Есть на Земле горы и есть равнины. Поверхность нашей планеты очень редко бывает ровной. На любой так называемой равнине всегда есть хоть небольшие возвышения и понижения: холмы, курганы, впадины, овраги, ямы, обрывы по берегам рек. Все это вместе взятое представляет собой рельеф данной местности. Рельеф — это совокупность неровностей земной поверхности. Обратите внимание, что все неровности легко поделить на два типа — выпуклости и вогнутости. Выпуклости принято считать положительными формами, а вогнутости — отрицательными формами рельефа.
Рельеф местности можно разделить на простой (равнины) и сложный (горы). В большей или меньшей мере рельеф всегда представляет собой препятствия на туристском маршруте, которые путешественники должны преодолевать, но самые сложные препятствия ставит перед нами горный рельеф.
Если повнимательнее приглядеться к равнинному простому рельефу, то и здесь можно заметить большое разнообразие. Принято делить равнинную местность по характеру рельефа на три типа: слабопересеченную, среднепересеченную и сильнопересеченную местность. Степень пересеченности зависит как от частоты чередования выпуклостей и вогнутостей (подъемов и спусков), так и от их высоты и крутизны: там, где сильнее «изрезанность» рельефа, то есть где чаще встречаются овраги, холмы, котловины, промоины и где они особенно высоки (глубоки) и склоны их круче, — там местность считается сильнопересеченной.
К положительным формам рельефа относятся: гора, холм (бугор), хребет, возвышенность, курган, дюна (песчаный подвижный холм); к отрицательным — котловина, низменность, долина, ущелье, овраг, балка, промой-на, яма.
Формы рельефа всегда чередуются в пространстве: всякая положительная форма плавно или резко переходит в отрицательную, а отрицательная резко или плавно переходит в соседнюю положительную.
У каждой формы рельефа есть три части (элемента): вершина или плато (у положительных форм), дно (у отрицательных), подошва (у положительных), край или бровка (у отрицательных) и склоны или стенки у тех и других (рис. 44).
Склоны — общий элемент и отрицательных, и положительных форм рельефа. Они бывают крутые, обрывистые (резкие) и пологие (плавные). В зависимости от того, какие в данной местности преобладают склоны у возвышенностей и низменностей, мы говорим: здесь мягкий и плавный рельеф или — здесь резкий, жесткий рельеф (рис. 45).
Поэтому топографы придумали два основных способа передачи форм рельефа на картах: плавные, мягкие формы изображаются так называемыми горизонталями — тонкими линиями коричневого цвета, а резкие, жесткие формы — особой линией с зубчиками. Эти зубчики (рис. 46), как всякие треугольники, имеют основание и вершины.
Куда направлены вершины зубцов, туда склон опускается — идет вниз почти отвесным обрывом. Если, например, вы должны идти из точки А в точку Б, то вам предстоит карабкаться вверх по крутому обрывистому склону, а если ваш маршрут идет, наоборот, из точки Б в точку А, то приготовьтесь с рюкзаками осторожно спускаться по обрыву вниз. Это всегда необходимо учитывать туристам при планировании маршрутов путешествий.
Обрывистые склоны часто встречаются по берегам морей, озер и рек, у оврагов, промоин и даже просто на склонах гор. Но крутые склоны создаются и искусственно — на карьерах, когда копают яму или котлован, когда делают высокие насыпи или выемки на железных и шоссейных дорогах или сооружают дамбу, чтобы преградить путь воде. Чтобы на карте легко было отличить обрывистый склон естественного происхождения от искусственных обрывов, зубчатые линии обрывов делают двух цветов — коричневого (естественные обрывы по долинам рек, овраги и т.п.) и черного (искусственные насыпи, дамбы, склоны карьеров и т.п.). Рядом со знаками обрывов ставится цифра, показывающая длину обрыва в метрах (рис. 47).
Ямы и курганы могут быть естественными и искусственными. Они могут быть очень глубокими (высокими), но маленькими по площади, и тогда их приходится изображать на картах внемасштабными знаками. Если же они имеют значительные размеры по площади, то их показывают масштабными знаками (рис. 48). Цифра, стоящая рядом со знаком кургана и ямы, обозначает их глубину и высоту. Когда строят железную дорогу или шоссе, то в том месте, где они должны пересечь долину реки, котловину или глубокий овраг, приходится делать земляную насыпь, иногда очень высокую и с довольно крутыми склонами. И наоборот: если на пути железной дороги находится высокий холм, гора, то строителям приходится в них прорывать выемку корытообразной формы.
Склоны у таких выемок тоже очень крутые, а иногда даже отвесные, скалистые. Такие насыпи и выемки тоже изображаются на картах зубчатой линией, но уже черного цвета, так как они — искусственные сооружения (рис. 49). Там, где зубчики направлены своими острыми концами в стороны от полотна железной дороги или шоссе, дорога идет по насыпи, а где они направлены наоборот, к полотну дорог, — выемки. Понятно, что насыпь вначале делается маленькой, а в том месте, где дорога проходит над дном оврага или долины реки, насыпь достигает максимальной высоты, а затем опять уменьшается. Цифры обозначают наибольшую высоту склонов этих насыпей и выемок.
