Миграции, или сезонные перемещения животных на значительные расстояния, — явление чрезвычайно интересное в биологии лосей, механизм которого не всегда однозначен. Тем не менее сам факт наличия миграций в той или иной местности и знание поведения лосей в этот период способствует удачному промыслу охотника.
Миграции лосей наблюдаются во всех географических районах страны: на севере европейской части, в Приуралье, в бассейнах Оби, Енисея, в Якутии и на Дальнем
Востоке. Причины миграций кое-где установлены достаточно точно.
В районе Лапландского заповедника, например, известно несколько сравнительно малоснежных мест, куда стекаются лоси со всей округи. Этот же фактор обусловливает возникновение миграций и на всем Среднем и Южном Урале и в Западной Сибири.
В районе Северного Предуралья, изучавшегося нами более 10 лет, механизм возникновения миграций несколько иной. Миграции лосей в бассейне Верхней Печоры вызываются не столько глубиной снежного покрова, сколько состоянием кормовой базы, запасами кормов на единицу площади. В этом нет ничего необычного. Бели это было бы не так, т. е. если бы миграции вызывались не состоянием кормовой базы, а лишь глубиной снежного покрова, при чрезмерной мощности которого лосям трудно, а порой и невозможно передвигаться, то регулярные сезонные миграции или перемещения лосей наблюдались бы всегда, даже при малой их численности. На самом же деле при низкой численности лоси не мигрируют. Так, массовые миграции лосей на Северном Урале известны давно. Последние такие передвижения лосей наблюдались в начале века, затем в связи с резким сокращением численности лосей прекратились и возникли вновь через несколько десятилетий, когда численность лосей в названном районе вновь значительно возросла.
Миграции лосей в районе Северного Предуралья начинаются лишь тогда, когда имеющиеся пастбища уже не могут прокормить все возросшее поголовье. В связи с этим, как только снег покроет травянистую и кустар-ничковую растительность, уменьшив ассортимент и обилие лосиных кормов, сразу же возникают миграции, поскольку емкость зимних пастбищ значительно ниже летних. Лоси устремляются не в более малоснежные районы, а прежде всего в более кормные. Нередко, правда, менее снежные ~ участки угодий бывают одновременно и более кормными, часты, однако, и случаи, когда более кормные пастбища размещены в зоне более глубокого снега.
Особенность кормового поведения лося заключается в минимальной нагрузке на пастбища. В противном случае он очень быстро уничтожил бы скудные таежные пастбища и превратился бы либо в лесостепное животное, либо вымер. Ни того, ни другого не случилось именно потому, что этот лесной исполин очень деликатно кормится, стараясь обкусывать веточки у неповрежденных или мало поврежденных деревьев и кустарников. По-видимому, побеги, отрастающие на многократно обкусанных ветвях, имеют несколько иной химизм, менее приятный или вовсе неприятный вкус. Это-то и является, видимо, главной причиной, направляющей лосей на поиски новых, неоскудненных пастбищ. Как только такие пастбища отыскиваются, странствия лосей прекращаются.
В какой-то мере вынуждают лосей к передвижению от лучших угодий к худшим неумеренная промысловая нагрузка или сплошь и рядом наблюдающаяся плохая организация ежегодного добывания определенной части этих зверей, вызывающая многодневное преследование сохатых, сопровождающееся излишним шумом и неэффективной стрельбой. Влияют на подвижку лосей и хищники, особенно волки.
Протяженность миграций лосей различна, от нескольких десятков до нескольких сотен километров в одну сторону. В печорской тайге, например размах сезонных миграций достигает 300 км.
Миграции лосей отличаются постоянством: из года в год они проходят по одним и тем же путям.
