Структура населения животных по полу и возрасту в значительной степени определяет его производительность. Выявление наилучших (оптимальных) половых и возрастных соотношений для конкретных территорий — главнейшая задача охотничьего хозяйства. Но для того, чтобы уметь управлять этими соотношениями, нужно знать не только реально существующий спектр биологических констант, но и факторы, его определяющие, и значение их изменчивости для жизнедеятельности зверей.
Соотношение самцов и самок лосей почти повсеместно в мире равно 1:1, т. е. в природе обитает равное количество особей обоего пола. Но это только в среднем. Если же посмотреть на все население лосей, разбив его по возрастам, то окажется, что в молодом возрасте преобладают самцы, в среднем — на каждую самку приходится по одному самцу, а в старших возрастах резко увеличивается количество самок.
В молодом возрасте самки мельче самцов, а потому и слабее. Естественно их и гибнет больше. Разница в соотношении полов начинает сглаживаться в возрасте 3,5 — 5,5 лет и сходит на нет к 6,5 — 7,5 годам. К этому времени лосихи уже достигают полного физического развития и почти не уступают быкам в размерах и весе. По этой причине гибель их уменьшается. В старшей же возрастной группе, в которой животные разного пола, хотя и больше разнятся в весе и размерах, увеличивается смертность быков за счет пострадавших от боев в период гона и погибших от хищников и зимней голодовки. Ведь лоси-самцы значительно хуже переносят зимовку, поскольку за период гона теряют жировые отложения, а добывать пищу в условиях глубокоснежья и прогрессирующего обеднения зимних пастбищ становится все труднее. Именно поэтому самцы к середине и особенно к концу зимы настолько истощаются, что становятся сравнительно легкой добычей для хищников, их больше погибает от болезней и просто от истощения.
Соотношения полов обычно нестабильны. В средних условиях существования соотношение полов равно 1: 1, при этом и рождается примерно равное количество самцов и самочек. При ухудшении условий существования число самцов резко сокращается, но увеличивается рождаемость самцов. При улучшении же условий жизни на первых порах соотношение полов не изменяется, но зато резко повышается рождаемость самок, что затем ведет и к общему их увеличению.
В 1942 г., например, в Татарии,когда численность лосей там росла, соотношение самок к самцам равнялось 60 и 40%, а в 1962 г., когда зимние пастбища в республике сталиистощаться, соответственно — 42 и 58%. В средней полосе страны в пору, когда зимние пастбища не были там истощены, численность самок везде преобладала над самцами: в европейской части СССР (10 областей) — 58 и 42%, в Окском заповеднике —67 и 33%.
Таким образом, повышенная плотность населения лосей, вызывающая излишнюю нагрузку на зимние пастбища, вызывает увеличение числа самцов. Точно такая же картина наблюдается и у многих (если не у всех) других охотничъе-промысловых животных. Но что еще интереснее — в случаях, когда преобладают самцы в населении животных, среди их потомства это преобладание выражается еще в большей степени.
Следовательно, если численность самцов достоверно преобладает над численностью самок, значит общая численность эксплуатируемых животных выше естественной емкости угодий, а это уже указывает на настоятельную необходимость увеличения промысловой нагрузки. Если самки и самцы наблюдаются примерно в равных пропорциях, то уровень ежегодного изъятия можно не изменять. В том же случае, когда в населении зверей преобладают самки, то это свидетельствует о процветающем состоянии и продолжающемся росте численности. В зависимости от состояния зимних пастбищ, от того, угнетены они или еще далеки от этого, а также от того, каковы перспективы для роста поголовья, — нормы промысловых нагрузок можно сократить, чтобы впоследствии увеличить продуктивность и численность животных, а также и угодий, населяемых этими животными, но можно и резко повысить, если установлена начавшаяся деградация зимних лосиных пастбищ.
