Этот отряд в фауне нашей страны насчитывает более 20 видов, но большинство из них не являются охотничьими. Из охотничье-промысловых видов с лесом в той или иной степени связаны выхухоль и крот.
Обыкновенная выхухоль населяет пойменные лесные водоемы в бассейнах Волги, Дона, Урала. Она была интродуцирована еще в нескольких речных бассейнах, в том числе Западной Сибири, но результаты этих выпусков окончательно не выявлены.
Зверек всеяден, в его «меню» входят свыше 90 названий животных и растений, встречающихся в воде. Это различные личинки (стрекоз, ручейников, комаров, мух), черви, пиявки, некоторые рако- и паукообразные, моллюски (особенно двустворчатые: беззубка, перловица); из растений — рогозы, тростник, ежеголовка, кубышка, кувшинка и др.
Жизнедеятельность выхухоли не имеет (или почти не имеет) никаких последствий для лесных сообществ. В то же время она в огромной степени зависит от леса, который обеспечивает ей необходимые гнездовые и защитные условия. Деревья и кустарники скрепляют своими корнями берега водоемов, предотвращают проникновение к прибрежьям скота, который проваливает норы выхухоли, вызывая иногда гибель молодняка.
«Значение пойменного леса в жизни выхухоли особенно четко выявляется весной. В дуплах и больших скоплениях наплыва, задержанного лесом, выхухоль находит себе надежные убежища, живет здесь и не сносится весенним потоком. Кроме того, лес в пойме служит своеобразным щитом, сдерживающим течение весенних вод. В районе лесных насаждений имеются участки, к которым выхухоль явно тяготеет. При замедленном течении усиливается также процесс оседания питательных веществ, транспортируемых водой…
Лес умеряет силу ветра, который усиливает испарение влаги с поверхности, а в разлив вызывает бурные волнения, опасные для выхухоли».
Автор, которого мы только что цитировали, проанализировал зависимость между наличием лесных насаждений на берегах водоемов и плотностью населения выхухоли. Оказалось, что в районе р. Оки на территории Спасского и Ерахтурского районов Рязанской области, на 10 км береговой линии озер приходится в среднем в безлесных местах 0,53, в облесенных — 29,6 зверька.
Вырубка прибрежных лесов и кустарников вокруг пойменных стариц и речных затонов, загрязнение вод, неупорядоченная хозяйственная деятельность в поймах, особенно ловля рыбы ставными снастями, вызвали уменьшение коренного ареала выхухоли и сокращение ее численности.
Хотя выхухоль имеет довольно ценную шкурку, роль этого зверька в промысле невелика, главным образом из-за его малочисленности. Добыча его запрещена.
Значение выхухоли в ином: этот древнейший зверек обитает только в нашей стране, причем в бассейнах всего нескольких рек. Он представляет очень большой научный интерес. Значит, мы должны помнить о нем при проведении всех хозяйственных работ в поймах для того, чтобы спасти его от исчезновения, сберечь в фауне нашей страны.
Кроты. В нашей стране обитает пять видов кротов, относящихся к двум родам: европейский, кавказский и сибирский — к роду Talpa, дальневосточный (уссурийский) и японский — к роду Mogera. Остановимся на характеристике двух видов.
Европейский крот имеет обширный ареал, от западных границ страны до Западной Сибири; восточнее находится ареал сибирского крота. На севере граница распространения этого вида не выходит за пределы лесотундры. Южная граница распространения почти всюду совпадает с южной границей леса.
Крот населяет как лесные биотопы, так и открытые пространства — луга, пашни и т. д. Но больше всего этих животных в лесах, и это связано с богатством почвенной фауны, с ее сезонными вертикальными миграциями. Под пологом леса смягчаются резкие колебания температуры и влажности, создаются благоприятные условия для нахождения животных организмов в верхних горизонтах почвы в течение круглого года. Это обстоятельство очень важно для крота, не впадающего в зимнюю спячку.
Численность крота колеблется по годам, что связано с доступностью основного корма — дождевых червей. Губительно на кротов действует засуха, когда черви перебираются в нижние горизонты почвы. В лесах же, где влажность всегда более высокая, засуха для животных менее опасна.
Вопрос о пользе и вреде крота, в том числе о роли его в лесных биоценозах, неоднократно рассматривался на страницах специальной литературы. Некоторые ученые причисляют его к числу безусловных вредителей лесного и сельского хозяйства и даже предлагают полностью истребить.
