на бечеве, бечевой, способ передвижения тур, судна по реке против течения с помощью веревки; собственно веревка, используемая при таком способе движения.
Один конец Б. закреплен на судне, а за другой конец с закрепленной на нем петлей тянут туристы, идущие по берегу. Этот способ применяется при скорости течения реки 2 – 4 км/ч (и до 6 км/ч на отд. ровных
Крепление бечевы к байдарке: 1 – бечева; 2 – поводок; 3 – ванты; 4 – бакштаг; б – мачта; 6 – байдарка.
участках). Б. используется для судов с небольшим сопротивлением движению – байдарок, катамаранов, реже надувных лодок.
Наиб. часто Б. применяется в походах на байдарках. Скорость подъема байдарок на Б. 2 – 4 км/ч и определяется в основном наличием и состоянием бечевника — неширокой ровной полосы берега непосредственно у воды. В качестве Б. используется тонкая и прочная веревка дл. 50 – 80 м, выдерживающая усилие на разрыв 150 – 250 кг, напр. обычная хлопчатобумажная веревка диам. 6–8 мм (перед походом веревку пропитывают водоотталкивающим составом). На байдарках Б. крепится к устанавливаемой у второго шпангоута мачте выс. ! – 1,5 м и через подвижной поводок – фал дл. 0,7–1,5 м – к носу лодки, Фал должен быть прочно закреплен. Излишек Б. наматывается на мотовило, находящееся в руках у тянущего.
Управлять идущей на Б. байдаркой можно неск. способами, Самый простой способ: один из туристов садится в байдарку на место второго гребца и с помощью руля и весла управляет ею, стараясь держать наименьший угол между направлением движения и Б. При необходимости байдарка может отойти от берега, при этом допускается угол между Б. и направлением движения до 450. Широко применяют способ управления, при к-ром руль байдарки закрепляется неподвижно или же корма ее подтягивается к Б. дополнит. концом так, чтобы байдарка шла на Б. параллельно берегу. В этом случав рулевого в байдарку не сажают, что значительно облегчает ее, а тем самым и работу тянущего, но усложняет сам процесс управления. Используется также управление шестом: на носу байдарки закрепляется тонкий шест дл. 4 – 6 м, посредством к-рого идущий по берегу рядом с байдаркой турист управляет ее движением. Наиб. широко распространен способ движения на Б. «корабликом», без рулевого: тянущий держит концы веревок дл. до 6 – 8 м, прикрепленных к носу (без мачты) и корме байдарки. Стравливая и подтягивая концы, тянущий выставляет байдарку под таким углом к течению, чтобы она двигалась параллельно берегу на необходимом расстоянии от него.
Тянущий Б, должен равномерно идти впереди байдарки по берегу на расстоянии 20 – 30 м, поддерживая Б. натянутой над водой на выс., 0,5-1 м, Если байдарке необходимо уйти от берега, тянущий стравливает Б., увеличивая ее длину, чтобы уменьшить угол между нею и направлением движения байдарки. Тянущий должен непрерывно наблюдать за ходом байдарки, особенно на сложных участках, помогать в управлении ею.
Лит.: Путешествию на гребных судах, М., 1979.