Средиземноморский представитель тропической группы видов, широко распространенный в Средней Азии и менее — в других южных районах СССР. В Казахстане редок; встречается южнее 48° с.ш.
Местами выплода служат прибрежные участки постоянных водоемов, питаемые грунтовыми водами. Состав воды характеризуется повышенной минерализацией (1000—1100 мг/л), слабощелочной реакцией (рН 7,6) и значительной примесью сернистых соединений (286 мг/л), окрашивающих находящиеся в воде предметы в сизовато-белый цвет. Запах воды сероводородный, привкус болотный. Личинки заселяют богатые планктоном литоральные незарос-шие участки таких водоемов. Е. А. Плетнев (1943) указывает на возможность развития в водоемах с подпочвенной водой родникового происхождения. Встречается совместно с Cs. alaskaensis, Cx. pipiens и Cx. modestus.
Взрослые личинки обнаруживаются в бассейне Сыр-Дарьи со второй, а на Или — с третьей декады августа. Предимагинальные фазы существуют до конца сентября. За этот период отмечается два пика увеличения численности личинок: в начале третьей декады августа и в начале второй декады сентября, что говорит о развитии двух генераций. В другое время года личинок обнаружить не удавалось, несмотря на многолетние полисезонные исследования известных мест выплода. Аналогичные сведения, но со сдвинутыми к зимнему времени сроками, приводит и Киркпатрик (Kirkpatrik, 1925) для Каира.
Подобно другим политермофилам, имеющим на территории Казахстана северную границу своего ареала, показывает весеннюю задержку развития. Первые имаго в бассейнах рек Или и Сыр-Дарьи начинают отлавливаться во время роения, кошения растительностисачком и в светоловушку со второй половины августа. Характерно, что даже при полисезонных наблюдениях, охватывающих крайние сроки активности комаров в бассейнах рек Сыр-Дарьи (1964) и Или (1965), отловить зимующих или вышедших из зимовки самок не случалось. Подобные результаты были получены и в Туркмении, где личинки, куколки и имаго встречались только с мая по октябрь (Петрищева, 1936).
Местами дневок служат приозерные заросли. П. А. Петрищева (1962), помимо этого, обнаруживала днюющих самок в колодцах, шахтах, штольнях, дуплах деревьев и в гнездах птиц.
Вид, вероятно, орнитофильный. На человека и домашних животных не нападает. По мнению П. А. Петрищевой (1936), питаются кровью птиц. В сыр-дарьинских плавнях личинки обнаружены среди безбрежных, неглубоких (40—50 см) разливов около заросшего тростником островка, заселенного колонией пеликанов.
ТАГ.ЛИЦА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ РОДА CULISETA FELT ПО ВЗРОСЛЫМ НАСЕКОМЫМ
Среднеспинка с резко выраженными продольными белыми полосами, образующими подобие лировидного рисунка; бедра и голени спереди с резко выраженными белыми пятнами. Костальная жилка спереди на большей части покрыта белыми чешуйками; щупики самцов короче хоботка (подрод А1lotheobaldia Brol.).
Cs. (All.) longiareolata Macq.
В Казахстане встречается повсеместно, но мозаично.
Среднеспинка без белых продольных полос, иногда с более или менее резко выраженными белыми пятнами; если же с полосками, то последние не образуют лировидного рисунка; бедра и голени спереди в одноцветных темно-бурых чешуйках или же с более или менее значительным числом вкрапленных чешуек. Костальная жилка покрыта темными чешуйками щупики самцов длиннее хоботка.
Радио-медиальная и медио-кубитальная жилки расположены на одной прямой (подрод Culiseta Felt).
Лапки с более или менее широкими белыми колечками.
Первый членик задних лапок посередине без светлого колечка; бедра без предвершинного светлого кольца. Крылья с темными пятнами; лапки с белыми колечками.
Cs. (Cs.) alaskaensis Ludl.
Повсеместно, включая предгорные, а на юге и юго-востоке и горные районы.
Первый членик задних лапок посередине со светлым колеч-ком; бедра с явственно развитым белым кольцом в вершин-ной трети.
Cs. (Cs.) annulata Schrk.
В пределах пустынной, полупустынной и степной зон.
Лапки одноцветные, без светлых колечек.
Cs. (Cs.) bergrothi Edw.
Северные и восточные районы Казахстана.
Медио-кубитальная поперечная жилка расположена явственно ближе к основанию крыла, нежели радио-медиальная; крылья без темных пятен или с едва намечающимися темными пятнами (подрод Culicella Felt).
Длина первого членика передних лапок самца равна или ме-нее длины остальных члеников той же лапки, вместе взятых;длина передней лапки самца менее длины голени той же пары
Cs. (Сс.) silvestris Sching.
Длина первого членика передней лапки самцов явственно превосходит длину остальных члеников той же лапки, вместе взятых; длина передней лапки более длины голени той же ноги. Щупики самцов длинные, основание вершинного членика щупиков лежит, как правило, явственно дистальнее основания сосательных лопастей хоботка; покров третьего и четвертого члеников щупиков самцов на всем протяжении покрыт темно-бурыми чешуйками, как правило, лишь с незначительными включениями белых чешуек.
