При недостатке продуктов источником питания может стать охота. Полярные районы нередко называют ледяной пустыней, желая тем самым подчеркнуть безжизненность высоких широт. Между тем это далеко не так. Даже в самом центре Арктики не раз встречались белые медведи, песцы, белухи, нарвалы, ластоногие. Здесь обитает около тридцати видов рыб и не менее двадцати видов птиц. Среди животных Арктики, представляющих интерес для охоты, — северный олень, белый заяц, полярный волк, суслик, лемминг. Арктические острова населяют птицы — гуси, белые куропатки, кулики, дрозды, крохали, синьги, чистики, бургомистры, кайры, морянки. В реках и озерах обычными являются голец, хариус, сиг, форель. Антарктическая фауна, конечно, не так разнообразна и представлена в основном весьма многочисленными птицами, среди которых несколько видов пингвинов, поморники, буревестники, капские голуби, футляроносы. Птицы гнездятся главным образом на побережье, но встречаются и в горах даже в 200 километрах от береговой линии. В Антарктике обитает пять видов тюленей.
Разумеется, наиболее многочисленны животные летом. Зимой большинство животных покидает высокие широты, хотя некоторые виды обитают в полярных районах в течение всего года.
Несмотря на то что высокоширотная фауна не так уж и скудна, добыча дается здесь нелегко. Нередко даже опытного охотника ожидает неудача. Охота в полярных широтах — тяжелый труд, требующий от человека большой выносливости, упорства, наблюдательности. Подчеркивая всю сложность охоты в Заполярье, известный норвежский ученый X. Свердруп в начале XX века писал: «экспедиция, которая пожелала бы отправиться на север от Сибири, надеясь одной охотой добывать там пропитание, пошла бы навстречу верной гибели». К сказанному Свердрупом можно добавить лишь то, что за прошедшее время численность полярных животных отнюдь не возросла.
Отправляясь на охоту, нужно отдавать себе отчет в том, что, скорее всего, придется затратить массу сил и времени, испытать множество неудач и разочарований, прежде чем удастся выследить и добыть зверя. При отсутствии огнестрельного оружия охота превращается в еще более трудное, но все же не безнадежное дело. На протяжении столетий народы, населяющие тундру, охотились, используя весьма примитивные способы и средства.
Большую помощь на охоте может оказать умение разбираться в следах, оставленных животными. Снег — великолепный «альбом», по которому опытный охотник-профессионал может определить не только какой зверь оставил след, но и возраст животного, его пол; отличить след голодного, охотящегося зверя от следа сытого, идущего на отдых животного. Такие навыки достигаются огромным опытом, каждодневной тренировкой, доскональным знанием повадок зверей. Конечно, обычному человеку, взявшемуся за охоту по необходимости, такие премудрости ни к чему, а наибольшую пользу может принести умение определять свежесть следа. Нельзя сказать, что это такое уж простое занятие, поскольку трудно учесть все многообразие погодных условий и состояния снежного покрова, от которых зависит внешний вид и сохранность следа. Тем не менее существует ряд признаков, которыми необходимо руководствоваться, чтобы сделать более или менее верное заключение о том, как давно оставлен след.
Свежий след-рельефный, с четкими, не заплывшими краями. Горсточки снега, выброшенные из следовой ямки (поволока), — пористые, искрящиеся, хорошо различимы на поверхности снежного покрова. Через некоторое время мелкие комочки такого снега испаряются, а крупные спустя 5-10 часов затвердевают и, приобретая тот же цвет и фактуру, что и снежная поверхность, становятся почти не> отличимы на общем фоне.
Самым надежным критерием свежести следа считается степень его «занастелости», или отверделости. Конечно, быстрота отвердевания следа зависит от влажности воздуха, ветра, состояния снежного покрова. Снег в следах тем быстрее твердеет, чем ниже температура воздуха. След, оставленный во время снегопада, сохраняется мягким более полусугок. Поземка также защищает след от затвердевания, покрывая его слоем снега. Следы, оставленные на весеннем снегу во время оттепели, остаются мягкими в течение всего светового дня, а через день-два теплой погоды теряют свои очертания, совершенно расплываясь.
Степень свежести следа нужно проверять рукой. След, оставленный недавно, совершенно мягкий, рассыпчатый. Через 15-20 мин после того, как животное его оставило, при средней влажности воздуха и температуре минус 5-10 °С он лишь слегка затвердевает. На сухом морозе 20-30 °С след затвердевает через 5-10 мин. Свежесть следа проще определять при смене погоды. Например, понятно, что на свежевыпавшем снегу самые четкие следы могли быть оставлены не раньше, чем перестал идти снег.