К сожалению, к анализу возрастных соотношений в населении лосей большинство охотничьих хозяйств и организаций еще не подготовлено, ибо возраст добытых лосей определяют обычно «на глазок» или вовсе не определяют. К этому же следует добавить и нежелание охотников отстреливать сеголеток, так как продукции от них в 2 раза меньше, чем от взрослого лося, хотя стоимость лицензии на право отстрела одинакова. Вот и получается, что охотники отстреливают животных не пропорционально тем возрастам, которые наблюдаются в природе, а наиболее крупных — средневозрастных и старых. Естественно, анализируя такую пробу, мы впали бы в ошибку. Не может же население диких животных состоять только из средневозрастных и старых животных! Такое население было бы явно вымирающим.
В печорской тайге, где был организован отлов мигрирующих лосей в специальные загоны, и где осуществляется их выборочный отстрел с тщательным учетом половых и возрастных групп, удалось составить представление о соотношении возрастов в населении лосей, пребывающих в состоянии роста численности, ее стабилизации и сокращения.
Несмотря на то, чтобы были проанализированы более 1100 отстрелянных лосей, цифры, приведенные в таблице, не могут претендовать на абсолютную точность, однако руководствоваться ими уже можно, для сравнения, например.
Известно как поступить, когда численность лосей растет или находится на одном уровне — стабилизировалась. Тогда промысловые нагрузки можно и увеличивать и уменьшать и оставлять на прежнем уровне. А вот как быть, если численность начала сокращаться?
Один самец может покрыть несколько самок, но значит ли это, что в такой ситуации следует отстреливать преимущественно самцов, ставя целью повысить продуктивность сокращающегося населения лосей? Делать это нельзя. Казалось бы, увеличив число самок за счет сокращения самцов (имеется в виду соотношение в процентах), можно надеяться на получение большего прироста, чем при равном соотношении полов. Дело, однако, не в простой арифметике.
Обычно в природе самцы 1,5 и 2,5 лет, составляющие около 25%, этой половой группы, отгоняются от лосих взрослыми и более сильными быками. Самки же 1,5 и 2,5 лет беспрепятственно принимают участие в размножении. Во время гона, следовательно, на каждые 100 самок приходится не 100, а 75 самцов. Кроме того, имеется значительное количество (10 — 15%) самцов старых и ослабленных или неспособных участвовать в воспроизводственном процессе. Уменьшать далее количество самцов, значит подвергнуть население лосей двум дополнительным бедам: росту случаев пропустования и повышению процента ослабленного потомства, за счет спаривания части лосих с молодыми, неполноценными производителями. Соотношение полов 1: 1 соответствует, очевидно, оптимальному уровню.
А какой может быть оптимальная возрастная структура? Видимо, такой, при которой преобладающей возрастной группой будут сеголетки, но при том условии, если угодья могут обеспечить растущее население всеми необходимыми условиями для нормальной жизни всех особей, ее составляющее, в том числе и полноценным питанием во все сезоны года. В растущем населении животных сеголетков должно быть не менее 20% числа всех особей, в стабилизировавшемся численность — не менее 15%, находящемся в состоянии депрессии — меньше 15%, чаще менее 10%.
Если установлено, что численность лосей в том или ином районе заметно сокращается, то это вовсе не значит, что нужно прекратить промысел или ослабить его напряженность, уменьшив нормы промысловых нагрузок. Если отмечается явное угнетение зимних пастбищ, то следует еще более сократить численность лосей, выпасающихся на этих пастбищах, предельно увеличив промысловые нагрузки, ибо вытравив пастбища, численность лосей неизбежно резко сократится, даже тогда, когда отстрел будет полностью прекращен.
Нужно знать, что периодические ухудшения условий существования, приводящие к временному сокращению численности лосей, — необходимость, обеспечивающая совершенствование приспособительных реакций организма на фоне резко усиливающихся естественного и полового отбора.
Иными словами, — ухудшились условия существования — погибли слабые и больные, менее приспособленные. Стало больше самцов — увеличилась напряженность полового отбора, самок стали покрывать наиболее сильные полноценные самцы, что приведет и к рождению более жизнеспособного потомства.