комплекс мер для обеспечения безопасности туристов в походе; в узком смысле – совокупность техн. средств (и способов пользования ими), обеспечивающих возможность предотвращения тяжелых последствий при срывах и авариях. Различают три вида С.: групповая С., взаимостраховка и самостраховка. Групповая (или массовая) С. предназначена для обеспечения безопасности большой группы туристов путем сооружения перил на переправах и крутых горных склонах, ограждений на узких опасных трассах и т. д. Взаимостраховка – осн. вид С. для групп (экипажей) в составе 2 – 4 чел. Цель – взаимодействие для предотвращения кризисных ситуаций (напр., срывов, аварий, потери ориентации), направленное на поддержку партнера с использованием страховочных средств и спец. техн. приемов. Самостраховка осуществляется при помощи индивидуальных страховочных средств без взаимодействия с др. членами групп и в значит. мере носит профилактич. характер. Вид С., используемые приемы и страховочные средства зависят от вида Т., сложности маршрута, характера препятствий, климатич. условий, численности тур. группы и т. д. Наиболее широко С. применяется в горном, водном и спелеотуризме.
Рис. 1. Расположение перил: а – наклонное. б – горизонтальное, в – вертикальное
Рис. 2 Одновременная страховка.
Рис. 3. Попеременная страховка.
Рис. 4. Способы организации страховки: а – верхняя страховка сверху; б – верхняя страховка снизу; в – нижняя страховка; г – парильная двусторонняя страховка.
Рис 5а Рис 5б
Рис. 5. Положение страхующего: а – страховка через плечо с опорой на выступ; б – страховка через поясницу с опорой на выступ; в – комбинированная страховка через плечо и крюк; г – страховка через выступ при большом трении: д – страховка через выступ при среднем трении; е – страховка через выступ при малом трении; ж – страховка и самостраховка при помощи ледоруба; з – страховка в сидячем положении с самостраховкой за выступ скалы.
С. в горном
Т. определяется спецификой и условиями походов в горной местности: сложный рельеф (крутые склоны, стенки, трещины, ледники. осыпи, бурные горные реки), возможные камнепады, снежные лавины, сели, оползни и обвалы льда, значит. перепады темп-ры, повышенная солнечная радиация, пониженное атм. давление и кислородная недостаточность и т. д. Чтобы свести к минимуму опасность для здоровья путешествующих в горах, используются разл. средства С., к-рые условно можно разделить на организационно-профилактические и технические. К первым относятся спец. тренировки, мед. контроль, грамотная прокладка маршрута, постоянное наблюдение за окружающей обстановкой в целях возможно более раннего обнаружения схода снежной лавины, начала камнепада и др. стихийных явлений, выбор надежного укрытия, оказание помощи пострадавшим, правильная организация бивака.
Основой техн. средств С. является веревка, прикрепляемая с помощью узлов, карабинов, зажимов и т. п. к обвязке страховочной на теле страхуемого и крючьям, проушинам, скальным выступам, деревьям и т. п. Веревка удерживает страхуемого от падения при срыве, служит перилами при переправах через реку, овраг или расщелину, по веревке поднимаются и спускаются при преодолении стенок.
Отдельные короткие (до 3 м) участки крутых скал или льда, где нет опасности падения на большую глубину, можно преодолевать с т. н. гимнастич. С. (подобно тому, как тренер подстраховывает гимнаста на гимнастич. снаряде). На сложных отвесных участках для повышения надежности движения по перилам в отдельных случаях {в непогоду, при усталости, недомогании и т. п.) применяется взаимная верхняя С. второй веревкой.
Групповая С. в горном Т. обеспечивается за счет заранее навешенной на опасном участке маршрута перильной веревки (троса). Перила бывают горизонтальные, вертикальные и наклонные (рис, 1). Они могут одновременно использоваться как для поддержания равновесия (в качестве опоры), так и для ускорения движения. Удержание сорвавшегося туриста осуществляется с помощью скользящего по веревке карабина, соединенного со страхующей обвязкой сорвавшегося {применяется на горизонтальных и наклонных перилах) либо схватывающего узла или зажима (последние не допустимы на переправах).
Взаимная С. – осн. вид С. в горном Т., осуществляется туристами в связке из 2 – 4 чел. В зависимости от порядка движения и расположения партнеров по связке различают одновременную С., когда все члены связки передвигаются одновременно, находясь примерно на равном расстоянии друг от друга (рис. 2), и попеременную С., при к-рой члены связки передвигаются по одному, страхуемые партнером (партнерами), к-рые в это время остаются на месте, подстраховывая идущего (рис. 3). Взаимная С. при помощи веревки должна обеспечить удержание любого участника связки при его срыве, закрепление веревки и возможность оказания страхующими помощи сорвавшемуся туристу. Сорвавшийся удерживается за счет натяжения веревки, закрепленной на партнере по связке. При этом страхующая веревка может подходить к страхуемому сверху (верхняя С.) или снизу (нижняя С.) (рис. 4).
