Впервые енота-полоскуна завезли в Советский Союз в 1936 г. После серии интродукций, среди которых были и неудачные, он закрепился в некоторых районах Дагестана, Краснодарского края, Азербайджана, Белоруссии и Киргизии.
Енот — житель леса; он прекрасно лазает по деревьям и проводит на них много времени. Предпочитает старые крупноствольные широколиственные леса с повышенной влажностью, с непересыхающими летом речками, болотами и озерами. Встречаются еноты в смешанных лесах, но с преобладанием лиственных пород (Руковский, 1969). В Белоруссии этот зверь живет в дубово-грабовых смешанных лесах, причем обязательным условием является наличие дуплистых деревьев и хотя бы небольших водоемов.
Жилище енот чаще всего устраивает в дуплах перестойных деревьев, иногда в дуплах поваленных деревьев, в расщелинах скал или в норах, покинутых другими животными. Охотно селится в искусственных дуплянках.
Полоскун ведет сумеречно-ночной образ жизни, а днем спит. В ясные теплые дни он нередко выходит наружу. Излюбленное время охоты — наиболее темные часы ночи.
Охотничьи участки енотов невелики и редко превышают в радиусе 1,5 км. Но даже на такой небольшой площади у зверьков бывает несколько дупел. Участки отдельных особей часто перекрываются. По данным Н. Н. Руковского (1969), в благоприятных условиях плотность населения енотов может быть весьма высокой — от 20 до 30 особей на 1000 га, а в отдельных случаях и до 100.
Енот — всеядный хищник, который в равной степени питается и растительными и животными кормами. В питании этого зверька четко прослеживается сезонность. Весной и в первую половину лета в рационе преобладают животные корма, а во второй половине лета и осенью — растительные. Особое предпочтение енот оказывает лягушкам, даже если они попрятались в ил. Бродя по мелководьям, енот добывает рыбу, раков, двустворчатых моллюсков, водяных жуков. Поедает он также мышевидных грызунов, ящериц и змей, много различных беспозвоночных. Из растительных кормов преобладают ягоды, орехи, желуди, различные плоды и молодые початки кукурузы.
Осенью еноты сильно жиреют, и зимние месяцы спят в дуплах, нередко по нескольку вместе.
Даже такой беглый очерк биологии полоскуна показывает, что он не может представлять опасность для леса. Незначительный ущерб наносится поеданием насекомоядных птиц и дикорастущих плодов, однако он компенсируется уничтожением вредных грызунов и насекомых. Его роль в других отраслях хозяйства более негативна (истребление небольшого количества выводков водоплавающей дичи, набеги на поля и огороды, расположенные на лесных землях), но не настолько, чтобы объявить этого зверька вне закона, как это было сделано в Азербайджане.
На енота отрицательно влияет вырубка дуплистых и плодовых деревьев, гидромелиоративные работы.
Из красивых и очень прочных шкурок енота шьют шубы, шапки, воротники и другие меховые изделия. Мясо его вполне съедобно и в Америке считается деликатесом. Заготовка енотовых шкурок в Азербайджане — основном районе промысла — составила в 1966 г. 2900 штук. Во всех местах обитания енота следует вести его рациональный промысел.
Соболь
Этот ценнейший зверек обитает преимущественно в Советском Союзе. Ареал соболя охватывает огромную площадь лесной зоны от западных предгорий Урала до Камчатки.
Соболь — в основном житель спелых лесов. Наивысшая плотность его населения наблюдается в темнохвойных насаждениях Центральной и Восточной Сибири. Но промысловые плотности этого хищника имеются и в смешанных лесах Западной Сибири и даже в лесах из каменной березы на Камчатке.
Биологическая продуктивность соболиных угодий определяется составом и возрастом лесов. Так, в Красноярском крае к высокопродуктивным угодьям относятся горные кедровые леса Западного Саяна (средний промысловый выход 2,5—3,5, а местами даже 7 особей с 1000 га). Много соболя и в горных лесах с преобладанием ели и пихты (средний выход около 2,5 зверька). Горные листвиннично-кедрово-березовые леса Западного Саяна заселены этим зверьком хуже.
