Практическое ориентирование в походе во многом зависит от разработанности маршрута, от изученности района похода. Чем детальнее изучен район предстоящего похода — все его особенности и достопримечательности, — тем успешнее будет прохождение маршрута во всех отношениях.
Очень часто туристы используют готовые, уже кем-то пройденные и описанные маршруты. Но они должны уметь и сами разрабатывать свои оригинальные маршруты.
В ходе всестороннего изучения района предстоящего похода туристская группа сначала разрабатывает приблизительную нитку маршрута по мелкомасштабной обзорной карте, исходя из общих (табличных) параметров степени (категории) сложности намеченного похода и выстраивает ее (нитку) по следующим ключевым точкам:
а) первоочередные точки — точки начала и конца маршрута, увязанные с транспортными возможностями;
б) точки второй очереди — это точки познавательных и спортивных интересов группы (пункты наблюдений и т.п.);
в) точки третьеочередные — это места предполагаемых ночлегов и дневок;
г) точки четвертой очереди — места дневных привалов на обед (часто сочетаемые с точками «б»).
Объектами (пунктами) познавательных интересов могут быть не только музеи или места, связанные с какими-нибудь историческими событиями (памятники, монументы, захоронения и т.п.), промышленные и сельскохозяйственные предприятия, но и просто любопытные местные предметы — карстовый провал, озеро, водопад, грот, реликтовая роща, партизанская землянка, тысячелетний дуб, дольмен, геологическое обнажение, карьер и т.п. К пунктам спортивных интересов относятся такие объекты, как броды, переправы через реки по кладям и по камням, подъем на вершину холма, кургана, на перевал, на плато, переход через болото, выход на осыпь, на морену, а также просто лесные чащобы, завалы, где двигаться придется без дорог и троп.
В учебных целях на нитке маршрута могут быть специально предусмотрены участки, где группа будет двигаться по карте или по азимутам, но в усложненных условиях — по лесу, в сумерки, используя неточную карту и т.д.
В результате постепенного накопления сведений об избранном районе похода на обзорную карту (на так называемую «рубашку» — кальку, наложенную поверх карты) наносятся значки различной формы или разных цветов, обозначающие точки-объекты, в том или ином отношении интересные для прохождения через них. Проложение нитки маршрута производится путем последовательных проб-прикидок различных вариантов пути с постепенным приближением к лучшему варианту, при котором на нитку, как бусы, будут «нанизаны» все самые ценные объекты — точки познавательных и спортивных интересов группы. При этом длина нитки должна остаться в пределах допустимого для данной категории (степени) сложности похода, а ее концы обеспечены в транспортном отношении. Желательно, чтобы увлекательность и напряженность маршрута плавно возрастали. Недопустимо, чтобы самый сложный в техническом отношении и самый физически напряженный участок приходился на первые дни похода.
В первом приближении отбираются сначала те точки, которые группа обязательно должна посетить, а затем уже к ним добавляются наиболее ценные из оставшихся.
Для этого берем тонкую мягкую проволоку и отрезаем от нее кусок, соответствующий общей длине маршрута в масштабе обзорной карты, уменьшенный на коэффициент 0,1 для похода по равнинному району (для горного района на К = 0,3).
Например, планируется поход III степени сложности протяженностью 80 километров в равнинном районе. Работаем по карте масштаба 1:500 000 (в 1 см 5 км). То есть наш маршрут на обзорной карте будет иметь длину 16 см. Вводим коэффициент 0,1 : 16 : 10 = 1,6
16 см — 1,6 = 14,4 см. Округленно — 14,5 см.
Следовательно, мы должны отрезать кусок проволоки длиною 14,5 см.
Закрепив концы проволоки на предполагаемых начальной и конечной точках маршрута (железнодорожные станции, автобусные остановки, речные пристани), изгибаем ее так, чтобы нитка маршрута (то есть наша проволочка) прошла через обязательные точки наших главных интересов и, по возможности, через другие ценные для содержания похода пункты. Если с первого захода результат не удовлетворит всем нашим требованиям (проволочка не достигает каких-то важных для нас пунктов), тогда поищем другие варианты генерального маршрута. Может быть, следует изменить точки начала и конца маршрута, а может быть, поменять ценность точек второго порядка — пренебречь какой-то одной из них, компенсировав ее двумя-тремя менее важными, но зато удовлетворяющими познавательные или спортивные интересы.
Так, варьируя, ищем оптимальный вариант. В самом крайнем случае можно пойти на небольшое удлинение маршрута (при данном лимите дней), но оно должно быть оправданным и по логике, и по опыту группы.
После того как генеральный маршрут проложен и принят, начинается второй этап, на котором маршрут конкретизируется, то есть прокладывается точная нитка движения с определением плановых точек третьей и четвертой очереди и вырабатывается документ, называемый «план-график» похода. Это второе приближение в прокладке маршрута похода.
Для этого уже не годится обзорная мелкомасштабная карта, нужна более подробная.
План-график движения и конкретная нитка маршрута разрабатываются последовательно начиная с первого дня похода — от начального пункта. Задача сводится, во-первых, к расчетам «рабочего времени» — то есть количества ходовых часов по каждому дню похода; во-вторых, в нахождении на карте удобных мест для ночлегов и дневных обеденных привалов (вода + дрова) и, в-третьих, в проложении по крупномасштабной карте вариантов движения, руководствуясь принципом «КЛИН» — «Короче, Легче, Интереснее».
