Марал и изюбр в пределах естественного ареала не оказывают заметного влияния на лес. Средняя плотность населения этих подвидов сравнительно невелика, индивидуальные участки обширны. Лесное хозяйство на большей части их ареалов ведется экстенсивными способами. Вредная деятельность — почти полное «обстригание» подроста и подлеска, вытаптывание почвы на крутых склонах (морянах) с последующей эрозией — имеет локальный характер. С таким случаем один из авторов столкнулся в 1970 г. на западном побережье
Байкала, где создана слишком высокая плотность населения марала. В Приморском крае отмечены факты сильного повреждения изюбром бархата и аралии.
Олени всех подвидов могут поедать сено из стогов, сложенных на зиму, наносить потравы сельскохозяйственным культурам в полях, повреждать огородныеи садовые растения.
В пределах ареала европейского оленя проводятся в основном промежуточные рубки, в целом благоприятные для этого зверя. Сплошные концентрированные рубки резко изменяют условия обитания марала и изюбра, так как на вырубках они жить не могут. Возобновляющиеся вырубки постепенно начинают использоваться этими животными, открытые и заболоченные осваиваются только по краям. Распространение хвойных монокультур делает угодья европейского оленя однообразными, менее продуктивными.
Благородный олень — ценный и перспективный охотничий вид. Европейский подвид сейчас энергично расселяют в различных охотничьих хозяйствах. Марал и изюбр — традиционные объекты промысловой охоты.
В социалистических странах Европы ежегодно отстреливают 44—45 тыс. оленей, что позволяет получать 3,3 млн. кг мяса, большое количество шкур и ценные трофеи — рога. В нашей стране, по официальным данным, ежегодный отстрел оленей не превышает 500-600 голов, но фактически он намного выше.
В последние годы в многоснежные районы европейской территории страны завозится марал, причем большинство выпусков было удачным. Несомненно, со временем роль благородного оленя в нашем охотничьем хозяйстве возрастет. Надо быть готовыми к повышению численности этого вида в зоне интенсивного лесного хозяйства и координировать деятельность лесного и охотничьего хозяйства в обоюдовыгодных интересах. В азиатской части страны следует усилить контроль за использованием популяций марала и изюбра.
Пятнистый олень. Обитает на Дальнем Востоке и одно время был близок к истреблению. Но уже в 1969 г. в СССР насчитывалось более 40 тысяч этих животных, в том числе в Приморском крае (в диком состоянии) около одной тысячи, в заповедниках и сходных с ними по режиму хозяйствах— 1860, в охотничьих хозяйствах— 1460, в пантовых оленесовхозах — примерно 36 тысяч особей. Вне пределов естественного ареала эти животные встречаются теперь в Армянской и Азербайджанской ССР, на Украине, в Молдавии, Литве и в некоторых областях европейской части России — Воронежской, Калужской, Московской и других (Дормидонтов, 1969). Общая численность свободно живущих оленей — 3,4 тыс. особей (Перовский, 1970).
На родине этот олень населяет дубово- и кедрово-широколиственные леса, предпочитая пересеченный рельеф с чередованием лесных массивов, прогалин, зарастающих гарей и вырубок. В местах акклиматизации обитает в различных типах леса, свойственных данной местности, избегая, однако, сплошных однообразных массивов и преобладания хвойных пород. В Хоперском заповеднике, например, пятнистый олень придерживается пойменных группировок — ольшаников, смешанных широколиственных участков леса, в основном из осины и дуба, окраин лесных водоемов с обильными зарослями ивы и тополя, различных полян с богатым травостоем.
В уссурийской тайге основу питания пятнистого оленя составляют листья, почки, тонкие побеги, молодая поросль деревьев и кустарников; кора потребляется во второй половине зимы. Рацион дополняют злаки, осоки, морские водоросли.
К числу предпочитаемых пород в пределах коренного ареала относятся дуб, липа, маньчжурская аралия, леспедеца, маньчжурский бархат и орех, амурский виноград и т. д.; в европейской части страны — дуб, ясень, осина, ивы, татарский клен, бересклет бородавчатый и европейский, крушина ломкая, свидина кроваво-красная и многие другие. Олень охотно поедает желуди и буковые орешки.
В Хоперском заповеднике в список кормовых растений входят 236 видов; в весенне-летний период доминируют травы, зимой и ранней весной — побеги и кора деревьев и кустарников.
В Приморском крае с его богатейшей растительностью, пятнистый олень не наносит заметного ущерба лесу. Однако в результате акклиматизации, достигая высокой плотности, он может причинять вред лесному хозяйству. Так, в Хоперском заповеднике на пробной площадке в ясенево-дубовом лесу с осокой волосистой олени повредили 50% лещины, 88,6% бересклета бородавчатого, 75% дуба летнего и т. д. Всего было повреждено 75,9% деревьев и кустарников, имевшихся на площадке. В дубняке с осокой волосистой процент поврежденных растений составил 88,5. Звери надламывали 2—3-метровые стволики ив, обкусывали вершинки молодых деревьев, объедали древесный подрост (Протоклитова, 1961).
Влияние на пятнистого оленя лесохозяйственной практики хорошо не изучено. Промежуточные, выборочные рубки, связанные с осветлением насаждений, с образованием прогалин и увеличением протяженности внутренних опушек, должны быть для него благоприятными. Сплошные концентрированные рубки вызывают уменьшение площади стаций этого вида, который избегает обширных открытых пространств и плохо переносит большую высоту снега, имеющуюся обычно на вырубках. Сенокошение и интенсивный выпас скота ухудшают кормовую базу оленя.
Пятнистый олень — ценный промысловый зверь. Он дает хорошее мясо, шкуру и лекарственные панты. При постоянной помощи со стороны человека он может заселить значительную часть широколиственных лесов европейской части СССР и горные леса южных районов страны. Возможно дальнейшее восстановление популяций и в коренном ареале.
В настоящее время охота на пятнистого оленя запрещена. Необходимо регулировать его численность в заповедниках и охотничьих хозяйствах, не допуская появления слишком больших концентраций.