Питается соболь в основном мелкими лесными грызунами, кроме тою, поедает значительное количество бурундуков, белок, не брезгует землеройками, часто ловит наземных и спускающихся на землю птиц: рябчика, тетерева, кедровку, дятлов и пр. Орехи кедра и кедрового стланика в отдельные годы составляют основу рациона зверька. Он поедает также довольно много ягод — брусники, голубики, черники. Все это дает основание рассматривать соболя как всеядного хищника, или полифага.
К. Г. Абрамов (1967), изучавший биологию соболя на Дальнем Востоке, делит все его корма на основные, редкие, заменяющие и случайные. К основным для данного региона он относит таежных полевок (сибирскую красную, красно-серую, шантарскую, крысоголовую и некоторых других), саянского лесного лемминга, дальневосточную лесную мышь, орехи корейского кедра и кедрового стланика, различные ягоды, плоды амурского винограда и актинидий.
В число редких видов входят все другие виды мышевидных, землеройки, бурундук, белка, пищуха, рябчик, дикуша, белая и тундряная куропатки, каменный глухарь, мелкие виды пернатых, некоторые дикорастущие виды плодов.
Заменяющие корма приобретают особое значение в годы неурожая основных кормов или затруднений в их добывании, вызванных глубоким снегом, гололедом и т. д. В таких условиях соболь может переключиться на отнерестовавших лососей, предпринять охоту на зайца-беляка или кабаргу. И, наконец, случайные корма — те, которые попадаются зверьку попутно, не в процессе охоты. Это могут быть лягушка, змея, колонок, горностай, дикие пчелы и их мед, падаль.
Нетрудно увидеть, что большую часть перечисленных выше кормов соболь может добыть только в пределах леса. Тесную связь соболя с лесными угодьями определяет также характер его жилищ и убежищ. Он не роет нор, а использует расположенные низко дупла, полости под корнями деревьев и древесными выворотами, забирается в бурелом и валежник. Зимой соболи часто поселяются в подгольцовой зоне, в зарослях заваленного снегом кедрового стланика. Подснежные лабиринты в сочетании с каменистыми россыпями делают этого зверька совершенно недоступным для преследования.
О. К. Гусев (1966), изучавший жизнь соболя в Баргузинском заповеднике, выяснил очень большую роль валежника в передвижении этого зверька зимой. Он обратил внимание на то, что соболь использует любую возможность вскочить на лежащую валежину и пробежать по ней. В среднем суточный ход длиной 6 км проходил по валежинам 200 раз. На каждом километре пути зверек пробегает по ним в среднем 264 м. Значение этой привычки вполне понятно: в глубокоснежье бегать по упавшим деревьям гораздо легче, чем по поверхности снега.
Влияние соболя на лесные биоценозы нельзя считать отрицательным. Основная его форма — поедание семян сибирского кедра и кедрового стланика. Но сравнительно низкая по сравнению с прочими потребителями этих семян плотность населения соболя определяет и малый объем ущерба, наносимого им урожаю кедра и кедрового стланика.
Исследования некоторых зоологов и охотоведов, устные сообщения промысловых охотников говорят о том, что соболь якобы сильно снижает численность белки и даже полностью истребляет ее. Его также обвиняют в причинении серьезного ущерба популяциям колонка и тетеревиных птиц. По-видимому, это справедливо для лиственничной тайги Восточной Сибири и Дальнего Востока, отличающейся очень низкими защитными условиями для некоторых жертв соболя. Охотничье хозяйство несет потери от соболя, но на лесное хозяйство жизнедеятельность соболя влияет лишь опосредствованно и, быть может, даже положительно, сокращая численность мышевидных грызунов, бурундука и белки — основных потребителей кедрового ореха.
Не удивительно, что многие лесохозяйственные мероприятия чрезвычайно отрицательно сказываются на состоянии популяций соболя. С вырубкой спелых хвойных насаждений, особенно кедровников, исчезают наиболее высокопродуктивные стации этого вида. На обширных сплошных вырубках, в гарях и молодняках он вообще не живет, а лишь заходит в их окраинные участки из сохранившихся массивов леса. Вырубка дуплистых деревьев, расчистка бурелома и валежника также ухудшают кормовые и защитные свойства соболиных угодий.