речной, участок реки с относительно большим падением уровня воды и повышенной скоростью течения. Образуется, как правило, в местах пересечения рекой скалистых гряд, выходов трудноразмываемых горных пород, скоплений валунов, обломков скал и т. п. Несложные П, встречаются уже на водных маршрутах 2 – 3 КС. Характерными элементами П. являются водосливы, к-рые в зависимости от угла падения воды – больше 45′, ок. 45′ или меньше 45′ – подразделяются соотв. на водопады, водоскаты и просто сливы
Сливы
– обычно самое свободное от камней и потому наиболее проходимое место в П. Большинство сливов имеет форму треугольника, образованного линией перегиба водного потока и косыми струями от скал, ограничивающих слив у основания. Сходящиеся косы« струи вызывают появление стоячих волн (см. Волна стоячая) или цепочки волн за вершиной треугольника. В П. может быть один слив во всю ширину реки либо неск сливов разл. высоты и мощности, разделенных выступающими скалами или камнями. Если П. состоит из неск. последовательно расположенных сливов, расстояние между к-рыми не превышает длины судна то такой П наз. одноступенчатым; если между сливами судно может свободно маневрировать и пройти от одного берега к другому, то П. наз. многоступенчатым, Различают сливы прямые и косые: у прямого слива линия перегиба водного потока перпендикулярна течению реки; у косого – образует с течением реки острый угол. Узкий косой слив, в к-ром глубина русла на линии перегиба сильно отличается у разных берегов, наз. крученым или винтовым.
При определении возможности прохождения П. учитывают особенности слива, мореходные качества судна и подготовленность экипажа. Самый простой для прохождения тур. судов – П. с прямым сливом; наиболее сложный и опасный – с крученым сливом. Одиночные пологие прямые сливы и водоскаты проходимы для тур. судов всех типов. На малых реках рекомендуется держаться ср. линии треугольника, образованного сходящимися струями потока, т. к. здесь обычно глубина больше, а русло чище. На больших реках следует избегать движения через вершину треугольника слива, т. е. здесь наибольшая опасность для судна быть перевернутым крутыми стоячими волнами. Если в результате предварит. осмотра П. (а такой осмотр обязателен, особенно для тех, кто впервые идет этим маршрутом) появляются сомнения в успешности его прохождения, надо обносить суда (см. Обнос) или проводить их вдоль берега.
Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979.