Сущность движения по азимутам заключается в умении выдерживать с помощью компаса нужное направление и точно выходить к намеченному пункту. Этот способ незаменим при движении на незнакомой местности, в горах, в лесу, в пустыне, и особенно ночью и в других условиях ограниченной видимости. Особенно необходимы эти умения в условиях боевых действий войск. По азимутам идут в разведку и возвращаются из нее, выдерживается направление наступления, атаки, совершаются марши войск на различной местности.
Как же подготавливаются данные для движения по азимутам и что они собой представляют? Подготовка по карте данных для движения по азимутам состоит в изучении и уточнении маршрута движения, выборе ориентиров вдоль него, особенно в местах поворота, в определении магнитных азимутов и расстояний по каждому участку пути — от одного ориентира до другого — и, наконец, в оформлении этих данных так, чтобы ими было удобпо пользоваться в пути.
Выбор ориентиров и уточнение маршрутов производится по карте.
Количество ориентиров и выбор маршрута движения определяются в зависимости от характера местности, задач и условий предстоящего движения.
Главное — выбрать маршрут, который бы обеспечивал быстрый выход к назначенному пункту (объекту). Поэтому желательно, чтобы он не имел излишних поворотов, проходил по участкам, наиболее удобным для движения, и по возможности обходил имеющиеся на местности препятствия.
Выбранные ориентиры соединяют прямыми линиями. Если они не пересекают линий координатной сетки на карте, необходимо их продолжить до пересечения, с тем, чтобы легче можно было определить дирекционные углы о . После этого на карте для каждого участка маршрута определяют дирекционный угол и, вводя поправку направления, переводят его в магнитный азимут, который и записывается на карте против соответствующего участка маршрута. Угол этот замеряют по часовой стрелке с помощью транспортира (рис. 59) или с помощью компаса. Делается
это так. Положив карту с прочерченным маршрутом на стол, ориентируют ее как можно точнее по компасу с учетом поправки направления. Затем, не меняя ориентировки карты, прикладывают компас на первую линию маршрута так, чтобы направление С — Ю совпало с прочерченным направлением маршрута (при этом С должен быть направлен в сторону движения) (рис.60).
После того как стрелка успокоится, берут отсчет по лимбу компаса под ее северным концом. Вычтя полученное число из 360°, получим магнитный азимут искомого направления. Таким же образом определяют последовательно магнитные азимуты всех остальных участков маршрута. Для нашего примера на первом участке магнитный азимут равен 360° — 340° = 20°, а азимут второго участка будет 360° — 30° = 330°. Определив и записав магнитные азимуты, измеряют по карте длину каждого участка маршрута. При этом, если движение будет совершаться пе-1 шим порядком, метры переводят в пары шагов или подсчи-тывается время, необходимое для прохождения каждого участка, например, при движении на лыжах. Все эти данные оформляют на карте, но если карты с собой в пути не
Рассмотрим порядок и технику движения по азимуту на примере движения по маршруту от северной окраины поселка Никитское до моста на железной дороге юго-восточнее Згарева.