Вы уже знаете, что азимут — это угол, а всякие углы можно, во-первых, измерять, а во-вторых, строить. Измерять и строить углы можно не только карандашом на бумаге, но и визирным лучом прямо на местности. Для туристов это очень важно.
Азимут — угол особый, у которого один луч (направление) всегда смотрит на географический полюс нашей планеты (на полюс Северный или полюс Южный).
На бумаге (на карте) измерять и строить азимуты вполне можно обычным угломерным инструментом — транспортиром (рис. 58). На карте, как вы уже знаете, имеется много вертикальных линий — западный и восточный края рамки, линии сетки прямоугольных координат, которые имеют направление на север (направление север — юг). Правда, вертикальные линии километровой сетки часто не совсем параллельны вертикальным рамкам карты — они образуют между собой некоторый угол, но этот угол не очень велик и его можно игнорировать.
Если, например, необходимо измерить азимут линии маршрута из точки А в точку Б, надо центр транспортира (нуль-пункт) наложить точно на точку А, одну из осей транспортира повернуть так, чтобы она была строго параллельна вертикальным ориентирующим линиям карты, и снять по градусной шкале транспортира отсчет.
Но нужно помнить, что на обычном транспортире шкала градусов дана в полкруга (180°), и потому не при всяком положении (повороте) транспортира на карте можно верить цифрам его шкалы — часто требуется вводить поправки, помня азимутальное кольцо (рис. 59).
А как измерить азимут на местности на какой-нибудь ориентир? Транспортир для этого, конечно, не годится — его к земле не приложишь. Тут-то нам и поможет компас, у которого магнитная стрелка, как только мы отпустим зажим-тормоз, сама собой повернется одним концом в сторону Северного полюса. А нам именно это и нужно: ведь азимут — это угол, у которого один луч направлен на полюс.
Но давайте сначала разберемся в устройстве этого замечательного прибора.