Плановое охотничье, а тем более бобровое хозяйство немыслимо без достоверной информации о движении ресурсов, т. е. о динамике численности. Под этим термином мы понимаем скорость роста или сокращения численности животных. Это, во-первых, зависит от числа потомков женского пола от одной самки за всю се жизнь.
Самка может не оставить потомства, а может и принести гораздо больше детенышей, чем среднее число новорожденных в популяции. Во-вторых, это зависит и от среднего времени генерации, т. е. от среднего возраста, в котором самки производят потомство (Риклефс, 1979). Для бобров — сравнительно крупных грызунов — характерно высокое среднее (3 года) время генерации и небольшое количество (от 1 до 5) потомков в год в течение ряда лет. Кроме того, для популяций бобров, в отличие от популяций других грызунов, не характерны резкие колебания численности.
Все же рост численности бобров подчинен общему правилу геометрической прогрессии: «. не подвергайся оно истреблению, потомство одной пары очень скоро заполнило бы весь земной шар» (Ч. Дарвин — цит. по Риклефсу, 1979, с. 233). Этому препятствует ряд внешних факторов, которые оказывают отрицательное влияние на рост поголовья и тормозят его. Под давлением этих факторов рост популяции меняется во времени. Анализ динамики численности прошлых лет позволяет прогнозировать будущее, однако на ограниченный срок.
В смотреть статью под номером 1.7 приводим анализ вышеуказанных трех показателей в применении к условиям Латвийской ССР.
Поскольку немыслимо, чтобы средний возраст вступления самок в размножение превышал б лет, среднее число потомков одной семьи весьма низкое — от 3 до 5 (см. смотреть статью под номером 1.7). Такие скромные показатели объясняются тем, что в природных условиях смертность молодняка весьма высокая. В. С. Кудряшов (1978, с. 8) указывает, что смертность сеголеток с 1967 по 1972 г. колебалась от 36,4 до 72,3% (в среднем 51,9%), отмечая также, что, по материалам М. Н. Бородиной, смертность сеголеток в мещерской популяции бобров составляла в 1953—1961 гг. только 14,3%, или в 3,6 раза меньше. Наши экспериментальные отловы с 1980 по 1985 г. свидетельствуют о большом количестве бездетных самок, что косвенно подтверждается также литературными источниками (Дьяков, 1975а).
Нет и не может быть сомнения в том, что народное хозяйство заинтересовано в увеличении добычи естественной природной продукции — первоклассной бобровой пушнины, мяса, струи, жира. К этой цели можно приблизиться путем интенсификации, целенаправленно увеличивая показатель R и понижая Т (см. смотреть статью под номером 1.7). Однако вышеизложенный метод вычисления X требует апробации в условиях природы, что возможно только в условиях заповедника и весьма затруднительно на крупных территориях и в ограниченные сроки.
Этот метод был применен нами для разработки предварительной математической модели динамики численности поголовья бобров на территории Латвийской ССР (см. подраздел 3.3), где приводится анализ динамики численности конкретных территориальных группировок.