Территория Сибири и Дальнего Востока раскинулась от Урала до Тихого океана на 7 тысяч километров и от берегов Северного Ледовитого океана до Северной Монголии и Казахстана на 3,5 тысячи километров. Она весьма разнообразна природными условиями, ландшафтами, почвенным покровом и условиями ведения сельского хозяйства. Из общей площади Сибири и Дальнего Востока приходится на долю полярных пустынь -1,5, тундры — 12,2, северной тайги — 18,8, средней тайги — 15,9, южных смешанных лесов — 6,1, лиственных лесов — 1,6, лесостепи — 4,9, степи — 4,3, гор — 34,7 процента.
«Девственные таежные леса — бесценный клад для человечества, — говорит заместитель Министра лесного хозяйства РСФСР Р. Бобров, — немного на планете осталось таких заповедных мест. Они своеобразный музей и лаборатория живой природы, в которой в первозданной чистоте сохранился генетический фонд таежного мира. Искусственное вмешательство в жизнь девственного леса несомненно нарушит естественные процессы. Вот почему так важно уже сейчас определить предел допустимого воздействия человека на окружающую среду, не дать его переступить — иначе произойдет непоправимое: лес деградирует и погибнет, а вместе с ним нарушится гармония в природе всего края».
В нашей стране опубликованы «Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик». Проект Основ широко обсуждался до их принятия. В ходе обсуждения проекта обратило на себя внимание озабоченное лицо агронома Кобляковского совхоза (поселок Двойный) Братского района, Иркутской области, Н. Федорука, в котором он писал: «С интересом слежу за строительством БАМа. Какие планы! Сколько молодых ребят, сколько техники! Но смотрю, как лысеет земля на месте новых поселков, как раздвигается тайга, освобождая место для новых городов, и опять задаю себе вопрос: а кто там, на БАМе, позаботится о лесе? Оградит ли будущий лесной закон леса вокруг этой магистрали от уничтожения?»
В сельскохозяйственном отношении Сибирь и Дальний Восток еще не освоены, за исключением крайней южной (но еще мало окультуренной) части Сибири. Лишь немногим более 6 процентов ее территории занято всеми видами сельскохозяйственных угодий.
Сибирские резервы земель расположены на таежных просторах, неблагоприятных по почвенно-климатическим условиям, сильно заболоченных. Еще не определена целесообразность широкого их сельскохозяйственного освоения.
Развитие земледелия, а вместе с тем и промышленности, работавшей (до конца XIX века) в основном на дровяном топливе, привело к сильнейшему истреблению лесов в Сибири, а это в свою очередь повлекло за собой явную активизацию эрозионных процессов.
Первые очаги земледелия в Сибири: Верхотурско-Тобольский, Томско-Кузнецкий, Енисейский, Илимско-Ленский и Забайкальско-Амурский — возникли в этих районах с включением значительных массивов южной тайги. А значительная часть пашен, расположенных по террасам реки Ангары, при строительстве Братского водохранилища была затоплена.
На Ангаре строится каскад гидроэлектростанций, прокладывается БАМ, возникают новые города, поселки, станции, на базе которых развивается строительство лесопромышленных и других комплексов. Растет горнорудная промышленность. Очевидно, для создания благоприятных условий жизни населения этих промышленных центров потребуется организация соответствующих сельскохозяйственных, звероводческих и охото-рыбоводческих баз.
Часть своего обширного пространства тайга может, конечно, предоставить для размещения промышленности и островного земледелия. Но по мере удаления от районов южной тайги, в зонах средней и, тем более, северной тайги почвенные и биоклиматические условия все более ухудшаются, и поэтому площади, пригодные для земледелия, резко сокращаются, а трудности по подбору сельскохозяйственных культур, пригодных для возделывания в условиях сокращенного вегетационного периода и наличия мерзлоты, сильно возрастают. В этих условиях усиливается роль теплично-парникового хозяйства. Земледелие приобретает островной характер. Очевидно, здесь следует широко использовать и совершенствовать опыт Норильского комбината и предприятий алмазной промышленности Якутии.
Рубеж с более высокой средней плотностью населения (с более освоенными районами) очень динамичен, и он прогрессирует в результате, например, создания алмазодобывающей промышленности в районах Западной Якутии, организации индустриального комплекса в районе Удокана, решения вопросов реконструкции хозяйства коренного населения в районах Центральной Якутии и Прибайкалья.
К «очагам» освоения территории тяготеют огромные пространства, осваиваемые оленеводами и промысловиками, и неслучайно в Сибири бытует поговорка: «сто километров — не расстояние».
