В 1981 г. начался интенсивный отлов бобров капканами. Результаты промыслового отлова по годам и леспромхозам, а также анализ интенсивности отлова приведены в смотреть статью под номером 3.31 и на смотреть статью под номером 3.20. Из таблицы видно, что количество отловленных бобров непрерывно росло и в сезон 1985/86 г. достигло 2788, а всего за 6 лет было отловлено около 6300 особей. Наиболее ровный прирост отловов показывает Вентспилсский леспромхоз, наиболее стихийный — Юрмальский.
Очень высокий процент отлова (28% к учету 1984 г. и 18% — к учету 1986 г.) 2 года подряд в Кулдигском леспромхозе объясняется необходимостью выловить бобров из мелиоративных систем, по которым они быстро расселились, как только оказались занятыми основные реки и притоки с лучшими условиями обитания. Всего за 6 лет в Кулдигском леспромхозе отловлено 1634 бобра.
Это составляет в среднем 13% (см. смотреть статью под номером 3.31). Интенсивность отлова на условную единицу территории (100 км2) также наибольшая в Кулдигском леспромхозе, она в 5,4 раза выше средней по республике (4,3). Соотношения между интенсив-ностями имеют очень большую амплитуду колебаний — 54 раза. Это объясняется кроме высокой численности бобров и заселения ими «неразрешенных» угодий также неравномерным распределением поголовья животных и неудовлетворительной организацией
промысла. Реальная возможность отловить столь значительное количество бобров свидетельствует о том, что установленная путем экстраполяции численность бобров и территориальное распределение ресурсов не преувеличены. Это косвенно свидетельствует также о целесообразности выбранного способа обучения кадров. За 5 лет около ста сотрудников лесной охраны и охотоведов получили теоретическое и практическое обучение по капканному отлову бобров и первичной обработке сырья; их численность продолжает расти.
В местах, где бобров было необходимо выловить, применен активный белорусский метод (Голодушко и др., 1976; Голодушко, 1969, 1972) в модификации В. С. Кудряшова (по отлову в Окском заповеднике в 1974 г.).
В смотреть статью под номером 3.32 данные об отлове бобров по леспромхозам (см. смотреть статью под номером 3.31) распределены по территориальным группировкам. Поскольку в нашем распоряжении не было достаточно подробной информации, количество отловленных бобров в тех леспромхозах, которые расположены в нескольких бассейнах, разделено пропорционально величине территории (см. смотреть статью под номером 3.24).
Анализ интенсивности эксплуатации территориальных группировок (смотреть статью под номером 3.33) показывает, что наибольшие отловы бобров (в бас. рек Ирбе и Вента) составили 30 и 36% общей численности в 1986 г., что в пересчете на один сезон эксплуатации (даже по отношению к численности в 1984 г.) не достигает 10%, и неоправданно низкий — 3% — в густозаселенном бобрами бассейне р. Слоцене. Надо подчеркнуть, что недопромысел — это не только недополучение продукции — он угрожает повреждением лесных и сельскохозяйственных угодий и разрушением ресурсов.
Нет сомнений, что общая интенсивность отлова может быть увеличена во всех территориальных группировках, однако она обязательно должна быть дифференцированной, сосредоточенной на участках с перенаселенностью (сгущения крупных кругов на смотреть статью под номером 3.20 и др.), и минимальной — не больше 10—15% — в местах, заселение которых только начинается (группировки рек Гауя,. Великая, Салаца), где отлов бобров можно организовать в виде вылова «вредящих» поселений и для приобретения первых навыков по технике отлова. Для дальнейшего планирования хозяйства необходимо иметь информацию об ожидаемом развитии бобровых ресурсов.