Однажды ранней осенью трое москвичей, пролетев около четырех часов на самолете, прибыли в Красноярск, отправились на речной вокзал, где сели на «Ракету» и поплыли вниз по Енисею. Четыре часа спустя они вышли на правом берегу реки, совершили двадцатикилометровый переход по тракту, а затем круто свернули в тайгу. Шли они довольно бесцельно, не придерживаясь какого-то точного направления, и все больше углублялись в тайгу. Постепенно стихли все звуки, их окружила тишина, стало смеркаться, и они с удовлетворением отметили, что наконец заблудились.
Эти люди были участниками эксперимента по выживанию в тайге. Все трое — типичные горожане. Ни продуктов, ни оружия (не считая топора), ни компаса у них не было. Ситуация точно моделировала положение заблудившихся в лесу грибников — походная одежда и обувь, кусок полиэтиленовой пленки, неполный коробок спичек, пузыречек с солью — вот и все их имущество.Эксперимент продолжался в течение семнадцати суток. Все это время они питались грибами и ягодами, однажды съели змею. Несколько раз при помощи самодельной удочки им удалось поймать тощих пескариков, уха из которых послужила пищей скорее обонянию, но не желудку. Спали на еловом лапнике у костра под полиэтиленовым навесом; ориентировались по сделанному из булавки компасу. На шестнадцатый день они вышли к берегу Енисея, а сутки спустя добрались до того поселка, с которого начался переход.
Один из участников эксперимента Л.Б. Репин в книге, посвященной этому необычному путешествию, пишет: «Попадая в лес, человек теперь часто теряется, потому что лес подавляет его, потому что, живя в каменной крепости, человек утратил то, что когда-то умел. Он умел раньше находить дорогу в лесу по едва уловимым приметам, умел часами преследовать добычу, знал, где и как ее подстеречь, умел добыть огонь с помощью трения, да и много чего он умел тогда и не умеет сейчас. Человек уже не может долго прожить в лесу без ружья и консервов и ощущает в нем себя так, словно он в чуждом, враждебном мире. Так и получилось — для нас незаметно, что мир, в котором некогда все было просто, понятно, естественно, стал чужим, суровым, таинственным». Такими предстают типичные взаимоотношения современного человека и тайги.
Тайга — дикий, труднопроходимый лес на севере Европы и Азии. Это определение, взятое из словаря С.И. Ожегова, конечно, не может дать даже приблизительного представления о всем своеобразии тайги. Так что же такое тайга? Вероятно, ответов на этот вопрос может быть немало.
Это завораживающий своей угрюмой первобытной красотой дремучий лес с мрачными еловыми чащобами, заросшими нечесаными космами лишайников; напоенными смолистым ветром сосновыми косогорами и распадками; с блюдцами озер, наполненными студеной водой; затхлыми безжизненными болотами и сонмом крылатых кровопийц.
Это мир свирепых хищников, пугливых косуль, могучих кабанов; сырой полумрак под непроницаемым пологом темно-зеленой хвои, хаос валежника в пойменных дебрях и дающие отдых глазу поляны, где богатейшее разнотравье и грибы могут стать для заблудившегося человека спасением от голодной смерти или его последней трапезой. «Остановишься, бывало, в таком лесу, прислушаешься, и ни малейший звук не нарушает тишины. Разве только изредка стукнет дятел или прожужжит насекомое и улетит бог знает куда. Столетние деревья угрюмо смотрят кругом, густое мелколесье и гниющие пни затрудняют путь на каждом шагу и дают живо чувствовать, что находишься в лесах девственных, до которых еще не коснулась рука человека», — писал о сибирской тайге Н.М. Пржевальский.
Это лес, живущий по своим правилам, отличным от человеческих. Он страшен своим равнодушием к тем, кто этих правил не понял, и щедр с теми, кто старался постичь его законы. ( Успех любого таежного путешествия помимо необходимых навыков и опыта во многом предопределен тем, какие отношения складываются у человека с лесом. И зависит это, в основном, от человека, от его внутреннего содержания и мироощущения.
