С началом лета, когда тундра получает значительное количество тепла, начинается массовый вылет насекомых-кровососов. Их количество измеряется миллионами. Полчища насекомых, атакующих животных и человека, — настоящий бич всего живого в тундре. Стада северных оленей в поисках спасения от гнуса проходят сотни километров на север, к побережью Ледовитого океана. Животные, измученные кровососами, значительно теряют в весе, известны даже случаи гибели от кровопотерь.
Поданным энтомологических исследований, численность насекомых, нападающих на человека в течение пяти минут в период их массового лета, составляет несколько сотен и даже тысяч экземпляров. Человек оказывается буквально облепленным насекомыми, которые наносят сотни укусов, забиваются в уши, глаза, дыхательные пути, забираются под одежду и в обувь. Бесчисленные укусы раздражают колу,тело начинает нестерпимо зудеть, человек лишается нормального сна и отдыха.
Автору этих арок в буквальном смысле на собственной шкуре довелось прочувствовать, что такое комары большеземельской тундры. Количество насекомых не поддавалось никакому описанию. Это был звенящий рой злобных, алчных вампиров, постоянно преследующих человека, стремящихся пробраться в самую небольшую брешь в одежде. Несмотря на тридцатиградусную жару, приходилось ходить наглухо запакованным в штормовку, густо смазывать лицо и руки репеллентом. Я никогда не забуду, как шевелились волосы на головах у моих товарищей, — комары, отчаявшись добраться до нас через одежду, решили проверить густоту наших ничем не прикрытых шевелюр. По приезде в Москву я еще долго вымывал из волос трупики большеземельских комаров. На стоянках комары действовали как своеобразный ускоритель. Вечером лагерь мгновенно разворачивался и так же мгновенно сворачивался утром. Все стремились поскорее сложить вещи в байдарку и выбраться на середину реки, где можно было, наконец, вздохнуть свободно.
Как известно, гнус состоит в основном из комаров, мошек, мокрецов и слепней. В типичных северных тундрах преобладающим компонентом гнуса являются комары, лет мошек гораздо менее массовый, а мокрецы и слепни практически отсутствуют. Южнее, в кустарниковых тундрах и лесотундре, как правило, доминируют комары, резко возрастает численность и агрессивность мошек, местами они становятся главными кровососами, значительную часть гнуса составляют мокрецы. Определение того, какие из насекомых-кровососов являются преобладающими в той или иной местности, — не пустое занятие, поскольку эффективность большинства отпугивающих средств — репеллентов — весьма избирательна по отношению к различным группам насекомых.
Видовой состав, сроки вылета, суточная активность, продолжительность нападения гнуса — все это имеет местные особенности. Так, для большеземельской тундры наиболее массовыми являются два типично тундровых вида комаров — Aedes hexodontus и Aedes impiger, которые вместе с таежным видом Aedes communis могут составлять до 90% от общей численности. Вылет комаров происходит во второй-третьей декаде июня, пик приходится на первую половину июля, а период нападения длится в среднем два месяца. Среди мошек наиболее злостным кровососом является Schonbaueria pusilla, чей лет приходится на июль-август и первую половину сентября.
В северныхтундрах Ямала доминируют комары Aedes hexodontus. Продолжительность их лета составляет около месяца (вторая декада июля — вторая декада августа), массовый лет отмечается в середине июля. Здесь же, в типичной тундре, — до 18 видов мошек родов Stegopterna, Cnetha, Simulium. По численности они значительно уступают комарам, а период их более-менее активного нападения — с конца июля по середину августа. Суточная активность во многом зависит от ветра. Южнее, в кустарниковых тундрах Ямала, доминируют по-прежнему комары Aedes hexodontus, заметное число Aedes communis (до 10%). Комары нападают в период затишья и появляются на неделю раньше, чем в мохово-лишайниковой тундре; активны с конца июня до конца августа. Из мошек наиболее многочисленны Byssodon Maculatum. Они нападают при максимально прогретом воздухе. Активны с первой декады июля до конца августа. Среди кровососов юга Ямала — четыре вида мокрецов. Мокрецы появляются в конце июня — начале августа, два наиболее массовых вида — Culicoides fascipennis Staeg и Cujfeoides pulicaris L — в конце августа.
Для зоны тундры Красноярского края доминирующими группами кровососов являются комары Aedes hexodontus и мошки Simulium venustum. Лет комаров продолжается с первой декады июля по вторую-третью декаду августа. Нападают круглосуточно. Период активности мошек — с начала июля до двадцатых чисел августа.