По способу торможения (остановки падения) сорвавшегося различают: С. статическую (в момент срыва веревка закрепляется жестко, не протравливается, свободное падение практически отсутствует, но мгновенно возникает значит. нагрузка на страховку); преимущественно статическую (в момент срыва веревка удерживается партнером по связке без протравливания, пока нагрузка не достигнет допустимой величины, после чего веревка протравливается до полной остановки падения сорвавшегося); динамическую (веревка при срыве удерживается с натяжением и протравливанием от момента срыва и до полной остановки падения сорвавшегося). При срыве страховочная нагрузка воспринимается страхующим (удерживающим) либо напрямую через руки, плечо или поясницу, либо через промежуточные точки опоры и закрепления веревки, наз. точками страховки (напр., крючья, петли с карабинами, выступ скалы, дерево), собственно веревкой, обвязкой и телом страхуемого, в совокупности образующими страховочную цепь. Во избежание чрезмерных нагрузок на звенья страховочной цепи (к-рые могут привести к травмированию сорвавшегося, разрыву веревки или вырыванию крючьев) применяют торможение путем протравливания веревки через точку либо поверхность торможения – выступ скалы, карабин, тормозное устройство, корпус и руки страхующего. Обычно используются две и более точки торможения (крюк с карабином – выступ скалы – руки; выступ – плечо страхующего – рука и т. д.), такая С. наз. комбинированной. Величина усилия торможения зависит от возникающих в точках торможения сил трения и силы удержания (сжатия) веревки страхующим. Небольшое тормозное усилие соответствует меньшей величине рывка, меньшему растяжению веревки, но большему тормозному пути; большое тормозное усилие – большей величине рывка, большему растяжению веревки и меньшему тормозному пути. Для снижения зависимости С. от точности действий страхующего применяют амортизаторы.
Страховочная нагрузка воспринимается страхующим (удерживающим) либо напрямую, либо через промежуточную опору (рис. 5). Страхующий всегда находится на точечной {с опорой, напр., на крюк или скальный выступ) либо перильной самостраховке, причем самостраховка организуется так, чтобы страхующее усилие в момент срыва было направлено в диаметрально противоположную от ожидаемого рывка сторону. При индивидуальном прохождении маршрута {напр., на соревнованиях) самостраховка обеспечивается правильным движением (выбором направления движения, постановкой ног, рубкой ступеней и т, п.) и подстраховкой ледорубом или альпенштоком.
При движении вдоль наклонных и вертикальных перил страховочная веревка крепится к ним посредством схватывающего узла (рис. 6), зажима или фрикционного спускового устройства; к горизонтальным перилам веревка крепится при помощи скользящего карабина. Во время вертикального спуска или подъема с использованием веревки, троса или лестницы самостраховка обеспечивается либо при помощи страховочного конца, присоединяемого к ним через схватывающий узел или автоблокирующее фрикционно-стопорное устройство («стоппер»), либо при помощи спуско-подъмного устройства.
При переправах через горные реки с сильным быстрым течением для первого переправляющегося (лидера) организуют маятниковую С. при помощи опорной (основной) и маятниковой (рис. 7) веревок: в случае потери равновесия и падения в воду первая из них удерживает упавшего от сноса течением, а при помощи второй его подтягивают к берегу. Переправившись, направляющий закрепляет осн. веревку, обеспечивая перильную С. для всей группы.
Использование для С. и самостраховки стального троса имеет специфич. особенность: в отличие от веревки у троса отсутствует способность к растяжению, и, следовательно, трос не может погасить энергию рывка при падении страхуемого. Поэтому стальной трос применяют только при верхней, или автоматич., С., обязательно с использованием амортизаторов. Самостраховочные зажимы для троса делают с плоскими прижимными планками или др. приспособлениями, к-рые исключают возможность перекусывания троса в момент рывка (рис 8)
Рис. 6. Подъем по вертикальным (наклонным) и горизонтальным перилам с самостраховкой при помощи схватывающего узла (1 – в свободном состоянии. 2 – затянувшийся в момент срыва).
Рис. 7. Страховка при переправе через горную реку: а – крепление страховочных веревок к обвязке лидера; б – положение страхующих при движении лидера; в – действия страхующих при падении лидера; ОС – опорный страхующий; МС – маятниковым страхующий; Л – лидер.
Рис. 8. Самостраховка за стальной трос: Т – трос, 3 – зажим типа рефлекс» с прижимной планкой; А – фрикционный амортизатор; СО – страховочная обвязка; К – кассета с запасом страховочной веревки для динамической страховки
Рис. 9. Страховка при спусках в пещеру: а – натягиванием рапели; б – подъемом закрепленного конца рапели.
Помимо спец. страховочного снаряжения в арсенал техн. средств, обеспечивающих безопасность горных туристов, входят разл. Приспособления(напр.,«кошки», «крюконоги», айсфифи), используемые как опоры на крутых скальных и ледовых склонах, лавинное снаряжение, устройства для транспортировки пострадавшего (акья, сани-волокуши), средства сигнализации и связи (переносные радиостанции, сигнальные фонари, ракетницы), защитные каски, кислородные дыхательные аппараты, спецодежда, солнцезащитные очки и др.
