Норка европейская. В длину достигает 50 см, включая хвост — около 15 см. Мех норки низкий, плотный и блестящий, коричневой окраски, за исключением области губ и горла, где опушение имеет белый цвет.
Норки европейские водятся почти по всей территории Европейской части СССР, кроме Крымского полуострова; за последние годы были обнаружены за Уральским хребтом. Норки европейские встречаются в ГДР, в Венгрии, Румынии, Швейцарии Манто из норкового меха и на юго-западе Франции. Эти зверьки расселяются обычно по берегам различных водоемов, предпочитая маленькие речки, берега которых покрыты лесом и кустарником. Под корнями береговых кустов норки устраивают норы, причем делают также и несколько запасных, куда прячутся для отдыха или спасаясь от преследователей. На охоту обычно выходят с наступлением темноты.
Спариваются норки в марте и апреле. Спустя 40 дней у самки рождаются от 4 до 8 слепых детенышей, которые начинают видеть примерно через месяц. Материнским молоком норчата питаются в течение 6—8 недель, осенью отделяются от матери, а следующей весной могут уже размножаться. Живут норки до 10—12 лет. Питаются рыбой, лягушками и другими водяными животными. На суше добывают мышей, а также мелких птиц. Линяют весной и осенью, но позже, чем другие пушные звери.
В начале 30-х годов в СССР были завезены из Северной Америки норки американские — более крупные и покрытые более пушистым мехом. Они отличаются от норок европейских также тем, что имеют белое опушение только на нижней губе, тогда как у норок европейских белым волосом покрыта и верхняя губа.
Норки, завезенные из Северной Америки, разводятся в звероводческих хозяйствах СССР. Кроме того, зверьки, выпущенные на волю в ряде районов Сибири, Дальнего Востока, Урала, Башкирии, Татарии, Карелии и Кольского полуострова, хорошо акклиматизировались и расселились.
В СССР по 1959 г. было расселено 12 тыс. норок американских, в том числе до 1943 г. свыше 3 тыс. зверьков.
Добывают норку большей частью капканами, устанавливаемыми у норы на норковых тропках, причем приманкой служат кусочки мяса, рыбы, тушки птиц и т. д. Ловят норок также с помощью черканов, плашек и колодиц, последние укладывают манто из норкового меха поперек речек; норка, пытаясь перебраться через колодицу, трогает насторожку и обрушивает на себя гнет.
Съемку шкурок норки производят трубкой с разрезом по огузку, правят шкурки волосом наружу.
Шкурки русских норок сортируют на два кряжа: северный и кавказский, на три цвета — темно-коричневый, коричневый и светло-коричневый, на три сорта (II сорт имеет зачет 80%) и на малый, средний и большой дефекты. Шкурки с особо крупными пороками относят к браку. Добывать норок весной, летом, ранней осенью запрещено.
Добыча диких норок в последнее время несколько сократилась по сравнению с довоенными годами, несмотря на расселение и акклиматизацию норок американских. Так, в конце 20-х годов ежегодно заготовлялось от 50 тыс. до 75 тыс. норковых шкурок, а в 50-х годах только 25—30 тыс. шт. Более всего норок добывается в северных, северо-западных и центральных областях Европейской части СССР.
Заготовки шкурок дикой норки в 1959 г. проходили на уровне 1958 г.
Реализационные цены на международном пушном рынке за одну шкурку норки I сорта были (в ам. долл.): в 1944 г.— 8,52—15,00; в 1947 г. — 5,00—9,25; в 1949 г. — 7,21—8,24; в 1952 г. — 9,73—16,74 и в 1956 г. (майский аукцион в Лондоне) — от 11,53 до 16,37. В 1957—1958 гг. цены на шкурки дикой норки были более низкими, чем в 1956 г., но в 1959 г. повысились.
Шкурки норок используются внутри СССР и экспортируются. В 1955—1956 гг. из СССР ежегодно вывозилось свыше 100 тыс. шкурок диких и совхозных норок, а в 1957—1959 гг.— свыше 150 тыс. шт. Удельный вес норкового меха в советском пушном экспорте в последние годы достигал 3—4%.
Из шкурок норки изготовляют дамские манто, жакеты, пелерины, палантины, горжетки, шапочки, шляпы, муфты; они идут также на отделку дамской одежды, пошитой как из других видов пушнины, так и из шерстяных материй.