В печорской тайге, например, лоси мигрируют в двух направлениях: с севера на юг, в условиях сосновых боров, и с востока на запад, в предгорья Северного Урала, в условиях елово-пихтовой тайги. Факт миграций в меридианальном и широтном направлениях вызывается, вероятно, наследственно закрепленной спецификой питания. Лоси, мигрирующие в боровом районе, привыкли зимой кормиться преобладающим здесь сосново-березовым подростом, лоси же предгорного и горного района — пихтой и рябиной, также преобладающими в темно-хвойной тайге. Но вот что интересно, имея разные зимние пастбища, лоси из борового и темно-хвойного участков пользуются общими летними пастбищами, но сохраняют при этом генетическую изоляцию, проводя гон на уже обособленных участках.
Скорость передвижения лосей в период миграций да, пожалуй, и в любое другое время, удивительно мала. Когда лоси не напуганы, они идут только шагом со средней скоростью 1,5 — 2,0 км/ч, на ходу часто останавливаются, хватают снег, обкусывают побеги, прислушиваются. Лось, идущий рысью, что наблюдается редко — в случаях грозящей ему опасности и в период гона — доводит скорость до 7 — 10 км/ч. По мелкому снегу и по чернотропу преследуемый лось может бежать рысью несколько часов без значительного отдыха.
Молодняк (лоси 1,5 и 2,5 лет) обоего пола, а также большинство взрослых самцов при этом не возвращаются, как правило, на старое место, лосихи с лосятами как бы далеко их не загнали на 2-й или 3-й день обязательно возвращаются на свой участок. Лишь постоянное или длительное преследование вынуждает их покинуть излюбленный участок. С повышением глубины снега лоси сужают пути передвижения и все чаще перемещаются по тропам, где могут формироваться временные группы мигрирующих зверей. В морозную погоду лоси проходят за сутки в среднем значительно больше, чем в мягкую снежную погоду.
Немигрирующие лоси более активны в мягкую погоду и пассивны в морозную, мигрирующие же наоборот: пассивны в мягкую погоду и активны в морозную. Но как только мигрирующие лоси заканчивают перекочевку, активность их в зависимости от температуры воздуха, резко меняется: в мягкую погоду они кормятся, а в морозную лежат, сокращая теплоотдачу тела за счет термоизоляционного слоя снега. В период же миграции повышенную теплоотдачу тела лоси компенсируют вырабатываемым при движении мышечным теплом.
Весенняя миграция лосей проходит теми же путями, что и осенне-зимняя, но в обратном направлении. Начинается она как только снег осядет до 50 — 60 см. Первыми трогаются в путь быки, как наиболее сильные и выносливые звери. Заканчивают миграцию стельные лосихи и лосихи с новорожденными лосятами, а также лоси-годовики. Осенне-зимнюю миграцию начинают лосихи с лосятами и молодняк обоего пола, заканчивают крупные быки и яловые лосихи. Осенью, в первый период миграции лоси движутся в одиночку и небольшими группами, а к концу миграции — группами и лишь по тропам, весной наблюдается обратная картина. Сначала лоси движутся по нескольку особей вместе, след в след, помогая друг другу прокладывать дорогу в толще снега, а к концу миграции, после стаивания снега, когда они перестают нуждаться во взаимопомощи, — отдельными небольшими группами и в одиночку.
Часть лосей весной не возвращается в места летнего нагула и остается на местах зимовок. Этим обеспечивается естественное расселение на новых территориях, нарушение межпопуляцион-ной изоляции и замедление процессов дивергенции и микроэволюции, а также частичное растворение проявляющихся приспособительных особенностей к определенным условиям существования. При этом действуют многообразные приспособительные механизмы, способствующие выживанию лосей даже при резко изменяющихся условиях существования.
Миграции лосей — признак неблагополучия в популяции, вызванный перенаселением и, в этой связи, истощением кормовой базы. В местах, где существуют сезонные миграции лосей, необходимо резко повысить нормы разового изъятия лосей, чтобы как можно быстрее привести в соответствие емкость зимних лосиных пастбищ с численностью этих животных. Практически, промысловую нагрузку следует повышать до тех пор, пока сезонные миграции не прекратятся.