В спелеотуризме для организации С. используются в основном те же методы и средства, что и в практике горного Т., иногда с незначит. изменениями. Так, при отвесном спуске в пещеру С. спускающегося для предотвращения его падения, напр. из-за потери контроля за спусковым устройством, осуществляется партнером снизу путем натягивания рапели (веревки для спуска) под спускающимся или подъема с креплением ее конца (рис. 9).
С. в водном Т. определяется спецификой путешествия на легких судах – байдарках, надувных лодках, катамаранах, плотах. Такие суда при прохождении препятствий из-за неумелого управления, неправильного распределения нагрузки либо вследствие столкновения с др. судном или подводным камнем, мелью могут опрокинуться, и экипаж и снаряжение окажутся в воде. Такие аварии особенно опасны на бурных горных реках и на сев. водоемах – люди могут получить серьезные травмы от ударов о камни, в холодной воде потерять сознание, погибнуть от переохлаждения и асфиксии, а судно и снаряжение затонуть. Поэтому все средства С. в водном Т. предназначены для уменьшения вероятности возникновения кризисных ситуаций, а при аварии – для скорейшего подъема из воды на берег или страхующее судно людей и снаряжения, а затем и аварийного судна. С. во время водного похода организуется в тех случаях, когда нет твердой уверенности в безаварийном прохождении реки, акватории, при наличии по пути движения потенциально опасных участков с высокими крутыми сливами и волнами стоячими, с большими бочками, прижимами и т. п., когда за простым и безопасным препятствием следует сложное и опасное.
Способы С. на воде могут быть активными и пассивными. К активным относятся все способы доставки пострадавшего на берег или на страхующее судно без к.-л. участия в спасат. операции самого пострадавшего: С. судном с воды, взаимная С. и С. «живцом». При С. судном с воды одно из судов группы обносят или проводят за препятствие и ставят в улово или в стоячую воду за камнем либо береговым выступом. После этого начинают движение через препятствие остальные суда флотилии. При аварии к.-л. из этих судов экипаж страхующего судна, стоящего в улове, перехватывает увлекаемых течением туристов и аварийное судно. Наиболее подходящим судном для С. с воды является 4-местный катамаран. Взаимостраховка осуществляется в группе из 2 – 3 судов, идущих с интервалом 20 – 30 м (по длине страховочной веревки}. Первым идет судно с наиболее опытным экипажам, оно выбирает линию движения через препятствие, а другие суда в это время страхуют его. Если идущее первым судно перевернется, то следующие за ним суда удерживают его от ударов о камни или сноса течением и поднимают на борт членов аварийного экипажа. С. «живцом» обычно выполняют с берега 2 чел. Для этого один из страхующих закрепляется на страховочной веревке и осуществляет перехват в воде потерпевших аварию и их судно; другой страхующий обеспечивает подъем их на берег.
Пассивными наз. такие способы С., при к-рых страхующие обеспечивают доставку страховочных средств пострадавшему, к-рый, используя эти средства, сам поднимается на судно или берег. Примером пассивного способа С. является подача с берега спасат. конца (напр., обычным броском, при помощи страховочного кораблика) для подъема из воды экипажа потерпевшего аварию судна. Спасат. концы применяют также для принудит. причаливания неуправляемых судов, в частности плотов, на быстрине. Закрепленный на берегу спасат. конец забрасывается на плот, где его прочно крепят к элементам конструкции плота. Если плот без экипажа, то к спасат. концу привязывают «кошку» для зацепления за брёвна (доски) плота. Удерживаемый спасат. концом плот прибивается течением к берегу, двигаясь подобно маятнику.
В пешеходном и лыжном Т. используются приемы и техн. средства С. из арсенала горных туристов. Так, перильная С. применяется при переправах через реки и овраги, взаимостраховка – при движении через торосы и переходе рек вброд, самостраховка – на мокрых травянистых и заснеженных откосах. Безопасность авто- и мототуристов зависит прежде всего от точного соблюдения ими правил дорожного движения и исправности трансп. средств; важными элементами С. являются ремни безопасности, дополнит. укрепление кузова автомобиля, цепи на колёса, защитный шлем и т. д.
Наибольшая эффективность С. достигается при правильном выборе и умелом использовании техн. средств, четких, доведенных до автоматизма действиях страхующих, физич. и техн. подготовленности всех участников похода, соблюдении строжайшей дисциплины. Владение приемами и техн. средствами С. – обязат. условие для спорт. классификации туристов.
Лит.: Путешествия
на гребных судах, М., 1979; Хубер Г., Альпинизм сегодня, пер. с нем., М., 1980; Горный туризм. Снаряжение, техника, тактика, Тал., 1981; Снаряжение туриста-водника, М., 1966.