Сначала решается вопрос о том, сколько километров группа сможет пройти в первый день похода. Это зависит в первую очередь от того, во сколько часов она приедет на станцию назначения и сколько времени должна будет провести в этом начальном пункте маршрута (отметка документов, отправка телеграммы, закупка хлеба, посещение музея и т.п.). То есть надо решить вопрос о конкретном часе, когда группа сможет начать движение по маршруту.
Допустим, имеется двухсоттысячная карта (1:200 ООО) и установлено, что группа в этот день может двигаться с 11 до 19 часов с перерывом на обед с 13 до 16 часов. Значит, этот день будет укороченным по работе, так как сдвинут выход в путь. Всего туристы располагают пятью ходовыми часами. При нормальной скорости (если нет препятствий) в 13 минут на километр можно планировать в среднем проходить 3 километра за час. Итого будет 15 км. На карте (на «рубашке») помечаем начальную (стартовую) точку похода — «С». Придав ножкам циркуля раствор чуть меньше рассчитанного на этот день пути (примерно на одну пятую длины), ставим иглу в точку «С» и прочерчиваем небольшую дугу, отстоящую от «С» в направлении соответственно генеральному маршруту. Эта дуга покажет нам ПРЕДЕЛ, вблизи которого надо найти точку «Н» — место ночлега первого дня похода. Оно, понятно, должно быть обеспечено чистой водой и топливом. Кроме того, при выборе точки «Н» надо учитывать ее укрытость от посторонних и другие факторы безопасности — намечать ее в стороне от населенных пунктов, больших дорог, скотопрогонных троп, крутых обрывов берега реки и т.д. Должно повлиять на выбор точки «Н» и расположение ближайшей (завтрашнего дня) целевой точки-объекта генерального маршрута (краеведческий объект, удобная переправа и т.п.).
С такими же требованиями подходим и к поиску точки «ОП» — обеденный привал. И при ее определении надо учитывать пространственно-временной фактор: она должна отстоять от точки «С» на 5-7 км, чтобы обед состоялся в положенное время. Технология поиска точки «ОП» тоже аналогична предыдущему, но теперь, когда уже намечены две главные точки дня — «С» и «Н», необходимо учитывать это и искать точку «ОП» вблизи линии радиуса «С»-«Н», сообразуясь с принципом «КЛИН».
Разработка нитки маршрута на второй и последующие дни производится таким же образом. Точка ночлега «Н» предыдущего дня будет точкой старта «С» следующего. От нее разработчики, сообразуясь с нормами переходов, описанным способом сначала ищут новую точку «Н», а затем — «ОП».
Особые проблемы в проложении маршрута (во втором приближении) возникают в связи с объектами краеведческих и спортивных задач. Чтобы не разрушать режим рабочего дня похода, не устраивать гонок на маршруте, необходимо заранее рассчитать временные затраты на каждый такой объект. Если это большой экскурсионный объект, как, например, мемориальный комплекс-музей, заповедник-музей, промышленное предприятие, которые «съедят» половину дня, то надо строить нитку и график так, чтобы поблизости от них располагались бытовые точки — «Н» или «ОП», или вообще планировать вблизи таких объектов дневку и делать к ним радиальный выход. Если же это объекты простого визуального наблюдения с коротким пояснением и фотографированием (например, отдельный памятник, реликтовое растение, курган и т.п.), которые не нарушат при их осмотре режим рабочего дня, то и время на их посещение специально не планируется.
Другие необходимые затраты времени при движении по маршруту по возможности тоже должны быть заранее учтены и заложены в график. К ним можно отнести: затраты времени на ориентирование (наблюдения, измерения, обдумывание, разведка), на учебные цели (специальные занятия на маршруте), на приобретение продовольствия в пути. Есть еще и непредвиденные обстоятельства, которые тоже могут потребовать затрат времени. Это ухудшение погодных условий или недомогание кого-либо из участников. В больших сложных спортивных походах в график специально закладываются один-два «лишних» запасных дня на такие непредвиденные случаи.
Общая рекомендация при расчете графика движения состоит в том, что более трех километров на ходовой час (40-45 минут движения) с юными туристами практически никогда не следует планировать (особенно для походов в таежных и горных районах), а чаще и менее того — полтора-два километра.
Конечно, подобный вариант разработки маршрута годится не в любом районе, а в основном на равнине, где существует много объектов, хорошо развита дорожная сеть. Другое дело — горная местность, где разработка маршрута практически сводится к выбору долины, по которой течет река и вдоль которой есть дорога или тропа. Там расчет мест ночлегов и обедов делается в основном с учетом рельефа, ориентирование зачастую грубое — ущелья справа и слева, вершины, хребты, река и ручьи, в нее впадающие.
Такое же грубое ориентирование будет и при планировании маршрута похода вдоль какой-либо реки, так как практически всегда (за исключением малонаселенных районов) на берегу есть или дороги, или тропы, служащие средством сообщения местных жителей, рыбаков, охотников.