Южнее, в районе Снежнегорска, преобладают комары Aedes impiger и Aedes communis. Они появляются в начале июля, и уже к середине месяца их численность достигает максимума, а во второй-третьей декаде августа лет комаров прекращается. Среди мошек наибольшее беспокойство доставляют Titanopterix maculata и Simulium aemulum, которые активны со второй-третьей декады июня по сентябрь. Кроме того, в окрестностях Снежнегорска обнаружено 4 вида мокрецов, но доминирует один — Culicoides pulicaris. Максимум летающих мокрецов приходится на середину августа. В бассейне Анадыря из комаров наиболее злостными кровососами являются Aedes communis, Aedes diantacus, Aedes intrudens. Максимум их лета приходится на конец июня — начало июля. Активны со второй декады июня по конец августа. Однако основным компонентом гнуса на Анадыре являются мошки. Здесь в период наибольшей активности насекомых в течение пяти минут на человека нападает до двадцати тысяч мошек. В основном это Titanopterix maculate, Simulium truncatum, Schonbaueria brachiarthra, численность которых достигает максимальных значений во второй половине июля и во второй половине августа. Лет мокрецов С. pulicaris, С. grisescens, С. fascipennis на Анадыре продолжается примерно полтора-два месяца, с начала второй декады июля до первой декады сентября.
Для Аляски и севера Канады обычными являются комары Aedes fitchii, Aedes excucians и Aedes hexodontus. Окрыленные насекомые появляются во второй декаде июня, лет заканчивается в конце августа. Мошки севера Американского континента представлены видами Prosimulium fulvum, ProsimuLium hirpites, Simulium venustum, Simulium arcticum. Период их активного нападения — с конца июня по середину сентября. Фауна мокрецов Северной Америки и Анадыря имеет много общего. Различие состоит в том, что мокрецы Аляски и севера Канады имеют несколько большую продолжительность лета.
Слепни на севере Арктики повсеместно немногочисленны и составляют более или менее значительную часть гнуса лишь в южной лесотундре, на границе с тайгой. Кровососущие насекомые Арктики нападают круглосуточно. Их активность зависит от сезона и погоды. Например, в условиях незаходящего полярного солнца при оптимальных температурах, отсутствии ветра и росы в начале летного периода максимум нападения комаров наблюдается в вечерние, ночные и утренние часы, то есть с 19-20 до 8-10 часов. Осенью максимум нападения приходится на ночные часы с 24 до 4 часов, а при низких температурах — два максимума — утренний и вечерний. Серьезным препятствием для лета насекомых становится ветер. При скорости ветра 1 м/сек наблюдается заметное снижение активности гнуса. При усиливающемся ветре до 2 м/сек численность насекомых уменьшается в 6-8 раз, а при скорости ветра до 3 м/сек нападают единичные особи.
Попытки защититься от кровососов предпринимались людьми с давних пор. И, вероятно, самым древним отпугивающим средством был дым, которым зачастую пользуются и сейчас при отсутствии репеллентов. Дым действительно неплохо защищает от гнуса, но его невозможно использовать во время движения, да и другие недостатки этого способа совершенно очевидны. Тем не менее с помощью дыма очень удобно выгонять насекомых из палатки. Для этого в палатку вносят дымокурницу. После того как палатка заполнится дымом, ее проветривают и плотно закрывают. Дымокурницу на ночь помещают у входа с подветренной стороны, чтобы дым, отпугивая насекомых, не проникал в убежище.
Из числа популярных в прошлом защитных средств применялись также креолин, керосин, деготь, скипидар, нафталин, лизол, различные масла: цитронелевое, лавандовое, эвкалиптовое, бергамотное, анисовое и множество других жидкостей и мазей. Эти вещества наносились на кожу в чистом виде или смешивались в различных соотношениях с вазелином или ланолином. Все они давали лишь частичную и кратковременную защиту от нападения кровососов.
Еще лег тридцать назад едва ли не единственным средством, защищающим от гнуса, считался диметилфталат (ДМФ). Однако ДМФ обеспечивает более или менее удовлетворительную защиту в теплую и сухую погоду, если агрессивность кровососов не очень велика. Продолжительность отпугивающего действия ДМФ в этом случае составляет в среднем 3 часа. При неблагоприятных условиях ДМФ не дает надежной защиты от нападения гнуса. Поэтому в настоящее время ДМФ признан малоэффективным и в современных репеллентах используется лишь в качестве добавки.