Натуралисты П.Г. Ошмарин и Д.Г. Пикунов дают следующую характеристику состояния следов на снегу. «Свежий след через 10-15 минут после того как прошел зверь не успевает смерзнуться, и если к нему прикоснуться, он рассыплется. Если такой след пересечь голой веточкой, то она, почти не отгибаясь, перережет его. При пересечении старого следа веточка его перережет, но при этом изогнется, а очень старый след веточка даже не перережет, а вывернется из-под снега наружу. При морозе 20-25 °С нижняя уплотненная часть следовой ямки часовой давности рассыпается на несколько кусков при попытке ее вывернуть; часть следа 3-4-часовой давности вывертывается в виде целого комка, а еще более старая остается комком, но трескается. Поволока смерзается медленнее и рассыпается при тех же условиях через 2-3 ч.
Мелкие комочки снега, выброшенные ногами зверей из следовой ямки, а также на ее боковых стенках постепенно «стареют», острые углы их как бы оплавляются, частицы снега прилипают к поверхности снежного покрова, и если их сдвинуть, то можно заметить, что к ним прилипают частички мягкого снега. При морозе 15-20 °С мелкие комочки снега при давности следа более часа легко сдвигаются, если на них подуть. При морозе 3-4° комочки прилипают к снежному покрову быстрее. Проламывая непрочный наст, звери оставляют вокруг следа корочки занастившегося снега. У свежего следа корочки легко сдвигаются, а у старого смерзаются с поверхностью снежного покрова.
При морозе 15-20 °С моча животных на снегу сохраняет нормальный цвет в течение 1-1,5 ч, затем начинает темнеть. В течение часа снег, смоченный мочой, сохраняет способность рассыпаться на мелкие комочки, но через 3-4 ч смерзается. Помет в течение 30-40 мин остается мягким, лишь слегка покрывается инеем, через 1-1,5 ч замерзает его поверхностная часть в виде корочки, часа через три он промерзает насквозь».
Конечно, абсолютных критериев свежести следов не существует. Постоянно приходится вносить поправки с учетом температуры, влажности воздуха, ветра, осадков и других факторов, влияющих на сохранность снега. Умение приходит лишь к людям наблюдательным, старающимся подмечать особенности следов, оставленных при разных условиях. Иногда может помочь сравнение состояния снега в следовой ямке зверя и снега в следе наблюдателя.
Одним из наиболее излюбленных объектов промысла народов Севера всегда был северный олень, или карибу, как его называют в Канаде. Олени распространены по всему северу Евразии и Канады. Довольно крупные стада оленей обитают на Таймыре — в пределах Таймырской низменности, в долине реки Хатанги и на побережье озера Таймыр. В начале лета они мигрируют на север, пересекая хребты Бырранга, и доходят до полуострова Челюскин. 6 Канаде большинство крупных оленьих стад проводит летние месяцы на открытых равнинах, а зимует южнее, под прикрытием высокоширотной тайги. В начале весны олени мигрируют на север, а в конце июля — на юг. Однако стремясь спастись от гнуса, они снова до начала зимы успевают вернуться на север почти в те же широты, что и во время весенней миграции; затем по мере исчезновения насекомых (примерно в конце августа) стада оленей снова движутся на юг.
Наиболее уязвимы олени на водных переправах, чем нередко пользуются местные охотники. Оленьи стада идут ежегодно по одному и тому же маршруту и переплывают через реку в одних и тех же местах. Охотники занимают место несколько ниже переправы и соблюдают полную тишину. Они даже не зажигают огня и не курят, так как олени могут испугаться запаха дыма. Во время переправы стадо оленей сносится течением вниз. Когда олени достигают середины реки, охотники на лодках стремятся перерезать им путь. Испуганные животные кидаются вверх по течению, но силы их скоро истощаются. Тогда одна или две лодки подходят к стаду, чтобы отрезать отступление. Люди в лодках приближаются к стаду и поражают оленей копьями с длинным древком и маленьким железным наконечником. Удар обычно наносится в нижнюю часть тела, раненое животное тотчас же поворачивается на бок и сносится течением вниз.
