часть подзоны пустынных степей (Слудский и др., 1969; Громов, Ербаева, 1995). Излюбленными местообитаниями являются участки разнотравно-ковыльной степи с разреженной растительностью и полынные пустыни и полупустыни на целинных и залежных землях (Громов и др., 1965). Занимает различные стации. В Поволжье, междуречье рек Волги, Урала и Эмбы приурочен к участкам с уплотненной супесчаной и суглинистой почвой и растительностью степного и полупустынного характера, к участкам степи среди песков и чернополынникам на возвышенностях (Ерофеев, 1930; Никифорук, 1937; Огнев, 1947; Попов, 1960; Громов и др., 1965; Ермаков, 1996). В Казахстане биотопические предпочтения разнообразны; в степной зоне заселяет область ковыльного разнотравья (Огнев, 1947); в Западном Казахстане — чернополын-но-мятликовые солонцы с небольшим количеством злаков. Достигает высокой численности на посевах многолетних трав и озимой пшеницы. Населяет выгоны, пустыри, кладбища и другие «неудобные» земли. В целом же северная граница области распространения в пределах пустынно-степной зоны определяется степенью сомкнутости растительного покрова, затрудняющего зверькам обзор.
Особенности биологии. По сравнению с крапчатым сусликом данный вид более колониальный. Основу поселений составляют неперекрывающиеся участки самок. При высокой численности возможно перекрывание индивидуальных территорий. У каждого зверька своя нора. В поселениях, особенно старых, различают несколько типов нор: постоянные (летние и зимовочные, где обитают одиночные зверьки), выводковые (с гнездовой камерой), временные (используемые как укрытие на периферии участка), неглубокие «веснянки» (где животные прячутся, пробудившись от зимней спячки). Постоянные норы достигают глубины до двух метров и протяженности в 4—4.5 м. Из них суслики выносят на поверхность земли большое количество грунта и постепенно формируется курганчик-сусликовина высотой до 30^-0 см и 3—4 м в диаметре. По ее размерам можно судить о возрасте колонии. В центральных частях ареала сусликовины достигают до 5 м в диаметре, а в недавних поселениях эта величина не превосходит одного метра. Вершину сусликовины грызуны используют в качестве наблюдательного пункта. Вместе с грунтом на поверхность выносятся соли, и сусликовины могут стать источником вторичного вымывания и разноса солей. Под сусликовиной, вследствие капиллярного поднятия воды, также накапливаются соли, и развивается зоогенное засоление и солонцевание почвы. Поэтому изучение участков с древними колониями позволяет говорить о ландшафтообразующей роли роющей деятельности малого суслика.
Размножается один раз в год. Гон начинается через несколько дней после пробуждения и продолжается 18-24 дня. Плодовитость высокая, зависит от кормовых условий предшествующего года и продолжительности периода пробуждения после зимней спячки. Спаривание происходит в норах, беременность длится 25-26 дней. В размножении участвуют до 99% самок: в самарском Заволжье — 88-98% (Артемьев, 1966), в Западном Казахстане — 37-96% (Ралль и др., 1933), на Южном Урале 84.6% (61-100) (Денисов, Руди, 1978). Число эмбрионов варьирует в среднем от 3 до 8: в самарском Заволжье — 7.7 (Артемьев, 1966), в южном Заволжье — 6.3 (Солдатова, 1955). Для малого суслика характерны эмбриональная смертность и отход молодняка в норах. Число прибылых зверьков колеблется от 3 до 10 и в разных частях ареала довольно изменчиво: в Южном Поволжье составляет 4-6 (Огнев, 1947), на Южном Урале-6-8 (Руди, 1979).
В суточной активности выделяется два периода: утренний и вечерний, с перерывом в жаркое время. Сроки весеннего пробуждения растянуты, совпадают со сходом снежного покрова и приходятся на конец марта — начало апреля. На юге ареала в конце июня — июле наблюдается летнее оцепенение, переходящее в зимнюю спячку; в центральных районах зимняя спячка наступает в сентябре, редко — в октябре. Несмотря на выраженную территориальность, зверькам свойственна высокая подвижность, в засушливые годы они совершают кормовые переселения или даже настоящие миграции.
Питается суслик надземными и подземными частями растений; соотношение кормов меняется в разных частях ареала и в течение вегетационного периода. В нашем регионе основными нажировочными кормами являются семена злаков и клубеньки мятлика луковичного (Роа bulbosd). Запасов кормов не делает, так как большую часть года проводит в спячке. Вредитель посевов сельскохозяйственных культур и молодых лесопосадок. Природный носитель возбудителей чумы и других трансмиссивных заболеваний.