В.Ю. Янковский, много лет занимавшийся охотой в приморских лесах, делясь впечатлениями о тайге и о встречах с людьми, писал: «Сколько начитавшихся, наслушавшихся интересных рассказов позорно дезертируют при первом же соприкосновении с не всегда прекрасной и сказочной действительностью. И серьезная охота, и поиск — тернистый путь. Горы, скалы, камни, россыпи, упавшие мертвые деревья, на которые неожиданно натыкаешься в высокой траве; заросли колючего элеутерококка и еще более колючего «чертова дерева» — аралии. Болота, встречающиеся даже высоко в горах, горные ключи, которые часто нелегко перейти. Паутина, протянувшаяся густой сеткой с куста на куст. С каждой ветки за шиворот сыплется обильная роса, до пояса «купает» мокрая трава. А гнус: в тени комар и мошка, на солнце — мокрец и слепень. Можно наткнуться на гнездо диких пчел или шершней, одно «пике» которых в лоб может сшибить с ног. Все это, разумеется, оборотная сторона. А вот другая — чистые леса, твердая и сухая почва, пологие скалы. Идти легко, нога ступает уверенно. Лес продувается ветром, гнуса нет. Это храм, пол которого — зелень и яркие цветы, колонны, поддерживающие голубую крышу, — мощные стволы вековых деревьев. Щебечут птицы, выглядывают грибы и ягоды, разлиты изумительные лесные запахи…
И разница между настоящим и ненастоящим таежником в общем и заключается в том, что первый всегда несет в душе эту обстановку священного храма. И когда он, стиснув зубы, продирается сквозь непроходимые заросли, он знает, что скоро им конец, и он вступит в лесной храм.
А второй видит только зеленый ад, дебри, не понимает их и боится. Боится всего: как идти, куда идти, где сесть, где заночевать. Боится звуков, еще больше боится тишины… Он чувствует себя одиноким и всеми покинутым!»
Тем, кто собрался в тайгу, надо быть готовыми к экзамену, которым она непременно встретит. Как правильно выбрать место для походного лагеря, что делать во время лесного пожара, какие дрова лучше подойдут для костра, при какой скорости течения переходить реку вброд опасно, что предпринять, если сломался компас, какими растениями можно при необходимости пополнить походный рацион, что делать при встрече с крупным хищником, чем защитить себя от гнуса — вот далеко не полный перечень вопросов, на которые, возможно, придется ответить таежным путешественникам.
Поэтому задолго до выхода нужно очень серьезно подумать о снаряжении экспедиции, четко определить ее маршрут, район, куда она направляется, и контрольный срок — время, по истечении которого люди должны выйти из леса. Эту информацию необходимо оставить человеку, который в случае необходимости сможет быстро организовать помощь.
Но, наверное, самое главное, — отправляясь в девственный лес, нужно помнить, что придется иметь дело с дикой природой, ждать снисхождения от которой в трудную минуту не приходится. Поэтому ни в коем случае не следует переоценивать свои силы и недооценивать силы стихии.
«Каждый раз, когда вступаешь в такой большой лес, чувствуешь некоторый страх, сознаешь свое бессилье. Тайга совершенно равнодушна к страданиям заблудившегося человека. Крики о помощи, на которые, как бы насмехаясь, будет отвечать эхо, привлекут только хищных зверей». Эти строки написаны человеком далеко не робкого десятка — В.К. Арсеньевым, который почти полжизни провел в тайге.
Действительно, человек, оказавшийся в таком первобытном лесу, под пологом хвойных великанов, невольно понижает голос и будто сам становится меньше ростом. Самонадеянные мысли о том, что именно он — царь природы, как-то очень быстро покидают его. Обстановка седой старины, тишина, полумрак и покой, словно сохранившиеся в тайге с отдаленнейших времен, заставляют человека с благоговением взирать на окружающий его мир дикой, не приглаженной цивилизацией природы, сознавать свою уязвимость перед ее лицом.
Для путешественника, отдающего себе отчет в том, что тайга — противник достойный, — это лишь дополнительный стимул к более серьезной подготовке экспедиции, тщательному подбору снаряжения.
Комментарии