(голл. overkeil), переворот судна вверх килем (днищем). Осн. причина 0. – недостаточная поперечная или продольная остойчивость судна, не соответствующая сложным условиям плавания в порогах, сливах, волнах стоячих и т. п. Недостаточная остойчивость может зависеть от конструкции судна, но может также возникнуть в результате заливания воды в кокпит, а также при неправильно выполненном техн. приеме судовождения.
Перевернувшееся судно необходимо как можно быстрее вернуть в нормальное положение – поставить на ровный киль. Надувные суда и катамараны могут быть поставлены на ровный киль своими экипажами на плаву, что очень важно вдали от берегов. Байдарки, имеющие упоры для ног гребцов и снабженные фартуками с «юбками», также можно вернуть на ровный киль на плаву, напр. используя особый техн. прием – «эскимосский переворот»: гребцы опрокинувшейся байдарки, оставаясь на местах, все враз делают резкий гребок веслом под себя вглубь и, опираясь веслом о воду, стремятся рывком занять вертикальное положение. Шлюпки, байдарки без фартуков и плоты практически невозможно вернуть на ровный киль с воды, и потерпевший аварию экипаж вынужден либо вплавь буксировать перевернувшееся судно к берегу, чтобы там поставить его на ровный киль, либо забравшись на судно или держась за него, ждать помощи.
Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979. Калихман А. Д., Колчевников М. Ю., Спортивные походы на плотах, М., 1965.