Олени предпочитают возвышенности, гольцы, речные долины. Они избегают равнинных однообразных участков тундры. Следы копыт характерной формы, внешние края третьего и четвертого пальцев выпуклы, а внугрен-ние вогнуты, передние концы пальцев заострены, а задние широкоокруглены. При спокойном передвижении длина шага оленя составляет 50-70 см, на рыси достигает 120 см, длина отпечатков копыт — 15 см. Форма отпечатка ног характерна, и спутать их со следами других животных трудно. К вечеру олени становятся более чуткими, поэтому охотиться лучше рано утром, в ветреную и пасмурную погоду. Небольшие стада оленей иногда остаются зимовать в тундре. Их можно встретить среди островков карликовых елей, в защищенных холмами ложбинах, куда не наметает глубоких сугробов, или на склонах холмов, откуда ветер сметает снег.
Зимой олени очень осторожны, и подойти к ним можно только во время метели, но зато их легче поймать в ловушку. Для этого в глубоком сугробе копается яма с высокими стенками и скатом в одну сторону. Яма перекрывается присыпанными снегом ветками, куском брезента, полиэтилена. Приманкой служит горстка мха или, еще лучше, замерзшая моча человека или собаки. Зимой олень издали чует запах мочи и стремится добраться до нее, забывая всякую осторожность, потому что испытывает острую потребность в соли. Это обстоятельство нередко использует в охоте волк. Если снег недостаточно глубок, копается узкая, наклонная траншея, с таким расчетом, чтобы в нее едва мог протиснуться олень. В конце траншеи помещается приманка. Дойдя до приманки, олень уже не может ни выйти назад, ни повернуться. Летом олени равнодушны к моче.
Способ приготовления оленины, которым пользуются эскимосы Канады, удивительно прост. Мясо жарят на огне или углях до тех пор, пока оно не пропечется на пару сантиметров вглубь. Затем, соскоблив с него обуглившуюся корочку, печеное мясо съедают, а оставшуюся часть опять кладут в огонь. Так повторяется несколько раз. Однако олени зачастую являются носителями различных паразитов, поэтому их мясо лучше тщательно прожаривать или проваривать. В пищу используется практически вся оленья туша. Например, нижние части ног оленя содержат довольно вкусный мозг, который можно добыть, разбив кости камнем. Вареная голова оленя считается у эскимосов деликатесом. Хорошими вкусовыми качествами обладают сердце, почки, печень. Заготавливая оленину впрок, летом мясо оленя сушат, нарезая тонкими, как бумага, пластами и развешивая их на ветру. Весной под совокупным действием дневного тепла и ночного холода даже большие куски мяса совершенно вывяливаются на открытом воздухе, сохраняя свой вкус и нежность.
Другим традиционным занятием полярных охотников является добыча морского зверя — тюленей, моржей, нарвалов. Обычно охотники атакуют ластоногих с воды. В былые времена жители Севера пускались в такое предприятие на каяке с гарпуном и гарпунным линем, снабженным поплавком-буйком и чем-то вроде кошки-тормоза на конце линя. Очевидно, что такая охота, длящаяся иногда более десяти часов, требует огромного опыта и практически недоступна неподготовленному человеку. Поэтому, возможно, более результативной будет попытка охоты на ластоногих на берегу или на льду, где они становятся неуклюжими и неповоротливыми, а также у лунок для дыхания.
Эти животные очень осторожны и не подпускают к себе человека. Например, нерпа обладает прекрасным зрением, поэтому на нее охотятся, прикрываясь белым щитком и двигаясь, только когда она засыпает. Нерпа с осени держит несколько отдушин, не дает им замерзать, выбираясь через них на поверхность и устраиваясь затем где-нибудь в снегу около торосов. В конце зимы, когда лед становится очень толстым, а подвижки редки, нерпа стремится использовать любое, даже небольшое разводье, отверстие во льду, время от времени продувая его, чтобы оно не замерзло. Каждое новое отверстие увеличивает район поиска пищи нерпы и дает ей возможность уйти от врагов.
Когда море начинает покрываться тонкой простыней бесцветного льда, который со временем становится толще, тюлени поднимаются на поверхность и проделывают отверстия для дыхания. Такие отверстия во льду располагаются в форме круга или в виде серии соединяющихся продолговатых линий. Прежде чем молодой лед успевает покрыться снегом, эти дыхательные отверстия можно легко обнаружить по кольцу белых снежных кристаллов, которые конденсируются в воздухе и оседают на воду, когда тюлень дышит. Однако когда лед покрывается слоем белого снега, эти тюленьи лунки, хотя и остаются открытыми, обнаружить весьма непросто. Зимой тюленей чаще всего можно встретить в разводьях вблизи айсбергов.
