Инструкции и памятки для экипажей самолетов гласят, что в случае вынужденной посадки люди должны оставаться на месте приземления до прихода помощи. Эта совершенно справедливая рекомендация в высоких широтах становится едва ли не аксиомой. И дело тут не только в том, что на огромных полярных просторах обнаружить самолет проще, чем неприметные человеческие фигурки. Людей, решившихся на высокоширотный поход, ждут жестокие морозы, ураганные ветры, слепящая пурга, непроходимые торосы и разводья Центрального Полярного бассейна или лабиринты огромных трещин на высокогорных ледниках Антарктиды. Преодоление этих препятствий требует колоссального напряжения всех физических и душевных сил, а также весьма специфических знаний и навыков.
Переход по льдам Арктики осложняют не только торосы и пространства открытой воды, но и постоянные подвижки и дрейф льда. Скорость дрейфа может составлять 20-25 км/сут, иногда даже 40км/ сут, и он редко бывает попутным. Кроме того, эта труднопроходимая местность доступна лишь три-четыре месяца в году — с начала марта, когда наступает полярный день, по июнь, когда с приближением лета начинает ломаться лед, появляются большие разводья и наблюдается сильный дрейф.
Не менее сложен антарктический переход. Климат Антарктиды значительно жестче Арктики. Побережье материка — зона активного действия штормовых ветров, метелей, пурги. Во внутренних районах Антарктиды даже летом температура воздуха значительно ниже нуля. Помимо того, Антарктида — самый высокий материк. Поэтому значительная часть перехода будет протекать в условиях пониженного атмосферного давления и недостатка кислорода.
Любое высокоширотное путешествие требует длительной подготовки и большой организационной работы. Если обратиться к опыту спортивных экспедиций Д. Шпаро (1979 г.) и В. Чукова (1986 г.), станет очевидным, сколь непросто давались их участникам полярные километры. Д. Шпаро и его спутники за 76 суток прошли около 2000 километров по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана. Максимальная протяженность пути, пройденного за сутки, достигала 38 километров. Восьмисоткилометровый переход экспедиции В. Чукова по льдам Карского моря занял более месяца. Средняя скорость движения на лыжах составляла 3-3,5 км/час, а на участках с торосистым льдом скорость снижалась до сотен и даже десятков метров в час. Нужно особо отметить, что в этих экспедициях участвовали люди подготовленные, не раз бывавшие в Арктике, имеющие навыки и знающие тактику движения по дрейфующим льдам. Экспедициям предшествовал длительный этап тренировок, в том числе небольших высокоширотных походов, что позволило их участникам не только достичь высокой спортивной формы, но и отработать основные принципы поведения в различных ситуациях. Кроме того, обе экспедиции имели в своем распоряжении специальную одежду, сбалансированные рационы питания, специальное снаряжение и пользовались радиосвязью. Таким образом, даже людям, находящимся в высочайшей степени готовности к высокоширотному переходу, понадобилось очень значительное время на его осуществление. При этом скорость передвижения участников полярных экспедиций была относительно небольшой. Это говорит о том, что уход терпящих бедствие с места аварии можно рекомендовать лишь в самом крайнем случае.
В этом смысле весьма показательной является операция по спасению участников последнего рейса парохода «Челюскин», который в феврале 1934 г. был раздавлен льдами в Чукотском море. Выгрузив на лед значительные запасы продовольствия, топлива, теплой одежды, а также палатки и различное снаряжение, участники этой легендарной экспедиции, тем не менее, не рискнули отправиться через дрейфующие льды к земле, понимая, что такой переход осуществим лишь ценой больших человеческих потерь. В этих условиях было принято единственно верное решение: дожидаться помощи, оборудовав лагерь на дрейфующем льду. Спустя два месяца все «челюскинцы» были эвакуированы самолетами на материк.
