Тарбаган ферганский встречается в горных районах Средней Азии. Окраска меха рыжеватая, осенью остевой волос на хребте черноватый. Длина хвоста достигает половины длины туловища.
Тарбаган алтайский живет в гористых местах Алтая, Тарбагатая, восточной и центральной Киргизии. Окраска волосяного покрова спины и боков светло-желто-серая, осенью затемненная черными концами остевого волоса, весной — темно-бурыми, окраска черева — буро-рыжая. Хвост короче туловища — равен четверти длины его.
В 1934—1937 гг. алтайские тарбаганы были расселены в Башкирской АССР (31 шт.), Дагестанской АССР (113 шт.) и Ойротской автономной области (234 шт.).
Тарбаган якутский водится в горных районах Камчатки, севера Дальнего Востока, Якутии и западного Забайкалья. Осенью окраска волосяного покрова спины и боков дымчато-серая с черной остью, черева — рыжеватая, весной весь мех становится рыжим. Хвост равен четверти длины туловища. Промысел тарбаганов в Якутии с 1953 г. запрещен.
Тарбаган таласский обитает в небольшом количестве в западных районах Тянь-Шаня. По своим размерам мельче дру гих тарбаганов.
За пределами СССР сурки и тарбаганы встречаются в Чехословакии, Польше, Монгольской Народной Республике, КНР и в Северной Америке.
Сурки и тарбаганы селятся «колониями», для своих жилищ вырывая глубокие норы. Одна семья обычно живет в отдельной норе, а многие сурковые семьи имеют даже по несколько нор, среди которых одна главная, где сурки живут, а другие служат убежищем при опасности. На поверхности земли норы имеют от 1 до 14 выходов, окруженных земляными холмиками. Днем в хорошую погоду сурки вылезают из нор, проявляя особую активность в утренние и вечерние часы. Зимняя спячка сурков и тарбаганов продолжается очень долго, в особенности у зверьков на севере Якутии, — с сентября до начала июня, т. е. 9 месяцев.
Весной у самок родятся детеныши — по 3—6 шт. в одном помете, которые живут с родителями около года. Половая зрелость наступает только на третий год.
Пища сурков состоит из травянистых растений, поедаемых взрослым сурком в количестве свыше 425 г в день.
Линька меха происходит 1 раз в год — летом.
Добывают сурков больше всего дуговыми капканами № 3 и № 5, устанавливаемыми главным образом у выходов из нор; таким пу_тем од-ин промысловик может отловить 10—20 зверьков в день.
Шкурки сурков и тарбаганов снимают ковром, правят таким образом, чтобы ширина шкурки была равна 7з длины их.
Сортируют шкурки на крупный, средний и мелкий размеры (возрастные категории), на первый, второй и третий сорта (сезонные категории), на мелкий, средний и большой дефекты и брак (пороки мездры и волоса).
В связи с введением запрета на промысел сурков и тарбаганов в некоторых районах СССР по причинам их малочисленности или опасных для человека болезней, носителями которых иногда становятся зверьки, а также вследствие резкого снижения их поголовья из-за распашки целинных земель, заготовки шкурок сурков и тарбаганов значительно сократились. Однако в отдельных районах страны (Киргизия, Забайкалье) добыча этих зверьков является доходной статьей для охотников.
Заготовки шкурок сурков и тарбаганов составили (в тыс. шт.): в 192324 г. — 585, в 192526 г. — 728, в 192728 г.— 731, в 1931 г.— 141. Наибольшее количество шкурок заготовлялось в Казахской ССР (до 40%), в Средней Азии (до 35%), в Сибири (24%). В послевоенное время ежегодно заготовляется по 200— 250 тыс. шкурок сурков и тарбаганов. (В 1956 г. заготовки составили 262 тыс. и в 1957 г. —265 тыс. шкурок). В 1958—1959 гг. заготовки проходили на уровне предыдущих лет.
В 1957 г. заготовительная цена на шкурки сурка колебалась от 60 коп. и выше, в зависимости от качества меха.
Около 50% заготовленных в СССР шкурок сурков и тарбаганов экспортируется в Англию, Францию, США, Швейцарию и другие страны. Так, в 1956 г. было вывезено за границу 107 тыс. шт. и в 1958 г. — 76 тыс. шкурок. В 1951 г. на международном пушном рынке за шкурку I сорта крупного размера тарбагана осеннего алтайского платили до 3 долл. 35 ц., весеннего — до 2 долл. 80 ц. и сурка осеннего забайкальского — до 2 долл. 50 ц. В 1957—1959 гг. сурковый мех продолжал сравнительно высоко цениться на международном пушном рынке.
Сурковый мех используется в натуральном и крашеном виде (под различные цвета норок) для изготовления дамских манто и жакетов; мех тарбаганов — преимущественно в крашеном виде — для пошива воротников, шапок и отделки женской одежды.