При освоении Сибири в качестве основных опорных баз выступали Урал, Кузбасс и Прибайкалье, обеспечивая продвижение производительных сил на восток и север, в тайгу.
При хозяйственном освоении новой территории (включении в народное хозяйство страны все возрастающих площадей, по мере их занятия теми или иными отраслями хозяйства, на данном экономическом уровне развития и при максимально возможном использовании их природного потенциала) необходимо сопоставление комплексов производственных и природных взаимосвязанных процессов. В ходе этого процесса создается основа для размещения производительных сил общества.
Тайга отличается огромными масштабами, высоким качеством и большой насыщенностью биологических (в основном лесных) и водных ресурсов, образующих в совокупности с богатствами минерального сырья специфические таежные сочетания природных ресурсов.
Интенсивное развитие промышленности, строительство новых городов, поселков, фабрик, заводов, аэропортов, крупных водохранилищ, прокладка новых дорог, распашка целинных земель, массовая рубка лесов — все это постепенно нарушает исторически сложившиеся связи в природе, ведет к утрате отдельных видов ландшафтов, животных и растений.
Теперь процесс освоения Сибири получил ускоряющий импульс в результате строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Происходит наложение различных стадий освоения друг на друга. Новая промышленность накладывается на действующие таежные (охотохозяйственные, лесоустроительные) промыслы, в то время, когда условия для развития последних еще далеко не исчерпаны. Образуются специфические территориальные сочетания из всех трех типов (индустриально-сельскохозяйственно-промыслового) хозяйственного заполнения территории, с наиболее рациональной для зоны тайги структурой хозяйства.
Здесь уместно вспомнить академика А. Е. Ферсмана (1931), по мнению которого, на пути «освоения отдельных территорий лежит прежде всего научное овладение ими, завоевание всех сторон природы, жизни и человека не в отдельности, а в полном охвате всего сложного хозяйственного и социального многообразия их взаимоотношений».
По мере освоения Сибири и Дальнего Востока их резервные леса, иначе говоря, леса, в недавнем прошлом практически не тронутые человеком, все активнее вовлекаются в сферу его хозяйственной деятельности. Поэтому Министерство лесного хозяйства РСФСР заблаговременно приступило к тщательному обследованию лесных территорий, примыкающих к трассе БАМ. В последние годы лесоустроительные партии изучили более 20 миллионов гектаров лесов, и на них составляются подробные лесные карты, уточняются запасы лесосырьевых ресурсов и лесорастительная обстановка.
По мнению лесоводов, в ряде районов высокоценные лесные рощи вкраплены в огромные массивы редколесья и малоценных и низкорослых лесов и чтобы их освоить, потребуется построить дороги на большом протяжении;
условно-сплошные рубки, распространенные в более южных районах, на БАМе, не годятся — они будут здесь нерентабельными; эксплуатация леса в районах БАМа может вестись только в расчете на всю имеющуюся в лесах древесину, а это возможно только при наличии достаточных мощностей по деревообработке (пока они не созданы, трудно говорить о рациональном использовании тайги в районах БАМа).
Тем не менее, уже сейчас на участках строительства магистрали организованы новые лесхозы и авиапожарные подразделения лесной охраны (около тридцати) и, надо сказать, строители БАМа были немало удивлены встретив в нехоженой тайге людей в форменных мундирах лесной охраны. Своевременная организация лесной службы в зоне строительства железной дороги предотвратила многие нарушения и облегчила работу строителей БАМа, а лесники стали их проводниками и добрыми помощниками. Новые предприятия лесного хозяйства создаются на охотничьих заимках, в чащобах.
Пока лес взрослый и не вовлечен в эксплуатацию, задача одна — охраняй его от пожаров и болезней. Иное дело молодняк. После вырубки спелых лесных массивов на лесосеках предстоит посадить крохотные древесные саженцы, а затем на протяжении многих десятилетий оберегать их от засухи и потрав, от зарастания малоценными деревьями и кустарниками. В первые годы жизни молодой лес особенно подвержен болезням и лесным пожарам. Таким образом, каждый гектар вырубленного леса — это дополнительные работы по ведению лесного хозяйства во вновь осваиваемых районах.
Сосна в эксплуатации выгоднее лиственницы или пихты, поэтому заманчиво выглядят 35-метровые сосняки Братского, Усть-Кутского и Казачинско-Ленского районов. Но им по 300 лет! Чтобы на их месте снова поднялся новый урожай древесины, потребуется минимум два века. Государство не дает права лесозаготовителям и строителям выбирать из леса только то, что им приглянется, а остальное, переломав и втоптав в грязь, бросать на месте вырубки.