Анализ пеших антарктических переходов прошлого также не оставляет никаких сомнений в крайней трудности этого предприятия. Суровая физико-географическая обстановка материка устанавливает жесткий лимит времени, в течение которого даже подготовленные и выносливые люди могут существовать автономно в экстремальных условиях Антарктиды. В пеших походах, когда люди используются в качестве тягловой силы для транспортировки продуктов, топлива и снаряжения, жизненных возможностей организма физически крепкого человека хватает примерно на два месяца изнуряющей каждодневной работы. Так было и в отряде лейтенанта Эванса (экспедиция Р. Скотта 1911-1913 гг.), и ранее в 1908-1909 гг. у Э. Шек-лтона, а позднее в 1916 г. — в отряде Н.А. Макинтоша. Спустя пару месяцев пребывания в таких условиях начиналась борьба за жизнь, когда любое стечение неблагоприятных обстоятельств могло иметь роковые последствия. Не случайно во всех трех отмеченных отрядах события развивались словно по заранее написанному сценарию: на подходах к базе наиболее здоровые оставляли больных и отправлялись за помощью.
При подготовке к переходу особое внимание нужно уделить подгонке обуви и одежды. Они должны быть достаточно теплыми и не сковывающими движения. Важно утеплить голову и лицо, так как на них приходится изрядная доля теплоотдачи организма. Так, при температуре минус 5 °С теплопотери с незащищенной головы могут составить около половины общей теплопродукции организма, а при минус 15 °С — почти три четверти. Однако, надевая теплую одежду, нужно помнить, что высокоширотный переход сопряжен с большими физическими нагрузками, и потому, утепляясь, важно не переусердствовать. Чрезмерное количество одежды приводит к повышенному потоотделению, что крайне нежелательно. Как это ни парадоксально, в высокоширотных путешествиях бывают случаи теплового удара. Обычно это происходит на трудных участках маршрута при злоупотреблении теплой одеждой, особенно если она изготовлена из ветрозащитного и влагонепроницаемого материала.
Если при движении по маршруту окажется, что участники похода оделись слишком легко, без расчета на ветер, то при первых же признаках замерзания необходимо переодеться, соорудив предварительно простейший противоветровой заслон. Такой заслон можно изготовить, воткнув лыжи в снег под углом около 50° скользящей поверхностью к ветру и накинув на них кусок полиэтиленовой пленки. Пленку привязывают к носкам лыж, а с наветренной стороны и с боков приваливают снегом. За таким укрытием ветер почти не ощущается, и можно не только переодеться, но и развести огонь, выпить горячего кофе или чая.
Порой весь маршрут или хотя бы его часть участники перехода совершают на лыжах. Однако трудности высокоширотного перехода — пересеченная местность, ограниченная видимость, тяжелые рюкзаки или сани-волокуши — сводят к минимуму все разнообразие техники движения на лыжах. Чаще всего можно использовать лишь попеременный двухшажный и попеременный четырехшажный ход, когда отталкивание производится поочередно каждой рукой. Иногда применяется еще и одновременный ход, тогда отталкивание производится обеими руками сразу.
Во время длительных переходов на не слишком сложном рельефе при различном состоянии снежного покрова обычно используется попеременный (скользящий) ход, который более всего напоминает ходьбу широким шагом. При этом цикл скользящего шага заключается в следующих, выполняемых последовательно движениях. Толчок правой ногой и левой рукой. Затем левая нога выдвигается вперед, и на нее постепенно переносится тяжесть наклоненного по ходу движения тела. Одновременно правая рука выносится вперед. По окончании толчка правая нога несколько сгибается в колене (при этом ее мышцы расслабляются и отдыхают), отрывая запятник лыжи от снега, и начинает движение вперед. В это же время правая палка втыкается в снег на уровне носка правого ботинка. Правая нога опускается на снег и продолжает двигаться вперед- при этом происходит скольжение на обеих лыжах в течение некоторого времени. Основная тяжесть тела по-прежнему на левой ноге, которая готовится к толчку. Левая рука по окончании толчка выносится вперед, а левая нога начинает толчок с одновременным завершением толчка рукой. Затем цикл повторяется.
Четырехшажный ход («вперекидку») несколько отличается от скользящего. В этом ходе первые два шага делаются без толчков палками. При выполнении третьего шага подтягивается одноименная с ногой рука и толчок палкой следует сразу после этого шага. Цикл завершает четвертый шаг и толчок другой руки.
