Бобр речной — крупный грызун (длина тела от 70 до 125: см, вес — до 33 кг). Туловище массивное, хвост плоский, длина его—до 25 см, почти безволосый, чешуйчатый. Задние лапы перепончатые. Окраска волосяного покрова — от светло-коричневой до почти черной. Ость грубая, подшерсток плотный, нежный, водонепроницаемый.
Несколько веков назад бобры в большом количестве водились во всех лесных районах нашей страны, но к концу XIX в. были почти полностью истреблены. К 1917 г. животные сохранились в небольшом количестве в бассейнах рек Березины, Сожа и Припяти (Белоруссия), Тетерева, Припяти и Ужи (Украина), Усманки и Ивницы (Воронежская область), Конды и Сосьвы (Тюменская область) и в бассейне верхнего Енисея в Тувинской области.
Поголовье речных бобров в СССР к началу 1930 г. составляло не более 800—900 голов. За пределами СССР бобры речные обитают в большом количестве в Канаде и США и маленькими «колониями» в Польше, Монголии, Норвегии, Франции и Германии.
В целях охраны бобров от окончательного уничтожения в тех районах СССР, где они сохранились, по решению Советского правительства были созданы бобровые заповедники: Белорусский (в 1925 г.), Воронежский (в 1927 г.) и Кондо-Сосьвинский (в 1929 г.), а охота на этих животных была запрещена во всей стране.
С 1930 г. началось расселение бобров по СССР с целью реакклиматизации их. В том же году 2 бобра были выпущены у реки Конча около Киева, а в 1933 г. 8 бобров — в бассейн реки Припять Ровенской области. С 1934 г. бобров расселяли во многие районы, а всего было расселено до 1957 г. около 3 300 бобров в Архангельской, Астраханской, Брянской, Воронежской, Горьковской, Ивановской, Кировской, Калининской, Киевской, Московской, Пермской, Мурманской, Иркутской, Новосибирской, Рязанской и Тюменской областях, Коми, Мордовской и Удмуртской АССР и в Литовской ССР и некоторых других. Более 1 100 бобров было вывезено из Воронежского заповедника, а остальные — из Белорусского и Кондо-Сосьвинского.
Несмотря на большую работу по расселению речных бобров и крупные средства, вложенные в эти мероприятия, численность этих животных возросла недостаточно для того, чтобы добывать их на шкурки. Согласно данным, на конец 1956 г. поголовье речных бобров в СССР составило 10 тыс. шт.
Речные бобры живут в норах, или хатках, по берегам лесных речек, около чащ лиственных деревьев (ивы, осины, тополя, дуба и др.), ветки и кора которых идут зимой бобрам на корм. Пищей этим животным служат также сочные части и корневища водяных и береговых травянистых растений.
Бобры живут семьями, обычно состоящими из 6—8 зверьков. В больших семьях количество животных достигает 12 голов. Беременность самок продолжается 105—107 дней, после чего они весной родят от 2 до 8 (обычно 3—4) бобрят. Половая зрелость наступает на третьем году жизни. В неволе бобры живут до 35 лет.
В середине XIX в. бобров добывали капканами, опущенными в реку на глубину нескольких сантиметров. Для приманки использовали ветку тополя или ветлы, покрытую пахучей кашицей, сваренной из кленового сахара, камфары, почек тополя и мяты.
В XVII в. в России еще добывалось значительное количество бобров. В. Н. Скалой пишет: «Число заготовлявшихся до петровских времен бобровых шкур было очень велико. Прибыльность бобрового промысла была исключительно высокой, и он занимал второе за соболями место в пушно-меховом хозяйстве Сибири от времен ее освоения русскими и до своего истребления».
В 1846 г. на Якутскую ярмарку было доставлено 700 бобровых шкур. К концу века количество добываемых в Якутии бобров сократилось до 19—ПО шт. в год. Так, за 6 лет, с 1891 по 1896 г, в Якутии было добыто 409 бобров, шкурки которых продавались по цене 18—19 руб. за штуку. В 1900 г. в Якутии было добыто 60 бобров, в 1901 г. —20, в 1902 г. —20 и в 1905 г.— 16 шт. (цена за шкурку повысилась до 20 руб.).
Шкуры речных бобров используются в щипаном виде, т. е. после удаления остевых волос, для пошива дамских манто, жакетов, шапочек, воротников, для отделки женской шерстяной одежды и иногда на мужские воротники и шапки.
Кроме шкуры, используется также бобровая струя — вещество, выделяемое особой железой речного бобра и потребляемое в медицине для лечебных целей.