На сегодняшний день на предмет защиты от насекомых опробованы сотни химических соединений. Из них реальным отпугивающим эффектом обладают, вероятно, не более двух десятков веществ. Это прежде всего диэтилтолуамид (ДЭТА), бензимин, карбоксид, оксамат и их производные. Основу большинства современных репеллентов составляют либо эти соединения в чистом виде, либо их сочетания в различных пропорциях. Все вышеперечисленные вещества дают хорошую защиту от гнуса, но различаются как по характеру, так и по продолжительности воздействия на кровососов. Например, ДЭТА и бензимин эффективны ко всем компонентам гнуса, но особенно хорошо отпугивают комаров. В то же время активность ДЭТА к таким массовым кровососам, как мошки Simulium venustum, мокрецы Titanopterix maculata и мокрецы Culicoides pylicaris, — вдвое меньше, чем к комарам. В свою очередь карбоксид обеспечивает наилучшую защиту от мошек, мокрецов и слепней. Продолжительность действия всех репеллентов зависит не только от климатических условий, но и от характера деятельности человека. Так, испытания 40%-ного диэтилтолуамида в период массового лета комаров показали, что нанесенный на кожу лица, рук и шеи 40% ДЭТА, при тяжелых работах защищает от двух до пяти часов, на работах средней тяжести — от четырех до шести часов и на легких — от пяти до восьми часов.
В зоне тундры, в условиях низких температур (9-15 °С) и высокой относительной влажности воздуха снижается интенсивность испарения репеллентов с обрабатываемых поверхностей, и кровососущие насекомые чувствуют отпугивающие препараты преимущественно контактно. В этой зоне, при исключительно высокой численности гнуса, в целях эффективной защиты возникает необходимость применять отпугивающие средства широкого спектра действия в повышенных концентрациях. Этим требованиям в наибольшей степени соответствуют репеллентные кремы и лосьоны. Аэрозольные препараты в зоне тундры малопригодны из-за низкого содержания в них активнодействующих веществ, а репеллентные карандаши хотя и удобны, но плохо распределяются по коже, особенно в холодную погоду.
Кремы обладают рядом преимуществ по сравнению с лосьонами: лучше удерживаются на поверхности кожи и более равномерно распределяются по ней, удобны при транспортировке и хранении, экономичны по расходу, менее токсичны вследствие медленного всасывания через кожу. Некоторые кремы могут одновременно играть роль защитных фармацевтических средств, оказывая на кожу смягчающее действие и предохраняя ее от воспаления, раздражения и воздействия ультрафиолетовых лучей. Однако при той же, что и в жидких репеллентных препаратах, концентрации действующих веществ кремы несколько уступают им по времени защитного действия. В зоне тундр можно рекомендовать применение 40%-ных кремов на мыльной, жировой и желеобразной основах: «Таежный», «Универсальный», «Оптим»,«Сапопеллин» и комбинированный крем, содержащий по 20% ДЭТА и Р-203 («Север»). Очень хорошие показатели у водоэмульсионного крема «Редэт», содержащего 30% ДЭТА. 40% карбоксида включено в состав крема «Карбопеллин». Продолжительность действия всех этих кремов находится в пределах трех-восьми часов.
Как показывает практика, эффективность жидких репеллентных средств близка к эффективности кремов. Но лосьоны и водные эмульсии иногда оказывают несколько более острое и продолжительное действие на насекомых. Основные недостатки этой группы репеллентов — высокий расход препаратов и хрупкость стеклянных флаконов, в которые их, как правило, фасуют. Лучшими защитными свойствами обладают лосьоны «ДЭТА-20», «Антикомарин», «Тундра», содержащие в качестве активнодействующих веществ от 20 до 25% ДЭТА, Р-162 и ДМФ, а также «Эмульсия ДЭТА». Последняя представляет собой жидкую водоэмульсионную композицию с 25%-ным содержанием ДЭТА. Данные препараты способны отпугивать насекомых в течение двух-восьми часов.
Огромное количество репеллентов выпускается за пределами России. Из них достойны внимания препараты фирм Jonson, Pfizer, Hercules, Yoshitomi Pharmaceutical, Ozonol.
Разумеется, невозможно перечислить все производимые репелленты. Тем более что в продаже зачастую появляются средства, имеющие разное название, но весьма схожую рецептуру. Поэтому при выборе отпугивающих средств нужно обращать внимание не только на их состав, но и на концентрацию активнодействующих веществ. Для средств, пригодных к использованию в высоких широтах, она должна быть никак не меньше 20%. Кроме того, неплохо, если в состав репеллента входят пленкообразователи — эфиры целлюлозы и производные винила, что способствует увеличению срока хранения и улучшению защитных свойств.