Для сооружения насыпей под полотно дорог надо где-то поблизости (чтобы не возить издалека) найти холм, сложенный из хорошего строительного песка. К этому холму подгоняют экскаваторы, которые своими ковшами начинают «грызть» холм сбоку и погружать песок и гравий на автомашины. Такое место называется карьером. Постепенно на одном из склонов холма образуется углубление подковообразной формы с обрывистыми склонами. Конечно, в карьерах добывают не только песок, но и другой строительный материал — камень, глину, а также полезные ископаемые — руды. У знака карьера, как правило, на картах дается сокращенная подпись, уточняющая, что именно в этом карьере добывают (рис. 50).
Более сложной жесткой формой рельефа является овраг (рис. 51). Овраги образуются в рыхлых осадочных породах под действием размыва грунта потоками дождевой воды и при снеготаянии.
Овраги — явление «живое», они рождаются, растут и постепенно умирают. Пока овраг «молодой» (его называют промоиной), у него склоны очень крутые, но постепенно они осыпаются — выполаживаются, зарастают травой, кустами, овраг перестает расти и превращается в балку (ложбину, лощину). Балки уже относятся к мягким формам рельефа. У оврага есть вершина, дно и устье. Растет овраг вершиной, как и деревья. От одного оврага в стороны могут отходить боковые овражки со своими вершинками — их называют отвертками оврага. Но и отвершки в свою очередь могут размножаться, образуя замысловатое разветвление.
Два типичных представителя мягких форм рельефа — антиподы холм (бугор) и котловина (впадина). Зубчатой линией их не покажешь на карте, так как склоны у них пологие, плавные.
Каким же способом можно изобразить их на бумаге? Топографы придумали такой способ: если горизонтально «разрезать», рассечь фигуру холма на ровные «дольки», то весь склон холма опояшется несколькими замкнутыми линиями «порезов» — горизонталями. А если затем начертить эти линии на бумаге, то получится фигура, дающая представление о рельефе (рис. 52). Только нужно короткими штришками на горизонталях показать, в каком направлении склоны идут вниз, так как точно такая же фигура получится, если рассекать горизонтальными плоскостями и котловину. Если не показывать эти штрихи, то мы можем только гадать, является ли на карте точка «Д» (рис. 52) вершиной холма или дном впадины. Такие штрихи, показывающие направление вниз от горизонтали, называются бергштрихами или скатоуказателями (по-немецки «берг« — гора).
Этот способ изображения мягких форм рельефа на картах так и называется — способ горизонталей. За начало секущих рельеф горизонтальных плоскостей принята плоскость уровня Балтийского моря. Следующая секущая плоскость проводится, например, на 10 м выше уровня Балтийского моря, за ней еще через 10 м по высоте — вторая секущая плоскость, затем, выше ее на 10 м, — третья (уже на высоте 30 м над уровнем моря) и т.д. Это расстояние (h) между секущими рельеф плоскостями называется высотой сечения рельефа и бывает разным: 2,5 м, 5 м, 10 м, 20 м и т.д. Какую высоту сечения выбрать для изображения рельефа на карте, решает редактор будущей карты.
Каждая секущая плоскость даст на карте свою замкнутую линию сечения рельефа — горизонталь, а все вместе они дадут полный рисунок горизонталей — общую картину рельефа местности. Но так как горизонталей на карте получится очень много, то, чтобы в них не запутаться, чтобы легче было их различать и прослеживать, решили некоторые из горизонталей немного выделить — каждую пятую по счету делать потолще. Тогда горизонтали на карте, как говорится, лучше читаются. Таким образом, при высоте сечения, например, в 5 м утолщенной горизонталью будет горизонталь, расположенная на 25 м выше уровня Балтийского моря; следующая утолщенная — на 50 м выше уровня моря и т.д.
Кроме того, на некоторых горизонталях в удобных местах коричневым цветом ставятся цифры (рис. 53), которые обозначают высоту этой горизонтали в метрах над уровнем моря, или, как принято в топографии называть эту величину, отметку горизонтали. Сама цифра отметки той или иной горизонтали пишется тоже не как попало — в дополнение к бергштрихам она помогает понять, в какую сторону склон идет вниз: где у этой цифры низ, туда и склон понижается, а где верх — туда идет подъем. Отметки, кроме того, ставятся и на вершинах гор, холмов. Обратите внимание на особое свойство способа горизонталей: тот бок холма, который круче, на карте изобразится горизонталями, расположенными близко друг к другу (они здесь сгущаются), а другая пологая сторона холма, наоборот, изобразится разреженными горизонталями. Это замечательное свойство позволяет нам заранее по карте определять крутые и пологие участки мягких форм рельефа местности, а от этого многое зависит: где легче пройти, где труднее, где выгоднее строить дорогу или прокладывать газопровод, а где это сложнее и с точки зрения экономики очень невыгодно.
В жизни все, конечно, не так просто: очень редко можно встретить, например, одинокий холм, стоящий на абсолютно ровной местности. На самом деле все сложнее и запутаннее: часто холмы стоят рядом друг с другом в хаотическом порядке, образуя длинный хребет холмов. А напротив этого хребта за долиной реки — другая гряда холмов. Где-то эти гряды могут соединиться, пересечься. Стоящие поблизости несколько бугров могут в промежутке между собой образовать замкнутую котловину. Нередко встречается, что на склоне одного большого холма стоит маленький «холменочек». Такая «неразбериха» в рельефе местности, конечно, и на карте дает очень запутанный рисунок горизонталей. Но турист должен уметь разбираться во всей этой путанице.
Между вершинами двух соседних холмов, имеющих общую подошву всегда есть понижение. Такое понижение называется седловиной (рис. 54). А под седловиной на склонах холмов чаще всего возникают промоины и овраги — жесткие формы рельефа всегда сложно сочетаются с мягкими.