Барсук имеет неуклюжее, широкое тело, удлиненную голову, короткие лапы. Длина тела в среднем около 70 см (у старых самцов иногда достигает 90 см), хвоста — 25 см. Волосяной покров на спине и боках грубый, высокий и щетинистый, серебристо-буровато-серого цвета, на череве — более низкий и редкий черноватой окраски, но светлее головы. По бокам проходят две черные полосы.
Барсуки водятся во всех районах Европейской части СССР, Сибири, Дальнего Востока, кроме северных территорий. Эти звери встречаются почти во всех странах Европы и на большей части территории Азии. Главными районами распространения являются: Европейская часть РСФСР; Челябинская, Омская и Новосибирская области; Дальний Восток, Южная часть Красноярского края и союзные республики: Азербайджанская, Армянская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Таджикская, Узбекская и Украинская. Обитают в глубоких, с многочисленными ответвлениями и выходами, норах, выкопанных в склонах лесных оврагов, в кустах, в степных балках. В своих норах барсуки проводят весь день, выходя на охоту ночью; зимой впадают в спячку, которая в районах средней полосы Европейской части СССР продолжается с ноября по март. В Южных районах— в Крыму и в пониженных местах Кавказа барсуки в зимнее время не спят, отлеживаясь в норе в течение нескольких дней лишь в снежно-дождливую погоду.
Детеныши (от 2 до 6 шт.) родятся в марте-апреле, в зависимости от месторасположения района обитания. Рождаясь слепыми, барсучата прозревают только через 30 дней. Молодые барсуки отделяются от родителей осенью, а иногда и весной; спариваться начинают с двухлетнего возраста, беременность самок продолжается 340—370 дней.
Пища барсуков состоит из земляных червей, моллюсков, насекомых, лягушек, ящериц, змей, яиц и птенцов, мелких птиц; грибов, орехов, кореньев и стеблей растений, ягод и фруктов.
Добывают барсуков различными способами. Часто у барсучьих нор или на тропе устанавливают капканы, крепко привязывая их, чтобы пойманный барсук не уволок капкан в нору. Осенью на этих зверей охотятся с гончими, чаще всего по утрам, при возвращении барсуков в норы. При охоте с таксами и фокстерьерами, которые залезают в норы барсуков и выгоняют их оттуда, охотники караулят зверей с ружьями у главных выходов, а остальные отверстия забивают. С лайкой на барсуков охотятся ночью. При охоте без собак барсуков стреляют ранним утром из засады вблизи норы. Охота на барсуков разрешается в осеннее время.
Шкурки барсука снимают ковром, обезжиривают и для просушки растягивают мездрой наверх, на досках, закрепляя края шкурки небольшими гвоздиками.
Барсучьи шкурки по районам происхождения на кряжи не делят.
Шкурки барсука сортируют по размерам на крупные, площадью свыше 1 750 кв. см (которые ценятся за 100%), средние — от 1 250 до 1 750 кв. см (зачет 75%) и мелкие — до 1 250 кв. см (принимают за 50%). В пределах каждого размера барсучьи шкурки классифицируют по сортам. Шкурки I сорта, снятые с барсуков, забитых ранней зимой или ранней весной, полноволосые, покрытые высокой частой остью и густым пухом, ценятся в 100%. Шкурки II сорта (барсука позднеосеннего забоя) — менее полноволосые, оцениваются в 75% и шкурки III сорта— (барсуков осенней добычи) — полуволосые — в 50%. Барсучьи шкуры с различными пороками подразделяют в пределах каждого сорта в зависимости от степени дефекта (дыры, потертые части шкурок, плешины, вихри и весенние шкурки) на малый, средний и большой дефекты. Цена шкурки с малым дефектом снижается на 10%, со средним дефектом — на 25% и с большим — на 50%. Шкурки прелые, горелые, молееденные и имеющие больше пороков, чем пороки большого дефекта, относят к браку.
При продаже барсучьих шкурок на экспорт их делят также на меховые и щетинные. Из меховых шкурок шьют воротники и манжеты к дамским матерчатым пальто, из волоса щетинных шкурок изготовляют кисточки для бритья. До второймировой войны, когда за границей были в моде шкурки серебристо-черных лисиц, барсучий волос вклеивался в мех шкурок красных лисиц, окрашенных в черный цвет. Из барсучьей кожи производят чемоданы, сумки и другие кожаные изделия.
Добыча барсуков в СССР резко колеблется. Так, в 1913 г. на Нижегородскую ярмарку было доставлено 30 тыс. шкурок, в 1919 г. было заготовлено всего 2 485 шт., в 192324 г.— 50 тыс. шт., в 192627 г.— 58 тыс. шт., а в 1940 г. — 54,7 тыс. шт., в 1954 г.— 30,4 тыс. шт., в 1956 г.— 32,6 тыс. шт., в 1957 г.— свыше 30 тыс. шкурок. На этом же уровне производились заготовки и в 1958—1959 гг.
До второй мировой войны меховые барсучьи шкурки ценились на международном пушном рынке дороже щетинных шкурок на 30—35%, в 1945—1946 гг. цены на них были одинаковыми, в 1947—1948 гг. за щетинные шкурки выручались цены на 30—35% выше, чем за меховые, а в течение последних лет, хотя цены за те и другие шкурки совпадали, покупатели предпочитали все же приобретать щетинные шкурки. В 1951—1955 гг. шкурки барсуков продавались на зарубежных рынках примерно по 5 ам. долл- за штуку. В 1957—1959 гг. цены на шкурки барсука за границей понизились.
Барсучьи шкурки занимают в пушном экспорте СССР небольшое место—удельный вес их равен примерно 0,5%. В 1950— 1959 гг. из СССР вывозилось за границу от 20 тыс. до 45 тыс. шкурок барсука в год.