Действительно, крот причиняет определенный вред лесным питомникам, огородам, садам и полям, так как, прокладывая ходы у поверхности почвы, нарушает корневую систему растений. Кроме того, он поедает полезных дождевых червей. На лугах и пастбищах Западной Украины местами можно насчитать 5—10 и даже 20 тысяч земляных выбросов (кротовин) на каждом гектаре; растительность на них либо отсутствует, либо изрежена. Эти неровности почвы затрудняют покос и уборку урожая.
На северо-западе России в наиболее кормных угодьях ежегодно появляется до 500 кротовин на 1 га, общее же их количество на эту площадь достигает иногда 5000. Если учесть, что вес земли, выбрасываемой зверьком в одном месте, достигает 4—5 кг, легко подсчитать общий вес перемещаемой кротами земли (Русаков, 1970).
В широколиственных лесах Московской области выбросами земли из кротовых ходов бывает покрыто до 30% общей площади. Земля засыпает растительность, изменяет ее обилие и состав. В поверхностных слоях разлагаются остатки мхов, что ведет к накапливанию гумуса. Отмечено также, что на кротовинах создаются хорошие условия для произрастания семян ели (Тихомиров и Абатуров, 1966).
В целом ущерб, причиняемый кротом, окупается пользой, которую приносит это животное, уничтожая личинок майского жука, жуков-щелкунов, проволочных червей, долгоносиков и многих других вредителей растений. Кроме того, разрыхляя почву, крот аэрирует ее, повышает ее плодородие. Регулярные выходы кротов на поверхность появляются в июле — августе, в период расселения молодняка, а также во время засух, когда дождевые черви опускаются на глубину до 60—100 см. В летнюю засуху кроты ночью выходят на дно оврагов, на берега рек и ручьев и охотятся на наземных животных: насекомых, моллюсков, земноводных.
Установлено, что крот прокладывает подземные ходы со скоростью 70—120 см в час. Кормовые ходы бывают на глубине всего 1—5 см. В лесу они представляют собой приподнятые бороздки. Постоянные ходы находятся на глубине 14—20 см и имеют гладкие утрамбованные стенки. Протяженность ходов достигает нескольких километров.
Массовый промысел крота в центральных областях европейской части Советского Союза проводят со второй половины июня, когда наблюдается ход подросшего молодняка. Несвоевременное начало промысла ведет к уничтожению кормящих самок, а также к заготовкам неполноценных шкурок.
Несмотря на широкое распространение этого животного, в дореволюционной России его совершенно не добывали. Промысел начался только при Советской власти. Наибольшее количество шкурок было сдано на заготовительные пункты в 1935 г. — свыше 31 млн.В 1968—1969 гг. было сдано менее 6 млн. шкурок, что связано с ослаблением материальной заинтересованности в добыче крота. С 1970 г. закупочная цена на кротовые шкурки повышена в 2 раза, и заготовки их увеличились.
Крота следует рассматривать как полноценного члена лесных биоценозов. Численность его можно контролировать преимущественно в процессе промысла.
Дальневосточный (уссурийский) крот в СССР обитает в южной части Дальнего Востока; его ареал в Приморском крае представлен двумя неравными площадями, которые разделены Туйфуно-Ханкайской низменностью.
Уссурийский крот встречается только в лесных биотопах, преимущественно в долинах рек и у подножия гор. Осенью 1959 г. в ильмово-широколиственных лесах долин имелось в среднем 253 крота на 100 га, в смешанных широколиственных—130, кедрово-широко-лиственных — 61. Плотность крота в лесах на склонах гор была значительно ниже, она колебалась от 12 на 100 га во вторичных дубово-широколиственных лесах южных склонов до 17 в кедрово-широко-лиственных лесах (Охотина, 1966). Питается крот в основном дождевыми червями, личинками пластанчатоусых, гусеницами бабочек, муравьями. Менее охотно он поедает имаго жуков, личинок щелкунов, куколок бабочек.
Включаясь в дискуссию о роли крота в хозяйстве и природных комплексах, М. В. Охотина (1966) относит его к числу крайне полезных видов, уничтожающих огромное количество очень вредных для леса беспозвоночных. Особенно велика его роль на зарастающих вырубках и гарях и в дубняках морских прибрежий. По мере восстановления лесов доля вредных беспозвоночных — гусениц и куколок бабочек, личинок двукрылых, жуков, щелкунов, и чернотелок — в рационе уссурийского крота сокращается, увеличивается доля полезных беспозвоночных, в первую очередь — дождевых червей.
Отличие уссурийского крота от европейских видов в том, что он не выбрасывает землю из глубоких слоев в виде кротовины, а рыхлит ее поверхностные слои. Тем самым этот зверек «перелопачивает» почву, способствуя ее дренированию и аэрации.