(от франц. amortir ослаблять, смягчать), страховочное средство в виде особо переплетенной прочной веревки или ленты, ослабляющее рывок страховочной веревки при срыве и падении со скалы, в трещину ледника, на крутом ледовом склоне. При отвесном падении сила рывка жестко закрепленной страховочной веревки составляет 1500 – 2000 кг, а при срыве на ледовом склоне (с крутизной -600) – 600 – 700 кг (при использовании веревки отечеств. произ-ва). Таких нагрузок без А. не выдерживают ни организм человека, ни элементы страховочной цепи – веревка, карабины, крючья, закладки. А., закрепляемый между обвязкой страхуемого и страховочной веревкой или между точкой закрепления страховки (крюком, закладкой) и карабином, через к-рый проходит страховочная веревка, уменьшает вероятность травмы и делает страховку более надежной. А. рекомендуется иметь каждому участнику похода. Если же их мало, то выдаются они прежде всего тем, у кого вероятность срыва и падения больше: ведущему или тому, кто идет с нижней страховкой (первому в группе на подъеме или последнему – на спуске),
Амортизатор: а – тканная лента текстильного амортизатора; б – текстильный амортизатор в собранном виде; в – схема действия амортизатора (разрыв петель).
1 – основа; 2 – петли; F
– усилие разрыва.
Существует неск. типов А., действие к-рых основано либо на трении (для многократного использования}, либо на последоват. разрыв элементов (одноразового действия). На эффективность А. первого типа сильно влияет состояние веревки: старая она или новая, сухая или мокрая, жесткая или эластичная; кроме того существует опасность заклинивания веревки в тормозном устройстве (из-за «жучков» или «барашков»). А. второго типа надежнее А. трения, но его подготовка требует определенных материалов и навыка.
Наиболее надежен т.н. текстильный А., основу к-рого составляет полиамида лента дл. ок. 1 м и шир. 40 мм с двумя рядами переплетенных петель, образуемых в процессе изготовления А. От рывка петли А. последовательно разрываются и гасят энергию рывка; при полном разрыве петель А. превращается в часть обычной страховочной цепи (как бы продолжением веревки). Он эффективно «гасит» рывок страховочной веревки при свободном падении страхуемого на 5–6 м (если его масса вместе с рюкзаком не превышает 80 кг) и больше при падении с трением о склон. При большей массе или высоте падения А. не поглощает всей энергии рывка. Тогда для большей надежности применяют два последовательно соединенных А., вдвое увеличивая энергоемкость страховки.
См. также Страховка, Страховочные средства.
Лит.: Саратовкин В., Простейший амортизатор, — Турист, 1986, № 4; Минделевич С., Текстильные амортизаторы, там же, 1987, М 4.