Лесоводы также опасаются нарушения гидрологического режима почвы на вечной мерзлоте, эрозионных процессов на склонах гор, крупных ошибок в ведении лесного хозяйства, которые могут превратить живописный таежный край в топкое болото с мутными реками от смытого грунта. Поэтому по всей трассе БАМа должен быть установлен более строгий режим лесного хозяйствования, чем даже в основных промышленных лесах Сибири и Дальнего Востока.
Богатые хвойными лесами районы Хабаровского и Красноярского краев, Амурской, Читинской, Иркутской областей… горят больше и чаще других неслучайно. В последние годы в заповедной тайге особенно много людей: идет интенсивное освоение природных запасов Сибири и Дальнего Востока. На обширной территории строится Байкало-Амурская магистраль, теснят тайгу мощные промышленные комплексы. И сейчас, как никогда, нужны здешней природе помощь я защита человека. Как говорит пословица: «Много леса — не губи, мало леса — не руби, а нет леса — посади»,
Лесные пожары, как правило, возникают в результате деятельности человека и прежде всего являются результатом неосторожного обращения с огнем в лесу (безответственное курение, неумелое разведение костров и другое).
Например, в 1970 году лесные пожары (в процентах от числа пожаров с выявленными причинами) произошли по следующим обстоятельствам: по вине местного населения — 68,1; от сельскохозяйственных палов — 7,5; на местах лесозаготовок — 6,6; в районах работ изыскательских экспедиций и поисковых партий — 2,5; от искр паровозов — 2,3; от молний — 13,0.
«Лесной пожар — большое стихийное бедствие!» Нарушение правил пожарной безопасности в таежных лесах должно наказываться так же строго, как браконьерство или посягательство на государственную собственность — народное достояние.
Обязательные требования пожарной безопасности в лесу и ответственность за нарушения этих требований установлены «Правилами пожарной безопасности в лесах СССР», утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 18 июня 1971 года, № 395.
Указанные Правила дают определение: «… считать пожароопасным сезоном — период с момента схода снегового покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова».
Большие площади гарей в Енисейских и Ангарских сосняках, в лесах Забайкалья и Хабаровского края предупреждают нас о том, что лесная кладовая не безгранична.
В книге А. Сосунова «Селемджинские хребты» приводится случай, когда 4 геолога заблудились под хребтом Турана в истоках рек Ульмы и Манкура. У них были компасы, карты и винтовки. Однако они не сумели выбраться и для спасения ничего не нашли лучшего, как… поджечь тайгу. Вот уж, как говорится: «В семье изыскателей — не без урода». Прилетели вертолеты, спасли этих «горе-героев», но из-за их беспомощности и трусости пострадала на огромной площади ценная промысловая тайга, сгорело более 10 тысяч гектаров леса, погибло много молодняка животных и птиц. Страшное это зрелище, когда горит лес. Все живое, что не успевает спастись, гибнет в море огня.
Низовые пожары наиболее характерны для лесов, верховые, а также почвенные пожары возникают как следствие низовых. Под низовым пожаром понимается процесс пламенного горения мертвого и живого напочвенного покрова, а также подроста, подлеска, валежа и пней, характеризующийся стихийным распространением огневой кромки, после прохождения которой на лесной площади могут оставаться очаги огня, особенно в подстилке, пнях и скоплениях валежника, причем подстилка вследствие более высокой влажности горит обычно без пламени.
Низовой пожар идет со скоростью от 0,5 до 1 километра в час, затем перейдя в верховой — по ветру и по вершинам деревьев — со скоростью до 40 километров в час и более. При малой заселенности в сибирской тайге такой пожар прежде, чем его обнаружат и ликвидируют, успевает уничтожить десятки, а то и сотни тысяч гектаров леса со многими его обитателями (рис. 42).
Рис. 42. Схема деления пожаров по скорости распространения огня и глубине прогорания: в — низовой, б — верховой, в — почвенный
В итоге пожара остается мертвый лес — гарь. Сгорели насекомые, нет пищи для птиц и рыб, сгорели ящерицы, лягушки и змеи, ушли звери, улетели птицы. Безжизненную гарь не рубят, она стоит, пока деревья не свалятся. В низинах образуются болота, и на месте погибшего доброкачественного леса по прошествии десятилетий вырастает чахлое криволесье!
Наиболее примитивный (доступный каждому), но и эффективный способ тушения лесного пожара — захлестывание или забрасывание грунтом кромку беглого низового пожара.
Берут пучки ветвей длиной 1-2 метра или целые небольшие деревца (лучше лиственных пород, но можно и хвойных), двигаясь рядом с потушенной кромкой, наносят сбоку по кромке огня скользящие удары, как бы сметая горящие материалы на уже выгоревшую площадь. Сбив основное пламя, при следующем ударе по этому же месту пучок задерживают, прижимают к горящей кромке и поворачивают (вращают).
