Часто возникающие противоречия между интересами лесного и охотничьего хозяйств являются не просто отражением диалектического характера взаимоотношений, существующих между охотничьими животными и их лесной средой обитания; их можно объяснить и экономико-организационными факторами.
Пользователи лесных и охотничьих ресурсов обычно относятся к различным ведомствам. Каждое из них экономически и морально заинтересовано в выполнении своих ведомственных планов. Необходима четкая организационно-экономическая система, которая делала бы возможным и прибыльным для лесхозов и охотничьих хозяйств комплексное использование всех лесных ресурсов.
В Советском Союзе стоимость охотничьей продукции составляет пока лишь незначительную часть стоимости основной продукции лесного хозяйства. Но имеются значительные возможности увеличения ее удельного веса. В отдельных случаях, например в Бельгии, охотничье и лесное хозяйства экономически вполне сопоставимы. Доход от аренды лесных охотничьих угодий составляет в этой стране 13% стоимости годичного прироста древесины. Рост арендной платы приведет к тому, что охота будет давать до 25% дохода от эксплуатации лесов.
Поиски необходимых организационных форм в нашей стране ведутся уже давно. Если говорить об охотничьем хозяйстве, то к 1971 г. в России имелось 117 коопзверопромхозов (общая площадь 205 млн. га), 76 госпромхозов (187 млн. га) и 15 гослесохотхозяйств (1840 тыс. га). В большинстве этих хозяйств лесные ресурсы используются комплексно. Гослесохотхозяйства являются фактическими распорядителями государственного лесного фонда, имеющегося в закрепленных за ними угодьях. Промыслово-охотничьи хозяйства Главохоты России и потребительской кооперации, оставаясь охотничьими производственно-заготовительными предприятиями, ведут сбор и переработку многих видов лесной продукции вплоть до деловой древесины (в ограниченном объеме) и дров.
Более чем 10-летний опыт работы комплексных хозяйств доказал правильность и перспективность такого подхода к природопользованию.
Так, госпромхозы Главохоты России за 1966—1970 гг. дали товарной продукции на 112 млн. руб., причем средний выход продукции с 1000 га закрепленных за ними угодий составляет 160 руб. В некоторых промхозах он достигает 565 (Приморский край) и даже 900 руб. (Кемеровская область).
Конечно, обеспечить такой выход продукции путем развития только одного вида хозяйственной деятельности на лесных землях невозможно. Леспромхозы, вырубив лес на определенной территории, получают очень высокий выход продукции с единицы площади, но в течение небольшого периода. Затем наступают десятилетия, когда пройденные рубками лесные земли почти не дают продукции. Охотничьи промхозы — хозяйства длительного, практически бессрочного пользования. Не затрагивая основные фонды — производительные запасы природных ресурсов, они собирают урожай, равный в среднем годовому приросту растительной и животной продукции.
Промхозы за 5 лет сдали на 15 млн. руб. промысловой пушнины, 40 тыс. ц мяса диких зверей, 200 тыс. ц рыбы, много кедрового ореха, грибов, ягод, лекарственно-технического сырья. Они интенсивно развивают подсобные отрасли — сельское хозяйство, пчеловодство, звероводство, переработку древесины и т. д. Это позволяет госпромхозам наиболее полно и всесторонне использовать биологическую продуктивность лесных угодий, обеспечивать круглогодичную занятость своим рабочим, улучшать общие экономические показатели (Удачин и Смирняков, 1971).
К сожалению, приходится констатирован, недостаточную разработку многих экономических, организационных и правовых вопросов деятельности этих хозяйств. Не урегулированы их взаимоотношения с лесхозами, на землях которых они ведут свою производственную деятельность. Между ними не только не существует контактов, но и довольно часто возникают конфликты, так как эти хозяйства на одной и той же территории выполняют одни и те же задачи по заготовкам дикорастущих. Особенно напряженные ситуации возникают при сборе кедрового ореха в Центральной Сибири и Прибайкалье.
Охотничьи промхозы не имеют юридических прав на регулирование использования ресурсов, заготовками которых они занимаются. Поэтому в закрепленных за ними угодьях появляются различные «чужие» заготовители. Недостаточны права самих хозяйств на заготовки деловой древесины, отлов рыбы в лесных водоемах и некоторые другие виды лесопользования. Экономические механизмы не обеспечивают в самих промхозах развития специфических для них и особо важных видов деятельности, в том числе и заготовок охотничьей пушнины.
Несомненно, что при устранении этих и некоторых других недочетов охотничьи промхозы смогут полнее и комплекснее осваивать лесные ресурсы.
Со своей стороны и лесохозяйственные организации предпринимают усилия по комплексному освоению лесных земель. В некоторых солирования. а также в результате повышения отпускных цен на некоторые виды продукции промхоз перешел в категорию прибыльных (Парфенов, 1971).
Лесозаготовки в 1968 г. дали 76,6% всей валовой продукции (в суммарном выражении): на долю живицы пришлось 9,7, переработки древесины и изделия ширпотреба —5,4, заготовки лекарственно-технического сырья—0,3%; эти так называемые устойчивые элементы комплекса дали 92% всей валовой продукции.
Представляют интерес и некоторые экономические показатели работы Горно-Алтайского леспромхоза.
В 1968 г. выпуск валовой продукции на 1000 га лесной площади составил в этом хозяйстве 6274 руб., фондоотдача на 1000 руб. основных промышленно-производственных фондов (в ценах 1967 г.) 1224 руб., выработка продукции на одного работника — 3629 руб., прибыль — 244 тыс. руб. и общая рентабельность—18% (Саета, 1971).
Теоретически структуру продукции комплексных промхозов, по Крылову (1971), можно представить следующим образом (по суммарной валовой стоимости в процентах от общего количества получаемого продукта:
Однако для того, чтобы добиться такой структуры, на практике требуется соблюдение оптимального размера заготовок деловой древесины (его превышение отрицательно сказывается на остальных отраслях, занижение — на общей рентабельности производства), необходимы крупные капиталовложения, хорошая материально-техническая база и ряд других условий.
В определенных условиях лесное ведомство само может заниматься ведением охотничьего хозяйства в рамках многоотраслевых хозяйств. Однако в большинстве районов Сибири и Дальнего Востока изъятие сложившихся промысловых хозяйств у охотхозяйственных и заготовительных организаций сейчас не оправдает себя. Лесному хозяйству следует найти районы и угодья, где оно сможет строить свои комплексные хозяйства, не конкурируя с уже функционирующими системами и организациями. Возможно, когда-нибудь потребуется пересмотр имеющейся системы охотпользования, но делать это надо в плановом порядке на основе комплексного устройства лесных земель и соответствующего природно-хозяйственного районирования.
Следует добавить, что по существующим правилам и нормам лесхозы обязаны принимать деятельное участие в охране охотничьей фауны и в проведении биотехнических мероприятий. К сожалению, эти правила выполняются далеко не везде. Необходимо ввести охотхозяйственные мероприятия в планы работы лесхозов (разумеется, создав для этого определенные организационно-экономические условия) и оценивать общие результаты их деятельности и по выполнению охотхозяйственных планов.
Лаже беглое изложение состояния экономических, организационных и правовых вопросов в области комплексного лесопользования показывает важность и сложность этой проблемы. Развитие многостороннего и рационального использования лесных ресурсов в нашей стране зависит прежде всего от ее правильного решения.