Этот зверь относится к числу наиболее крупных хищников наших лесов. В сравнение с ним идет разве лишь тигр, встречающийся в уссурийской тайге.
Ареал бурого медведя охватывает значительную часть лесной зоны. Внутри него есть густонаселенные и безлесные районы, где медведь совсем не встречается, например Московская область. Изолированные участки ареала этого хищника расположены в горных лесах Украины, Кавказа, Тянь-Шаня, Памира и некоторых других горных районов.
Бурый медведь — типичный лесной вид. Для его обитания требуются сплошные массивы леса с минимальной площадью в 20—25 тыс. га. В индивидуальные и семейные участки этого хищника входят самые различные типы леса, но все же можно отметить его приуроченность к захламленным темнохвойным и смешанным лесам, к приречным лесным массивам, к окраинам болотистых урочищ, зарастающих гарей и вырубок.
В горных лесах медведь часто встречается у их верхних пределов, выходит на альпийские луга и даже в гольцовую зону. Разнообразие лесных типов, экологическая мозаика обеспечивают ему благоприятные условия существования.
Берлоги медведь устраивает в достаточно глухих, «крепких», местах, в буреломах, близ старых лесосек и гарей, по окраинам моховых болот и на лесистых островах посреди заболоченных урочищ. Чаще всего он залегает в углублениях под вывороченными корневищами деревьев, предварительно углубив их, в провалах под крупными валунами, в пещерах, иногда в больших дуплах. Встречаются и земляные берлоги, вырытые самими медведями, причем в некоторых районах они могут преобладать.
Бурый медведь всеяден. Состав его кормов зависит от местности, в которой он живет, сезона и урожая кормовых растений и животных.
После выхода из берлоги, медведь обычно сталкивается с недостатком корма. В это время он выслеживает диких копытных зверей и нападает на них, разыскивает падаль, разрывает муравейники, поедает прошлогодние ягоды и первые ростки растений. Иногда ему приходится довольствоваться растительной ветошью — старыми сухими стеблями растений.
По мере появления зеленой растительности она начинает занимать все более видное место в рационе медведя, причем преобладают стебли и листья лесного разнотравья: купыря, дудника, дягиля, борщевика и др. Животные корма, особенно муравьи и личинки различных насекомых, являются важным дополнением к рациону медведя. Иногда ловит молодняк копытных зверей и других животных.
Во второй половине лета и в начале осени медведь почти полностью переключается на питание ягодами, кедровыми орехами, желудями, орехами лещины, разумеется, не забывая и о животных кормах. В неурожайные годы ему приходится очень трудно, ибо состояние упитанности животного, а следовательно, и условия его зимовки определяются именно в этот период. Медведи начинают усиленно охотиться за оленями, лосями, кабанами и другими копытными животными, разыскивать падаль, нападать на домашний скот и т. д. Не накопившие достаточных жировых запасов особи не залегают в берлоги и становятся очень злобными и опасными шатунами.
Чаще всего охотятся за копытными животными медведи, обитающие в Западной и Восточной Сибири. Они же представляют наибольшую опасность для человека даже при нормальных условиях. Самые «миролюбивые» медведи обитают на Сахалине, Камчатке и на побережье Охотского моря.
Медведи остальных районов занимают как бы промежуточное положение. В засушливые и бескормные годы характер этих хищников почти повсюду становится весьма опасным (Верещагин, 1965).
Воздействие бурого медведя на лесные биоценозы многообразно и до конца не прослежено. Непосредственно на лес и лесовозобновление может влиять потребление им в корм значительного количества семян кедра и кедрового стланика, поедание различных дикорастущих плодов. Отрицательным фактором можно считать и разрушение этим зверем муравейников.
Нападение на домашний скот наносит некоторый ущерб сельскому хозяйству на лесных землях и близ их границ. Медвежьи тропы ухудшают качество травостоев, используемых в хозяйственных целях.
В то же время нарушение целостности плотного травяного покрова улучшает условия для лесовозобновления. Этот зверь может наносить чувствительный урон урожаю лесных ягод, которые он поедает в большом количестве. Много ягодных кустарников и кустарничков медведи вытаптывают и выламывают.
Уничтожение медведем некоторого количества диких копытных зверей отрицательно сказывается на состоянии охотничьих ресурсов, но при большой плотности населения последних может оказаться благоприятным для леса, так как копытные наносят лесу неизмеримо больший ущерб, чем медведь. Кроме того, медведь поедает большое количество личинок вредных для леса беспозвоночных животных.
В целом нет оснований считать медведя опасным для леса зверем. При комплексном ведении хозяйства плотность его может поддерживаться на таком уровне, чтобы он не наносил заметного ущерба и сопутствующим отраслям («скотинники» и шатуны, безусловно, должны истребляться).
Из лесохозяйственных мероприятий для бурого медведя неблагоприятны те, которые вызывают уменьшение площадей спелых плодоносящих кедровников, дубрав, плодовых пород, сокращение площадей ягодников, ведут к ухудшению защитности угодий. Сюда относятся сплошные концентрированные рубки, некоторые виды рубок ухода и санитарные рубки, осушение болот с ягодниками.
Практическое значение медведя определяется получаемой от не а) продукцией — шкурой, мясом, жиром, некоторыми лекарственными веществами. Заготовки медвежьих шкур в нашей стране достигли максимума в 1934 г.— 10,1 тыс. шт. В последние годы на заготовительные пункты поступает всего по нескольку сотен шкур. Это объясняется не снижением добычи медведя, а тем, что его шкуры из-за низкой заготовительной цены почти не сдаются. Мясо также используется преимущественно самими охотниками. Бурый медведь — перспективный объект охоты. При нормализации экономических условий может быть увеличено и промысловое значение бурого медведя.