После того как кромка потушена, пожарище обходят, тщательно ликвидируя даже незначительные признаки горения, засыпают грунтом дымящиеся головешки.
Обычно пожары тушат водой. Но где ее возьмешь в тайге, когда горят деревья, кустарники, корни деревьев, торф? Наука предлагает новые вещества, которые могут тушить пожары (например, пенообразователи). Однако все известные средства пригодны тогда, когда пожар невелик. Если же пожар распространяется на большую площадь, что имеет место в тайге, то наземными средствами невозможно справиться с огнем. Пожар выходит из-под контроля людей и продолжается до тех пор, пока его не затушат естественные осадки. Крупные пожары часто длятся неделями, причиняя огромный ущерб природе и человеку.
В то же время в воздухе часто «плавают» тысячи тонн воды, накопленные в мощных кучевых облаках. Они проходят над пожаром, не давая порой дождя. Вот и стоит перед людьми задача вызвать дождь искусственно!
В настоящее время это имеет уже практическое применение. Самолет, прилетев к пожару, набирает высоту так, чтобы достигнуть уровня с температурой воздуха около минус 7 градусов. Мощные кучевые облака перемещаются обычно со скоростью ветра на высоте 3 километров над уровнем моря. Если на расстоянии 30-40-минутного переноса облака, или ближе к пожару располагаются облака, то самолет летит и приступает к действию. Он проходит близ облака и выстреливает 1-2 пиропатрона в облако (рис. 43). Если скорость ветра составляет 40 километров в час (направление ветра на рисунке указано стрелкой), то воздействовать на облако надо на расстоянии 20-30 километров от пожара, причем самолет летит против ветра.
Рис. 43. Схема воздействия на облака с целью тушения лесных пожаров искусственными осадками.
1 — проекция облака на земную поверхность; 3 — зоны искусственных осадков: а — через 15 минут после воздействия, б — через 30 минут, в — через 40 минут
Выпадение дождя начинается на расстоянии около 10 километров от места воздействия (зона а). Наиболее сильный дождь выпадает непосредственно в зоне пожара (зона б). Следят за ликвидацией пожара с самолета. Сброшенные пожарники-парашютисты тушат оставшиеся очаги огня, по радио сообщают о начале и конце воздействия.
В наземной зоне охраны лесов, наиболее обжитой и имеющей пути транспорта, дозорную службу несут 2500 пожарно-химических станций и многочисленная армия работников государственной лесной охраны.
Задача работников лесного хозяйства — развернуть работы по созданию в лесу сети противопожарных барьеров и разрывов, водоемов, защитных полос вдоль шоссейных и железных дорог.
В малонаселенных районах Севера, Сибири, Дальнего Востока на авиационной охране лесов используется свыше 500 вертолетов и самолетов с командами парашютистов и десантников-пожарных, насчитывающих 8 тысяч человек.
Под надзором центральной базы авиационной охраны лесов Минлесхоза РСФСР находится свыше 840 миллионов гектаров леса. Около 500 самолетов, снабженных новейшими диагностическими приборами, несут круглосуточную патрульную вахту.
Только в 1976 году на территории Российской Федерации с помощью воздушных защитников леса ликвидировано свыше ста лесных пожаров, спасены от губительного огня десятки населенных пунктов, леспромхозов, тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий.
Оперативная информация, получаемая с помощью космической техники, для анализа динамических процессов, протекающих в лесу, особенно ценна. Например, путем анализа излучения поверхности Земли в радиоволновом диапазоне можно определить содержание влаги в растительном покрове и тем самым установить вероятность возникновения и размаха лесных пожаров. Такое наблюдение позволяет сократить авиапатрулирование и планировать полеты только в районах наибольшей пожарной опасности.
Космическое наблюдение обеспечивает сведениями о возникшем таежном пожаре и состоянии прилегающих массивов, дает возможность с большой достоверностью прогнозировать распространение огня и оперативно бороться с ним.
После огненной трагедии важным является периодический контроль за следующими изменениями в отдельных массивах, так как от пожаров в таежных лесах в огромной мере зависит направление лесообразовательного процесса.
Тайга — это неоценимое богатство человека и ее всячески необходимо беречь!
Каждая искра, оброненная вами в лесу, — источник пожара, вернись, погаси!
Берегите лес от огня! Будьте осторожны с огнем в лесу!
Берегите зеленого друга!
Дорогие читатели, подумайте о том, что здесь написано, о том важном, что надо знать и помнить всем и всегда, чтобы не только сохранить богатства тайги, но и приумножить их.