К объекту изучения мы относим как ту часть территории, которую бобровые поселения уже занимают или скоро заселят, так и пространства между поселениями, на которые влияние бобровой деятельности в большей или меньшей степени распространяется, т. е. всю территорию Латвийской ССР.
Геологическое строение поверхности территории Латвии характеризуют отложения ледникового материала в виде невысоких холмов (Гайзинькалнс — 311,6 м над уровнем моря) и неглубоких оврагов (до 85 м — древняя долина р. Гауя у Сигулды). Возвышенности характеризуются более толстым четвертичным слоем, чем равнины. Более древние отложения, в основном девонские доломиты и песчаники, изредка обнажаются по берегам рек, но не выходят на поверхность. Территория Латвийской ССР находится в зоне смешанных лесов умеренной зоны Палеарктики. Занимаемая площадь — 64,6 тыс. км2, что составляет менее 0,3% территории России (ее координаты: 55°4(У, 58°05 с. ш. и 20°58/, 28°14 в. д.). По картосхеме 1.11 видно, что изучаемая нами территория находится в географически предполагаемом оптимуме ареала бобра.
Она расположена в зоне смешанных лесов, ее характеризует умеренный климат с небольшим притоком солнечной радиации, теплыми снежными зимами с частыми оттепелями, обычно прохладным и сырым летом. Влияние Атлантического океана существенно снижается в восточном направлении, и климат становится более континентальным. Само Балтийское море влияет на климат полосы шириной в несколько десятков километров вдоль западного побережья республики. Это своеобразный природный район — Приморская низменность, образовавшаяся 12— 14 тыс. лет тому назад. За ее внутреннюю границу принимают береговую линию Балтийского ледяного озера при высшем его уровне.
Образование природных комплексов Приморской низменности началось позже, чем на остальной, внутренней части республики. Весьма расчлененный рельеф Латвии, разнообразие почв, климатические и другие отличия требуют и одновременно позволяют выделить ряд физико-географических районов (см. смотреть статью под номером 3.1), имеющих разное влияние на биологическую емкость территории, темпы распространения и эдификаторскую роль бобров.
Так как заселение территории бобрами не закончено, а их распространение неравномерно, делать окончательные количественные выводы о различиях в биологической емкости территорий еще рано. Однако .анализ природных и экономических факторов именно в период образования бобровых ресурсов особенно важен для понимания этого процесса и управления им. А. Яунпутныньш и К. Раманс (Latvijas PSR geografija, 1971) различают в Латвийской ССР 22 физико-географических района, объединенных в 4 группировки.
Мы для своих целей используем здесь более подробную схему А. Яунпутнынына (Латвия, 1968,. с. 44), где Приморская низменность разделена на 3 самостоятельных района (№ 1—3 на смотреть статью под номером 3.1). Северокурземская возвышенность образует 2 самостоятельных района (№ 6 и 7 на смотреть статью под номером 3.1), а от Латгальской возвышенности в качестве самостоятельного-района отделена древняя долина р. Даугавы (№ 24 на смотреть статью под номером 3.1). Использованное нами деление от схемы А. Яунпутнынына имеет незначительные (для наших целей) отличия в контурах районов.
Эти районы имеют различный рельеф и климатические особенности, причем климатическая континентальность более выражена в восточном направлении, чем с юга на север. Основным фактором, лимитирующим возможность существования и численность бобров, являются водоемы.
Наиболее характерными местами обитания этих животных в Латвии можно считать, по делению Ю. В. Дьяконова (1973, 1975а, б), крупные, средние и малые-реки, равнинные ручьи, каналы и канавы, старицы и непойменные озера. Уточнение протяженности речной сети Латвийской ССР (как и для других территорий) — основного фактора, определяющего биотическую емкость территории, — связано с некоторыми трудностями, поскольку это меняющаяся величина: одни ручьи высыхают, другие в процессе гидротехнической мелиорации удлиняются. В нашем распоряжении имеются два разных варианта ее оценки (смотреть статью под номером 3.1).