Основополагающим является следующий принцип: ресурсы биосферы должны эксплуатироваться без общего снижения ее продуктивности и без ущерба для окружающей среды. Это минимум, ибо, как известно, во многих случаях человечество уже столкнулось с необходимостью восстановления продуктивности биосферы и утраченных свойств экологической среды.
Однако временное, локальное понижение продуктивности отдельных видов ресурсов и участков биосферы неизбежно. Например, сплошная рубка леса обязательно вызывает падение продуктивности какого-то участка лесных земель. Но оно перекроется благодаря спланированному заранее росту продуктивности леса на восстанавливающихся лесосеках данного хозяйства. Должен сохраняться оптимальный уровень продуктивности лесных земель, установленный для определенного региона.
В основе сохранения и преобразования природного равновесия лежат следующие принципы. Механизм и формы проявления природного равновесия чрезвычайно многообразны и сложны. Об этом надо помнить и сохранять в мозаичном ландшафте достаточное количество первичных природных сообществ, обладающих обычно большой стабильностью и устойчивостью, воздерживаться от их недостаточно обоснованных преобразований.
Устойчивость биологического равновесия и оптимального качества экологической среды человека будут достигнуты при разумном сочетании и чередовании первичных и антропогенных (вторичных) ландшафтов. Поэтому необходимо разработать критерии целесообразности преобразования в хозяйственных интересах первичных ландшафтов во вторичные при сохранении естественного равновесия на новом уровне.
Критерии могут быть самыми различными. Например, при осушении болот следует учитывать их роль в поддержании естественного круговорота воды в природе, объем даваемой ими первичной и вторичной продукции (растительной массы, рыбы, охотничьих животных), их функцию своеобразных резерватов, труднодоступных оазисов живой природы среди возделанных земель и многое другое.
Определение роли отдельных отраслей природопользования в природных и хозяйственных комплексах, установление объемов получаемой от них продукции и планирование их территориального размещения можно решить только с участием экологов, экономистов, географови представителей других наук. Особенно большая роль в разработке этой проблемы принадлежит экологии.
Необходимо иметь полные кадастры всех ресурсов, провести комплексную инвентаризацию земельных угодий и районирование территории. В итоге должны быть выделены природно-хозяйственные комплексы и разработаны перспективные планы эксплуатации имеющихся в них ресурсов (Дёжкин, 1971).
Экономика природопользования находится сейчас в процессе становления. Работы акад. Н. П. Федоренко, проф. П. Г. Олдака и ряда других ученых наметили некоторые пути ее развития. Несомненна целесообразность установления платы за использование всех природных ресурсов и, следовательно, определение их стоимости и цены.
Развивающаяся теория экономики природопользования требует поисков новых методов экономической оценки природных ресурсов и эффективности их добычи и переработки. Во-первых, некоторые ресурсы, например рекреационные и эстетические, пока вовсе не поддаются денежной оценке. Во-вторых, огромные масштабы использования отдельных ресурсов быстро изменяют их роль в современном обществе.
В трудах П. Б. Юргенсона содержатся глубоко продуманные требования к лесному хозяйству со стороны охотничьего хозяйства. Основываясь на результатах собственных исследований и на опыте мирового охотоведения, он сформулировал конкретные принципы взаимодействия этих отраслей хозяйства. Мы приведем пространную цитату, в которой выражена точка зрения этого ученого на лес как на высокопродуктивное охотничье угодье, поддержание которого позволяет бесперебойно проводить основные лесохозяйственные функции:
Наилучшим комплексом охотничьих и лесных угодий будет лесной массив (организованный в лесхоз, или леспромхоз, или лесоохотничье хозяйство), леса которого в совокупности обладают следующими признаками-свойствами: разнопородностью, разнополнотностью, разновозрастностью и многоярусностью. Кроме того, им должна быть свойственна частая, мозаически пестрая смена не слишком мелких выделов насаждений, обеспечивающая наличие вышеназванных признаков, иначе говоря, частые контакты между выделами разных пород, возрастов и типов. Это не исключает ценности сочетания данных признаковв пределах одного типа — наличия смешанных, многоярусных и разновозрастных лесов как свойств самих насаждений, а не только их сочетаний.