В полярном путешествии нередко приходится преодолевать различные препятствия — участки торосистого льда, канавы, заструги, надувы. Корытообразную канаву, которая немного уже лыж, форсируют, съехав в нее одной из лыж. Затем втыкают в середину канавы палки и, опираясь на них, плавно переносят вторую лыжу на противоположный скат канавы. Освободив таким образом от нагрузки первую лыжу, продвигают ее за канаву. Для преодоления заструг, бугров и надувов свободную от тяжести тела ногу ставят грузовой площадкой на препятствие и, не сбавляя скорости движения, переносят за него вторую лыжу. Передвижение на лыжах по торосам можно рассматривать как многократное преодоление ям, канав, бугров, надувов. При пересечении торосов возникает повышенная опасность получения травм из-за неустойчивости льдин и поломки лыж, особенно на спусках, когда лыжи на полном ходу утыкаются носками в лед.
Подчас высокоширотный переход связан с преодолением на лыжах склонов различной крутизны. Выбор техники движения на склоне зависит от его крутизны и протяженности, погодных условий, состояния снежного покрова. Основными видами подъема по склону являются: ступающий шаг, полуелочкой, елочкой, лесенкой, лесенкой наискосок и зигзагом. Пологие ровные склоны преодолевают ступающим шагом, несколько наклонив туловище вперед и сильно опираясь на палки. Если лыжи дают «отдачу», то их нужно ставить с прихлопом. На несколько более крутых склонах поднимаются полуелочкой, двигаясь наискосок. При этом направление движения сохраняет лыжа, находящаяся выше по склону, а другая разворачивается немного в сторону. На склоны крутизной до 30° можно подняться елочкой. Для этого необходимо широко развести концы лыж и ставить их на внутреннее ребро. Надежной опорой будут служить палки, поочередно втыкаемые в снег позади лыж. Лесенкой поднимаются на крутых (свыше 30°) и обрывистых склонах, стоя к склону боком и последовательно переставляя вверх лыжи и палки. Прихло-пывание лыжи на ребро обеспечит устойчивость на твердом насте. На широких склонах с сыпучим неслежавшимся снегом, где подъем прямой лесенкой невозможен, надо подниматься лесенкой наискосок, то есть одновременно с подъемом нужно несколько продвигаться вперед.
На длинных склонах средней крутизны, где нет опасности схода лавин, более эффективно подниматься зигзагом, так чтобы отрезки пути от поворота до поворота не превышали 30 м. Для смены направления движения производится поворот кругом спиной к склону. Чтобы выполнить такой поворот, нужно установить лыжи параллельно склону. Лыжу, расположенную ниже, поднимают махом ноги и ставят носком в необходимом направлении. Это движение нужно выполнять, оперевшись на палку, воткнутую в снег выше лыжи; чтобы другая палка не мешала, ее отводят в сторону. Затем в нужном направлении переставляют и вторую лыжу
Чтобы движение вниз по склону не закончилось травмой, нужно правильно выбрать стойку и способ спуска.
На пологом ровном склоне вполне можно спускаться в высокой стойке, когда ноги лишь слегка согнуты в коленях, туловище несколько наклонено вперед, руки чуть согнуты в локтях и опущены, палки направлены кольцами назад, а лыжи поставлены почти вплотную друг к другу.
Средняя стойка применяется на более крутых склонах. В данном случае необходимо расставить лыжи на 15-20 см, наклонить туловище вперед, а ноги согнуть в коленях таким образом, чтобы были видны носки ботинок. Надо знать, что скорость движения по склону увеличивается на участках с плотным снегом и резко уменьшается на рыхлом снеге. Это обстоятельство нередко приводит к падениям на склонах с неоднородным снежным покровом. Этого можно избежать, если выдвинуть одну лыжу вперед. Почувствовав внезапное торможение, для погашения инерции тела нужно еще дальше выдвинуть ногу и согнуть ее в колене.
На склонах, крутизна которых превышает 30°, спускаются в низкой стойке. При этом ноги нужно сильно согнуть в коленях, присесть, наклонив туловище, и вынести руки вперед.
Если склон пологий без видимых препятствий, можно спускаться по прямой, стараясь не слишком сильно разгоняться.
На крутых нелавиноопасных склонах нужно спускаться зигзагом. Изменять направление движения можно на ходу или после остановки. Если группа спускается по одной лыжне, то тормозить можно, периодически выезжая на свежий снег, одной или двумя лыжами.