Как уже отмечалось выше, кровососы высоких широт весьма агрессивны, многочисленны и ощущают действие отпугивающих средств лишь при непосредственном контакте с человеком. Поэтому в зоне тундр основным способом защиты от гнуса является не нанесение репеллента на кожу, а использование защитной одежды, сеток, пологов, накидок, пропитанных отпугивающими средствами.
Хорошо предохраняет от укусов всех групп насекомых специальная одежда: нательная рубашка из утолщенного крупносетчатого полотна (толщина перемычки 3,6-3,7 мм, размер ячеек 7×7 мм) и верхняя рубашка из тонкого мелкоячеистого полотна (размер ячеек 0,5×0,5 мм, толщина 0,5 мм). Нательная рубашка создает пространство между телом человека и верхней одеждой, равное длине хоботка комаров. Верхняя рубашка препятствует проникновению мелких насекомых. Обе рубашки не только надежно защищают от укусов гнуса, но и, благодаря сетчатости, обеспечивают достаточную вентиляцию тела, в них не жарко работать. Голову, шею и лицо защищают пропитанной репеллентом сеткой из тюля, спускающейся на плечи и оставляющей лицо открытым. Длина накидки 30 см, ширина — 80-100 см. Ее укрепляют на головном уборе при помощи резинки, продетой по верхнему краю накидки. Защитные свойства такой накидки при пропитке ДЭТА сохраняются три-четыре недели.
Также широкое распространение получили сетки академика Павловского, которые изготавливаются из бредневой дели с крупными ячейками (просвет ячей 1,5-2 см), сплетенных из толстых (1,5-2 мм) нитей. Размер такой сетки 50×75 или 60×80 см. Для прочности края сетки обшиваются тесьмой, а на одну из длинных сторон пришиваются тесемки длиной 30-35 см. Шьют сетки в виде капюшонов или кроят в виде полос со скошенными углами. Сетку накидывают на голову так, чтобы передний край свисал до надбровных дуг, боковые края ложились на плечи, а задний край закрывал шею. Концы тесьмы завязывают под подбородком. Лицо оставляют открытым. Сзади сетку можно прикрепить к одежде английскими булавками. Защитные сетки для пропитки погружают в 300-400 мл репеллента на два-три часа, затем выжимают и высушивают. Такие сетки защищают лицо в течение 10-15 дней. Чтобы репеллент быстро не испарялся и сетка служила более длительное время, для пропитки употребляют специальные студни. Для приготовления подобного студня существует несколько рецептов. Например, одна весовая часть ацетилцеллюлозы растворяется в десяти весовых частях ацетона, затем прибавляется четыре весовых части репеллента. Пропитывание ведется при легком подогревании. На одну сетку расходуется около 200-300 г студня. Срок отпугивающего действия — более месяца.
Для обработки одежды годятся все вышеперечисленные репелленты. При этом наибольшая скорость испарения со всех видов тканей у ДМФ. На двадцатые сутки после нанесения ДМФ этого репеллента оставалось лишь 37-40%. Для ДЭТА данный показатель составляет 40-60%, а для бензимина — более 70%. Пропитку одежды производят 20%-ной водной эмульсией из расчета 20 г репеллента на 1 кв. м ткани. Продолжительность защитного действия такой одежды — две-три недели.
Палатки и пологи можно также обработать отпугивающими веществами из расчета 40 г репеллента на 1 кв. м. Обработка производится либо 20%-ными эмульсиями, либо репеллентами, специально предназначенными для пропитки тканей (ДЭТА-98, КЭД-60, ДЭКСА-98, препарат Methadel phene американской фирмы Hercules Powder Со). Такие репелленты содержат активно действующие вещества в больших концентрациях либо вещества, раздражающие кожу, поэтому лучше применять их только по прямому назначению — для обработки тканей. Иногда с помощью аэрозольных баллонов («Ребефтал», «Тайга») обрабатывают палатки на высоту до полуметра от земли, что при отсутствии дождей и росы предохраняет от залета гнуса в течение пяти-шести дней. Палатки можно защитить от насекомых, подвешивая к наружным стенкам и выходу полосы сетки шириной 50-60 см, обработанные репеллентом. Сетки прикрепляют так, чтобы они свешивались до земли.
Сделаны интересные наблюдения за степенью привлекательности для комаров и мошек одежды различного цвета. Оказалось, что комаров сильнее привлекают образцы материи, в большей степени отражающие свет, — белый и красный цвета, нежели зеленый, синий и черный. На человека, одетого в костюм зеленого и светло-коричневого цвета, нападало мошек в четыре-пять раз меньше, чем на человека в костюме черного цвета.