Cs. (Сс.) morsitans Theob.
Восточный Казахстан, возможен в Северном.
ТАБЛИЦА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ РОДА CULISETA FELT ПО ГИПОПИГИЯМ САМЦОВ
Девятый тергит по бокам с длинными выростами: фаллозома весьма крупная (подрод Allotheobaldia Brol.)
Cs. (All.) longiareolata Macq.
В Казахстане встречается повсеместно, но мозаично. Девятый тергит простой:фаллозома умеренного размера (подроды Culiseta Felt, и Culicella Felt)
Коксит перед вершиной с внутренней стороны без сильно выпуклой бородавки, но с небольшим участком густо сидящих волосков.
Cs. (Cs.) alaskaensis Ludl.
Повсеместно, включая предгорные, а на юге и юго-востоке и горные районы.
Коксит без предвершинной бородавки и без резко ограниченного участка густо сидящих волосков.
Базальная бородавка коксита, как правило, с одной-двумя длинными и крепкими щетинками.
Базальная бородавка большая, ширина ее равна или больше высоты (лапки с широкими белыми кольцами).
Cs. (Cs.) annulata Schrk.
В пределах пустынной, полупустынной и степной зон Казахстана.
Базальная бородавка небольшая, чуть выступающая (лапкибез светлых колечек).
Cs. (Cs.) bergrothi Edw.
Северные и восточные районы Казахстана.
Базальная бородавка коксита, как правило, с тремя-восемью крепкими и длинными щетинками.
Базальная бородавка коксита с тремя-четырьмя крепкими и длинными щетинками . . . Cs. (Сс.) morsitans Theob. Восточный Казахстан, возможен в Северном. Базальная бородавка коксита с пятью-восемью, редко с четырьмя крепкими, слабо изогнутыми щетинками.
Cs. (Сс.) silvestris Sching.
Северные районы Казахстана.
ТАБЛИЦА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧИНОК IV СТАДИИ РОДА CULISETA FELT
Сифон относительно короткий и толстый (индекс ниже 4). Главные стволы трахей широкой лентовидной формы. Усики короче головы, со слабо развитым пучком.
Гребень из небольшого числа хорошо развитых зубцов по всей длине сифона. Тело усиков лишено шипиков; пучок на усике расположен у середины, ближе к дистальному концу, короткий, не более чем из трех ветвей (подрод Allotheobaldia Brol.)
Cs. (All.) longiareolata Macq.
В Казахстане встречается повсеместно, но мозаично.
Гребень сифона из зубцов, сидящих у основания, в дисталь-ном направлении продолжается в виде ряда длинных волосков. Усик покрыт редкими шипиками: пучок на нем расположен у середины, ближе к основанию, короткий, состоит более чем из пяти ветвей (подрод Culiseta Felt).
Усики в длину достигают половины длины головы. Средние лобные волоски из шести-восьми ветвей. Щетка в среднем более чем из 60 чешуек. Гребень сифона занимает 2/з его длины; зубцы в нем численно немного преобладают над волосками. Впереди плавника три-четыре пучка, из которых два своими основаниями прободают кольцо седла
Cs. (Cs.) bergrothi Edw.
Северные и восточные районы Казахстана.
Усики менее половины длины волосков. Средние лобные волоски не более чем из трех ветвей. Щетка в среднем менее чем из 50 чешуек.
Сифон относительно более короткий и широкий, слабо суженный к вершине, отношение его длины к ширине основания равно 2,4:3,0, а к ширине у вершины — 3,4:3,9. Чешуйки щетки узкие, удлиненные, с параллельными боковыми краями, без заметного расширения на конце основания.
Cs. (Cs.) alaskaensis Ludl.
Повсеместно, включая предгорные, а на юге и юго-востоке и горные районы.
Сифон относительно более длинный и тонкий, значительно суженный к вершине, отношение его длины к ширине основания 3:4, а к ширине у вершины — 5:6. Чешуйки щетки слегка сужены, с явственно расширенным основанием.
Cs. (Cs.) annulata Schrk.
В пределах пустынной, полупустынной и степной зон Казахстана.
Сифон относительно длинный и тонкий (индекс выше 5).
Главные стволы трахей тонкие, округлой формы. Усики длиннее головы, с сильно развитым пучком, расположенным за серединой (подрод Culicella Felt).
Внутренние лобные волоски из пяти-девяти ветвей. Чешуйки заднего края щетки имеют на своем теле продольную, заостренную к концу, более темную полосу. Волосок на задних клапанах стигмальной пластинки крючкообразно изогнут только на самом конце. Отношение длины пучка на сифоне к длине последнего около 0,28. Жабры в 1,5—2 раза длиннее седла.
Cs. (Сс.) silvestris Selling.
Северные районы Казахстана. Внутренние лобные волоски из двух-трех ветвей. Дистальные чешуйки щетки без темной полосы на теле. Волосок задних клапанов стигмальной пластинки сильно крючкообразно изогнут по всей длине. Отношение длины сифонального пучка к длине сифона 0,32 и выше. Дистальные зубцы гребня доходят до четверти длины сифона от основания. Жабры достигают половины длины последнего членика брюшка.