Крутые короткие склоны без обрывов проходят боковым соскальзыванием. В этом случае лыжи ставят параллельно склону и, нажимая на внешние ребра, достигают скольжения за счет уменьшения сцепления со снежным покровом. Погасить скорость можно, усилив упор на внутренние ребра лыж. Этот прием можно использовать как при движении прямо вниз, так и при спуске наискосок.
На наиболее крутых склонах, где по каким-либо причинам нельзя использовать вышеописанные способы, спускаются лесенкой. Причем на обледеневших склонах или склонах с плотным настом лыжи надо ставить с прихлопыванием на кант. Если же снег сыпучий, то лыжи ставят след в след, стараясь уплотнять ступеньки и не допустить сползания снега.
Успешное преодоление сложных склонов, перемежающихся ямами, надувами, уступами, буграми, канавами, возможно только при сохранении постоянного контакта лыж со снежной поверхностью и хорошей устойчивости лыжника. Эти два условия выполнимы, если лыжник в зависимости от характера местности меняет положение тела так, чтобы центр тяжести оставался постоянно на одном уровне.
Так, при спуске с крутого склона нужно принять низкую стойку, а по мере выполаживания склона — постепенно выпрямлять туловище. Выкатываясь на бугор, надо подогнуть колени, чтобы дать возможность лыжам мягко взойти на него. Низкая или средняя стойка на спуске постепенно переходит в высокую, а перед встречным склоном тело снова группируется.
Для того чтобы регулировать скорость спуска и останавливаться в необходимом месте, нужно овладеть различными способами торможения. При спусках наискосок по склону можно тормозить полуплугом. Для этого запятник лыжи, расположенной ниже по склону, отводят в сторону, а лыжу ставят на ребро. Вторая лыжа продолжает скольжение в направлении движения. Чтобы торможение было более резким, еще больше отводят задник лыжи, круче ставят ее на ребро и усиливают давление. При прямых спусках на склонах средней крутизны используется торможение плугом. Для этого разводят пятки лыж в стороны и ставят их на внутренние ребра.
На прямых спусках и спусках наискосок эффективно торможение палками. При этом сложенные вместе палки втыкают в снег ^увеличивая нажим, гасят скорость. Рука, расположенная ближе к склону, держит палки сверху, а другая — снизу. В экстренных случаях возможна остановка падением. Перед падением нужно низко присесть и упасть набок, отбросив руки с палками назад, стараясь распластаться и одновременно поставить лыжи поперек направления движения, уперев их в снег. Падение без предварительной группировки тела чревато ушибами. Поскольку в лыжных походах часто используют крепления, которые не дают жесткой фиксации ботинка, то техника поворотов, распространенная среди горнолыжников, в данном случае неприменима. Остается пользоваться самыми простыми способами поворотов — переступанием, из положения плуга и полуплуга.
Если скорость спуска с пологого склона невелика, то можно использовать поворот переступанием. При таком повороте тяжесть тела переносят на ту лыжу, которая при повороте будет «внешней», затем на нее слегка приседают, а вторую лыжу подтягивают, поворачивают в нужном направлении, переносят уже на нее тяжесть тела и подтягивают другую.
На склонах средней крутизны при замедлении скорости спуска применяют поворот из положения плуга. Например, чтобы повернуть направо, тяжесть тела переносят на левую лыжу, ставят ее круто на ребро, а разгрузив правую и подтянув запятник, ставят ее параллельно левой.
Для крутых склонов и высоких скоростей более подойдет поворот из положения полуплуга, которое позволяет менять направление движения плавными виражами. Такой поворот удобно начинать из спуска наискосок к склону. Для этого нужно отвести в сторону запятник той лыжи, что находится выше по склону, а саму лыжу поставить на ребро и перенести на нее тяжесть тела. Другую лыжу надо поставить плоско и подтянуть запятник.
После падения на крутом склоне, покрытом глубоким рыхлым снегом, не всегда легко подняться, так как палки проваливаются в снег и не дают необходимой опоры. В таких случаях лучше снять рюкзак, поставить лыжи перпендикулярно линии склона, сгруппироваться и, используя в качестве опоры палки, сложенные вместе и положенные на снег, встать. На склонах с твердой настовой поверхностью палки, сложенные вместе и воткнутые в снег выше по склону, обычно являются хорошей опорой для того, чтобы лыжник, подтянув лыжи к корпусу и уперев их в снег, мог без затруднений подняться на ноги.
