Мы наблюдали за формированием поведения медвежат в условиях естественной среды, но при этом избегали прямых контактов с ними. Поведение регистрировалось визуально по внешним признакам, отражающим определенную деятельность (пищевую, защитную, социальную и др.) во времени. Записи велись в виде этограмм. Нами был построен график развития отдельных форм поведения (смотреть статью под номером 20), в основу которого легли количественные показатели, отражающие проявление отдельных реакций во времени, суммировались отдельные формы поведения по месяцам с учетом средней выборки продолжительности работы в поле (учитывались только дни экскурсий в естественные угодья). Ввиду больших различий в количественных показателях, характеризующих отдельные формы поведения, данные представлены в трех градациях: сильное выражение реакций; среднее выражение реакций; слабое выражение реакций. Такой подход позволил нам наиболее объективно оценить собранный материал.
Реакция следования проявляется в момент выхода семьи медведей из берлоги. В основе этой реакции лежит запечатление медвежатами в возрасте около 3 мес. стимула-объекта (матери). Резкое проявление реакции в первый месяц после выхода из берлоги затем несколько ослабевает, что может быть связано с обучением молодняка. Обучившийся молодняк меньше возбуждается, что обусловливает ровное течение реакции до возраста 5 мес.
Пищевые реакции. Наиболее ярко они проявляются в период начала вегетации травянистой растительности, когда медвежатам исполняется по 4—5 мес. На этот период приходится наибольшее число контактов их с различными компонентами естественной среды, сильно выражено исследовательское поведение, происходит формирование основных пищевых навыков, обеспечивающих потребление растительной пищи.
К началу формирования реакции страха пищевая (исследовательская) активность несколько падает, однако к семимесячному возрасту, когда заканчивается формирование основы оборонительного поведения, наблюдается новый пик активности, связанный с началом нажировочного периода.
В начале нажировочного периода у медвежат в возрасте 17—19 мес. наблюдается заметное возрастание поисковой деятельности, что позволяет им закрепить пищевые адаптации на нажировочные корма, а также обеспечивает образование новых пищевых связей. Часто бывает так, что в первый год их жизни наблюдается неурожай на отдельные нажировочные корма или семья находится в угодьях, где нет некоторых из основных кормов. В этом случае повышенная возбудимость пищевого поведения медвежонка, начинающего самостоятельную жизнь, позволяет ему вырабатывать новые пищевые адаптации (в нашем эксперименте медвежата в возрасте 19 мес. начали впервые поедать рябину и яблоки).
Оборонительные реакции. Эта форма поведения характеризуется яркой вспышкой пассивно-оборонительных реакций к пяти-шестимесячному возрасту. Мы полагаем, что этот возрастной период обусловливает появление у медвежат реакции страха. В течение месяца у них образуется со средой обитания множество связей оборонительного характера. Медвежата уже способны избежать многих опасностей. В естественных условиях к этому периоду приурочено прекращение лактации у медведицы, ослабление материнского инстинкта. Мать может оставлять своих детенышей в случае опасности, а когда опасное минует, возвращается обратно, и семья объединяется. К семимесячному возрасту у медвежонка по мере обучения вырабатываются способности отличать опасные раздражители естественной среды от неопасных.
Проявление оборонительного поведения принимает достаточно ровный характер и резко возрастает ао время строительства медведем берлоги. Весной в первые недели после выхода медвежат из берлоги оно выражено средне, но по мере освоения участка обитания значительно угасает. Наиболее сильно реакция избегания выражена в июне, по достижении медвежатами возраста 17 мес. В этот период у них происходит разрыв семейных связей.
Оборонительное поведение молодых заметно ослабевает в возрасте 19 мес, когда начинается первый в их жизни самостоятельный нажировочный период. Пищевые реакции, обеспечивающие накопление жировых запасов для зимовки, бывают настолько сильны, что оказывают значительное влияние на эту форму поведения. В этот период медвежонок наиболее уязвим для своих врагов. Однако ко времени залегания в берлогу, в возрасте 22—22 мес, картина меняется и оборонительное поведение бывает выражено достаточно ярко.
Хищнические реакции. Первые реакции, направленные на преследование и схватывание жертвы, мы наблюдали у медвежат в возрасте 7 мес, т. е. сразу после наиболее яркого проявления реакции избегания. Следовательно, хищническое поведение формируется после того, как у медвежонка уже вырабатываются первые оборонительные реакции и он уже способен обеспечить себе определенную безопасность. В этом возрасте крупные животные (лось, кабан) вызывают у него реакцию избегания, так как сильно воздействуют на оборонительное поведение, а мелкие животные (птицы, зайцы) привлекают его как возможная добыча. В этой связи резкие, громкие звуки (сломанного сучка или треск кустарника) отпугивают медвежат, а слабые, наоборот, привлекают.
В июне или начале июля имеют место случаи выхода (выскакивания) медвежат на спокойно проходящего человека, но как только они увидят, что идет крупный зверь (или человек), быстро убегают. Это явление не что иное, как проявление поисковой хищнической реакции а период формирования хищнического поведения.
Поисковая реакция хищнического поведения (в том числе направленная на добывание муравьев) у медвежат-сеголеток заметно ослабевает к началу нажировки. После зимовки, к возрасту 17 мес, хищничество выражено умеренно; а к началу нажировочного периода (звери активно добывают мышей), когда медвежонок в естественных условиях уже живет самостоятельно, оно заметно возрастает.
Элементы гнездо строительного поведения. Это обследование мест для берлоги, сгребание подстилки и т. п.
Проявляются эти элементы к возрасту 9—10 мес. и зависят от внешних условий среды, в частности от средних температур воздуха. Медвежонок первого года жизни способен самостоятельно построить себе берлогу и успешно провести в ней зимовку.
Элементы социального поведения. Мы рассмотрим только элементы мечения медведями территории (социальные взаимоотношения в семейной группе описаны выше). По нашим наблюдениям, множество следовых меток, наносимых медвежонком-самцом (самка таких меток не делала), появилось впервые в районе устройства берлоги, когда ему исполнилось 10 мес. Элементы мечения деревьев-маркеров, которые мы впервые наблюдали у медвежат в возрасте 18 мес, были выражены слабо и заключались в нанесении на деревья и квартальные столбики запаха: медвежата потирались о них холкой, головой, лбом. В возрасте около 2,5 лет медведь-самец, начавший самостоятельную жизнь, в конце мая уже активно метил деревья-маркеры.
Можно с уверенностью сказать, что в возрасте 7 мес. у медвежонка уже сформированы основы пищевого поведения, заканчивается формирование оборонительного поведения, проявляются элементы хищнического поведения, т. е. он уже обладает основными реакциями, обеспечивающими ему выживание в естественных условиях. Этот возраст можно считать возрастом начала самостоятельности бурого медведя.
Медвежонок первого года жизни способен самостоятельно накопить достаточное количество жира для зимовки, построить берлогу и благополучно перезимовать. На второй год жизни происходит достраивание отдельных форм поведения, «шлифовка» взаимодействия их с компонентами среды обитания.
Исследования развития поведения бурого медведя в первые два года жизни доказывают возможность выпуска в естественные угодья медвежат в возрасте старше 7 мес. с целью расселения или пополнения популяции [109].