Cs. (Сс.) morsltans Theob.
Восточный Казахстан, возможен в Северном.
Подрод AllotheobaldiaBrol.
Cs. (All.) longiareolata Macq.
Южный мезотермофильный вид. Значительная часть его ареала лежит в Эфиопской области (Hopkins, 1952). В Палеарктике распространен в основном в Средиземноморской подобласти. В Казахстане встречается повсеместно, но чаще южнее 50е с. ш.
Вид, в значительной степени перешедший к синантропному образу жизни. В Казахстане многими исследователями (Балкашина, 1939; Плетнев, 1943; Боженко, 1948) отмечалось развитие его в бочках с водой, в различных ямах, копанках и загрязненных водоемах, которые еще имеются в населенных пунктах. Подобные же водоемы, бедные или совсем лишенные травянистой растительности, служат местами развития этого вида и в природных условиях. Обычно личинки обитают в слабо минерализованных (207 мг/л) водоемах с довольно высокими кислотными показателями (рН 5,05) и большой окисляемостью воды (23 мг/л). Развитие отмечается до периода зарастания водоема элодеидами, после чего заселяются другие незарос-шие участки.
В пустынных районах единичные личинки обнаруживались в слабощелочной воде (рН 7,6) со значительной примесью сернистых соединений (286 мг/л) и повышенной минерализацией (1039 мг/л). Предпочитает пресную воду, но может развиваться в воде с соленостью 1% и выше (Мончадский, 1951). Развитие личинок, доставленных с высоты 2600 м н. у. м. в лабораторию (830 м н. у. м.), прекращалось в воде из того же водоема, с той же растительностью вследствие их гибели. Отрицательную роль при этом, видимо, играет резкий переход от умеренных (15—18°) к высоким температурам (27—33°), так как, по наблюдениям А. В. Маслова (1961а), оптимальные условия выживаемости личинок находятся в пределах 30°. В летнее время развитие отмечено совместно с Cx. pipiens, Cx. hortensis и Cx. martinii, а осенью — лишь с Cx. pipiens.
На юге и юго-востоке Казахстана склонен к заселению горных и предгорных биотопов, а в более северных районах — равнинных. Отмеченное явление не случайно. Подобно Cs. alaskaensis у этого вида в пустынных районах отмечается летняя депрессия в самый жаркий период сезона (июнь — август). Личинки и выплажи-вающиеся имаго обнаруживаются лишь в апреле-мае и в августе-сентябре. Причем, у Cs. longiareolata депрессия выражена резче. Если Cs. alaskaensis в крайние сроки теплого сезона (май и конец августа) дает массовый выплод, то личинки Cs. longiareolata встречаются в таких условиях лишь единично. Это говорит о более высокой олиго-термности вида по сравнению с Cs. alaskaensis, что также подтверждается вертикальным распределением этих видов в горных условиях. Cs. alaskaensis поднимается в горы до нижних участков лесолугового пояса {1600—1770 м н. у. м.), a Cs. longiareolata обнаружен в субальпийском поясе высокогорных степей (2600—2800 м н. у .м.).
О более высокой олиготермности этого вида говорит и то, что личинки его в поясе горных степей в массе отлавливались в конце сентября, в то время как личинок Cs. alaskaensis уже не было. Сезонность Cs. longiareolata в Египте также свидетельствует о его холодо-любивости. Там он обилен с декабря до июня (Kirkpatrik, 1925).
Приведенные факты не совсем увязываются со сведениями об экологии этих видов. По литературным данным (Маслов, 1961а), более холодолюбивым должен быть Cs. alaskaensis, что объясняется, вероятно, диапазоном экологической пластичности этих видов, который у Cs. alaskaensis в условиях Казахстана несомненно ниже.
В пустынных предгорных районах единичные личинки обнаруживаются лишь в начале мая и конце августа, тогда как в поясе горных степей (1200—1300 м н. у. м.) в массе они отлавливаются в конце сентября, а в субальпийских степях — в первой половине июля.
Во всех рассмотренных случаях максимальная температура воды в местах развития не превышала 18—22°. Плотность личинок была высокой лишь в осеннее время — более 100 экземпляров на 1 м2 водной поверхности. В этот период личинки заселяли заполненные грунтовой водой небольшие ямки.В остальных случаях встречались в ограниченном количестве. В Семипалатинской области личинки обнаруживались в течение всего лета (Боженко, 1948). Основную часть личиночного питания составляет, вероятно, перифитоп. Отсутствие его увеличивает смертность личинок в 4 раза (Маслов, 19616).
Выплаживаясь в больших количествах около жилья человека, на людей обычно не нападает. Питается, вероятно, кровью различных птиц. П. А. Петрищевой (1936) 97% собранных экземпляров было отловлено в курятниках.
Зимует в фазе имаго. Убежищами служат жилые и нежилые помещения, но чаще подвалы и погреба (Плетнев, 1943). В природных условиях зимующие имаго обнаруживались в растительных зарослях, в пещерах и норах различных животных (Петрищева, 1936).