Жизнь естественных сообществ животных происходит в строгих рамках соотношения половых и возрастных групп. Изменение условий среды или отстрел, направленный на изъятие какой-либо одной группы, неминуемо ведет к изменению в поголовье животных (популяции). Соотношения отдельных групп животных и предельные плотности населения летних местообитаний у косули поддерживаются часто внутрипопуляционными факторами.
К таким факторам относят взаимоотношения, возникающие внутри отдельной семьи, а также и в совокупности всех особей, живущих на данной территории. В самом деле, чем объяснить, что какой-то участок довольно равномерно заселен косулями? Почему одно и то же животное или группа животных обитают примерно на одном и том же месте в течение нескольких лет? Вопросы этологии, или поведения, животных начали разрабатываться сравнительно недавно, и их решение позволило объяснить многие стороны образа жизни зверей и птиц.
Косули, обитающие на какой-то сравнительно небольшой территории, знают не только кормовые участки, водопои, места хорошей защиты, но они также хорошо осведомлены о всех своих ближайших сородичах. Для этого существует тысячелетиями выработанная и наследственно закрепленная система территориальной сигнализации, включающая опознавательные знаки и звуки. Территориализм у косуль проявляется активно лишь в отдельные сезоны года и свойствен взрослым животным.
В местах с высокой численностью косуль все угодья поделены между отдельными самцами, которые с мая по сентябрь, а в европейской части — с апреля по август ежедневно утром и вечером обходят свои участки по границам и ставят мочевые и иные метки, или, как говорят, маркируют их. Размер участка самца косули бывает от 7 до 100 га (в разных частях ареала вида). Для меток они используют выделения лобных и межкопытных желез. Эти выделения у каждого животного имеют индивидуальный запах. Они наносятся на стволы тонких деревьев и на лесную подстилку.
На участке взрослого самца могут жить лишь самки и молодняк текущего года рождения. Подрастающих самцов хозяин изгоняет со своей территории. Самки также занимают я маркируют свои участки и не пускают в них других взрослых самок, хотя и наблюдается некоторое перекрытие участков. Период территориализма у самок длится до конца июля.
Меченьем косуль цветными ошейниками хорошо различимыми на большом расстоянии номерованными ярлыками было установлено, что угодья одновременно заселяют животные, которые имеют свою территорию, и такие, которые не имеют участка. К последним, как правило, относятся подрастающие и 1,5 — 2-летние животные. Это как бы излишняя часть популяции, изгнанная с мест своего рождения и вынужденная искать незанятые, обычно худшие участки.
Рациональное охотничье хозяйство должно базироваться на отстреле зверей, не имеющих своей территории. В таком случае будет поддерживаться устойчивая плотность населения косуль с наиболее выгодным для популяции соотношением самцов и самок, взрослых зверей и молодняка. Будет также сокращаться ущерб лесным насаждениям, вызываемый излишней численностью косуль в угодьях.
В угодьях, где контроль численности косуль осуществляется в основном крупными хищниками, наблюдается равное отношение самцов и самок в популяции, т. е. 1:1. Осенью, перед началом охотничьего сезона, подрастающий молодняк, в возрасте 5 — 6 месяцев, занимает примерно 1/3 поголовья. Остальные 2/з поровну распределены между взрослыми самцами и самками, к которым отнесены и 1,5-годовалые особи.
Такое соотношение половых и возрастных групп было обнаружено нами в неосвоенных охотой угодьях Окуневского участка Витимского плоскогорья в середине 60-х годов. После проведения опытов по истреблению волков в популяции косуль на этом участке резко увеличилась (с 34 до 42%) численность молодняка за счет уменьшения их гибели за период между рождением и достижением полугодовалого возраста.
Необходимо отметить большую трудность правильной оценки соотношения половых и возрастных групп в популяции. Менее осторожен тот молодняк, который имеет свой территориальный участок. По этой причине, например, при просмотре больших партий косуль, отстрелянных охотниками в Саянах, обнаружено большое число телят (134 из 231).
Очень интересные данные возрастного состава можно получить путем анализа микросрезов или шлифов зубов. В частности, нами выявлена следующая возрастная структура популяции на Витимском плоскогорье (Забайкалье) осенью 1964 г. и в Саянах за 1970 — 1972 гг. (табл. 2).
По соотношению числа животных разного возраста можно рассчитать примерную годовую смертность каждого возрастного класса. Например, в период жизни между 1,5 и 2,5 годами отход составил: 59 — 37=22 особи.
Изучение соотношения отдельных групп в поголовье каких-то животных позволяет хотя бы приблизительно определить их годовую убыль, а следовательно, рассчитать рациональные нормы отстрела.