Большую сложность во время перехода представляют выбор маршрута движения и ориентирование. Тому виной не только значительные отклонения в показаниях магнитного компаса, ненастная погода и однообразие ландшафтов высокоширотных районов, но и такие специфические явления, как рефракция, миражи, белая мгла.
Необыкновенные антарктические миражи весьма поэтично описал В.И. Бардин, неоднократно работавший на шестом континенте: «…сразу после пурги возникают в ледяной пустыне удивительные миражи. Нет, это не тенистые пальмы и прозрачные ручьи, которые грезятся путешественникам в африканских пустынях. Здесь, в холодном антарктическом воздухе, возникают нежные размытые силуэты, похожие на полотна импрессионистов. Вот над мерцающей ледяной поверхностью, почти касаясь ее, в плавном танце движутся легкие фигуры. Я узнаю их. Это — голубые танцовщицы… А в стороне, среди скал, все густо-коричневое. Но в это мгновение низкое полярное солнце трогает скалы, и вижу я прямо перед собой смуглую гогенов-скую красавицу…»
Рефракция, являющаяся причиной миражей, искажает наблюдаемые на горизонте предметы. Из-за рефракции горизонт повышается или, что бывает чаще, понижается. В высоких широтах белизна чистой снежной поверхности, необыкновенная прозрачность воздуха, а также неодинаковая плотность слоев атмосферы, отсутствие теней и контрастов часто скрадывают расстояния.
Особенно это заметно в пасмурный день при ровном рассеянном свете. Исследования, проведенные в Заполярье, показали, что полярники часто переоценивали размеры удаленных предметов и недооценивали расстояние до них. Это происходило, даже когда они точно знали расстояние до ориентира.
Типичный случай подобного обмана зрения описывает участник одной из новоземельских экспедиций Е.М. Зингер. «Мы ждали санно-тракторный поезд с базы экспедиции. Глаза проглядели в этом томительном ожидании. И вдруг одновременно с Корякиным я отчетливо увидел в молчаливой снежной пустыне черную точку. Мы долго всматривались. Странно: точка не двигалась. Решили, что трактор, очевидно, застрял, и пошли к нему навстречу. Каково же было наше удивление и огорчение, когда вместо мощной машины мы обнаружили в нескольких метрах от себя в плотных застругах обыкновенную спичечную коробку фабрики «Красная звезда» с этикеткой «Собирайте лом черных металлов!»
Руководитель американской Антарктической экспедиции адмирал Ричард Бэрд в своей книге приводит подобный случай. Участник его экспедиции Бротен, находясь на шельфовом леднике Росса, принял маленький сугроб в пяти шагах от себя за гору Ронникен, хотя до нее оказалось не меньше трех километров.
В высоких широтах миражи бывают настолько четкими, что трудно определить, какое из изображений настоящее. Кроме того, переход в полярных районах очень сложен, а порой невозможен в дни, когда при сплошной не слишком плотной облачности или во время густого тумана с мелким снегом полностью исчезают тени и возникает явление, известное под названием «белая мгла». «В эти дни небо покрывается белой ровной пеленой, облака и плато сливаются воедино. Вы шагаете в глубокую впадину или на заструги высотой в 2 фута, не видя их. Мир кажется огромным белым пустым пространством и отличается от непроглядной ночи только тем, что здесь все бело, а ночью — все черно», — вспоминал один из участников антарктической экспедиции Дугласа Моусона (1911-1914 гг.).
При такой освещенности нарушается восприятие глубины пространства и размеров, горизонт и все предметы становятся практически неразличимы. Белая мгла рассеивает дневной свет, в одну белесую пелену сливаются заснеженные скалы и небо, пропадают малейшие тени, скрадываются очертания заструг. Небольшие близкие предметы представляются несоразмерно большими и удаленными. Человеку кажется, что он идет по гладкой снежной поверхности, однако на самом деле он беспрерывно спотыкается и попадает в ямы. Подобное явление, когда человек должен заставить себя не доверять органам чувств, может сопровождаться беспокойством, страхом, даже паникой.