При охоте на тюленей у их дыхательных отверстий охотник садится над лункой и терпеливо ждет иногда в течение нескольких часов. Если дыхательное отверстие покрыто толстым слоем снега, охотник отгребает часть снега. Как только послышится дыхание тюленя, охотник вскакивает и изо всей силы бросает гарпун прямо в отверстие, освобождая ремень, один конец которого прикреплен к наконечнику гарпуна, а другой конец крепко держит охотник. Силой удара древко отделяется и остается на поверхности. Тюлень сильно бьется только в первые минуты. Затем он утомляется от недостатка воздуха, и тогда его без труда вытаскивают и добивают ударом по носу.
Для такой охоты нужен короткий легкий гарпун с наконечником из кости, моржового клыка или оленьего рога длиной 7-10 см. На самом конце прикрепляется железное острие, вставленное в прорезь кости. Железные вкладыши укрепляют в прорези наконечника деревянным, костяным или железным гвоздем. Можно сделать наконечник из целого куска кости, рога или железа с одним, двумя или несколькими зубцами, которые мешают гарпуну выскользнуть из нанесенной раны. Прочие детали устройства гарпуна следующие. Крепкий кусок ремня или сухожилия около 50 см длиной пропускается через отверстие наконечника.
Концы ремня связываются вместе, образуя петлю, концы же петли пришиваются или привязываются возле самого отверстия. Нижний конец петли привязывается к длинному линю. Древко короткого гарпуна длиной около полутора метров. Короткий костяной стержень или длинный кусок железа вставляется в верхний конец древка и крепко привязывается ремнями, верхний конец стержня вставляется в круглое отверстие, проделанное в основании наконечника гарпуна. Гарпунный наконечник освобождается тотчас же, как только ударится о тело животного.
Охотятся на тюленей и с помощью сетей. Сети для ловли тюленей делают из тонких ремней и снабжают обычными поплавками из дерева и каменными или костяными грузилами. Сеть имеет вид четырехугольника и устанавливается под дыхательным отверстием тюленя наподобие люльки. Такое приспособление устраивается при помощи шестов. Углы сети привязывают к шестам короткими ремнями, сама сеть помещается подо льдом с таким расчетом, чтобы тюленю был свободный доступ к дыхательной дыре со всех сторон. Тюлень, приблизившись к отверстию, быть может, и замечает изменения в обстановке, но пос- Рис. 13 кольку наступило время дыхания, то ему остается только проскользнуть между сетью и льдом и выйти на поверхность. Обратно тюлень ныряет вниз головой и таким образом попадает в сеть, где ласты его легко запутываются.
Более распространенный вид тюленьей сети представляет собой обычную прямую рыболовную сеть, но только с более широкой ячеёй. Типичная сеть в 27 ячеек по длине и 10 ячеек по ширине, причем каждая ячея представляет собой 15-сантиметровый четырехугольник. Эта сеть имеет такие же поплавки и грузила. Ставится она подо льдом между дыхательными отверстиями или вдоль трещин на льду. Летом она ставится в тех местах, которые тюлени особенно любят посещать.
В отличие от своих северных собратьев, тюлени Антарктики, как и некоторые другие животные, практически не испытывают страха перед человеком.
Вот как Амундсен описывает поведение антарктических тюленей при встрече с человеком. «По пути туда и обратно нам встретились большие залежки спящих тюленей. Они совсем не обращали на нас внимания. Подойдешь, разбудишь тюленя — он приподнимет голову, поглядит на тебя, перевернется на другой бок и продолжает слать. Сразу видно, что у этих животных здесь никогда не было врагов».
Полярные исследователи прошлого иногда были вынуждены пополнять запасы продовольствия за счет антарктической фауны. Например, северная партия экспедиции Р. Скотта, оставшись по воле случая на зимовку в заливе Терра-Нова без средств к существованию, сумела выжить лишь благодаря наличию пищи: тюленей и пингвинов. Жизнь этого отряда напоминала своеобразную антарктическую робинзонаду. Осенью люди охотились на тюленей и пингвинов, из которых впоследствии варили суп, ставший основной их пищей. Для большей питательности и лучшего вкуса в суп добавляли кровь и мозг тюленя. Потребности организма в углеводах люди восполняли салом тюленя, поджаренным наподобие бифштекса. Иногда им удавалось охотиться на тюленей даже в самый разгар зимы. По их мнению, пингвинятина по своим вкусовым качествам значительно превосходит тюленину. Последнюю ели без всякого энтузиазма даже эти очень голодные люди.