Помимо этого, очень ценны многочисленность лесных полян, лесных речек, значительная протяженность опушек не только с полевыми угодьями, но и с лесосеками, болотами между высокоствольным лесом и молодняками, а также хорошая (обильная) представленность таких угодий, как редины, прогалы и лесолуга…» (Труды Завидовского заповедно-охотничьего хоз-ва, 1969, вып. 1. с. 17).
П. Б. Юргенсон считает, что противоречий между охотничьим и лесным хозяйством в описанных выше методах обычно нет, если последнее ведется на основе принципов непрерывного пользования и нормальной лесосеки, оборота рубок с равномерным размещением лесосечных делянок и соблюдением рациональных сроков примыкания.
Эти общие требования к лесным охотничьим угодьям для отдельных видов животных должны быть конкретизированы. Как отмечает цитируемый автор, для лося и глухаря зимой необходимо наличие сосны и сосновых насаждений. Для рябчика, белки и лесной куницы требуется ель, для кабана, оленя и косули — дуб, для лося, зайца-беляка и (в осеннее время) для глухаря — скина, для рябчика и тетерева — береза. Лучшие условия дают смешанные леса, так как потребности вида в течение года редко ограничиваются какой-либо одной породой. Но иногда достаточно иметь пеструю мозаику лесных местообитаний по господствующей породе и частое чередование этих местообитаний.
Учитывая изложенные выше взгляды П. Б. Юргенсона, а также некоторые общие принципы взаимодействия смежных отраслей природопользования (Дёжкин, 1971). можно сформулировать следующие принципы совмещения деятельности охотничьего и лесного хозяйств:
1.Поддержание микромозаики экологических условий в лесном ландшафте — более частое чередование типов леса, возрастных классов, уменьшение площадей монокультур, поддержание системы прогалин.
2. Сохранение макромозаики ландшафта — предотвращение уничтожения небольших и отчасти средних лесных болот, естественных долин речек и ручьев, лугов и пастбищ на лесных землях.
3. Разумное (с экологической и экономической точек зрения) сочетание и использование всех элементов экосистем в лесных угодьях для увеличения их биологической продуктивности.
4. Повышение общего выхода продукции с единицы площади лесных угодий (на основе роста биологической продуктивности) путем организации широкого хозяйственного комплекса — собственно лесная продукция, продукция сопутствующих лесных отраслей (ягоды, грибы, орехи, мед, живица, лекарственно-техническое сырье и пр.), продукция сельского хозяйства на лесных землях, охотничьи животные, рыба, рекреационное пользование. При этом допустимо некоторое снижение исходного объема собственно продукции лесного хозяйства.
5.Использование объективных, расширенных критериев оценки лесных угодий, включающих не только стоимость продукции лесного хозяйства и сопутствующих отраслей, но и стоимость и оценку экономических результатов жизнедеятельности полезных диких зверей и птиц, эстетического, научно-культурного и социально-психологического значения охоты.
6. Проведение комплексных мелиорации, учитывающих интересы всех отраслей хозяйства и способствующих повышению общей биологической продуктивности лесных земель, отказ от узкоцелевых мелиорации, снижающих общую продуктивность земель.
7. Постоянное согласование текущей производственной деятельности всех отраслей природопользования, эксплуатирующих биологические ресурсы лесных земель, в интересах каждой из отраслей и всего природного и хозяйственного комплекса. Отказ от приемов и методов, удовлетворяющих потребности одной отрасли и противоречащих коренным интересам других. Компенсация ущерба, нанесенного различными отраслями друг другу, на основе объективной оценки стоимости их ресурсов.
Рассмотрим некоторые лесохозяйственные мероприятия, которые позволяют улучшить или предотвратить ухудшение условий обитания лесных охотничьих зверей и птиц, и охотхозяйственные мероприятия, отвечающие интересам лесного хозяйства.